Конспект ООД
Познавательно - исследовательской деятельности
в группе раннего возраста
тема «Удивительный песок»
Цель: Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Дать элементарные представления о свойствами песка: сыпучий, теплый, сухой, состоит из песчинок.
Побуждать детей обследовать песок.
Закрепить названия цветов.
Развивающие:
-развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей рук, координацию движений.
Развивать интерес к экспериментированию.
Развивать слуховое внимание и восприятие.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.
Уточнить и закрепить правила безопасной игры с песком.
Словарная работа: сыпучий, теплый, сухой.
Предварительная работа: Игры с песком в зоне «экспериментирования», рисование на сухом песке, рассматривание иллюстраций « Игры с песком», чтение стихотворений о песке, загадки. Разучивание с детьми пальчиковой игры «Я пеку, пеку, пеку»
Средства: песок, совочки, формочки, воронка, баночка с сухим песком, влажные салфетки, морковка с угощением, ноутбук, столик с подсветкой для рисования на песке. Игрушка зайчика.
Форма проведения: подгрупповая.
Способы: Сюрпризный момент. Загадывание загадки. Подвижная игра «Песчинки». Дидактическая игра « Какого цвета формочка и совок». Экспериментирование с песком. Рисование на песке.
Ход занятия-экспериментирования:
1.Игровой момент. Звучит музыка.
Раздается стук.
Воспитатель: Интересно, кто к нам пришёл в гости?
Из-за ширмы появляется игрушка зайчика. В лапах зайчика прозрачная баночка с сухим песком.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл зайчик Стёпа. Давайте поздороваемся с ним.
Дети здороваются.
Воспитатель: Стёпа, что ты принёс детям?
Стёпа: Я маленький и не знаю, что это такое. А вы уже за зиму выросли и стали большими, скажите вы, что это такое.
Воспитатель: Ребята, поможем Стёпе?
Воспитатель загадывает загадку.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь- можешь брать,
И в куличики играть. Что это?
Дети. Песок.
Воспитатель. Правильно, песок.
Воспитатель показывает детям песок.
Воспитатель: У нас тоже песок есть в группе. Дети, покажем Степе, где у нас находится песок.
Дети показывают.
Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель: Стёпа сейчас мы тебе всё расскажем о песке.
2. Уточнение правил безопасности.
Во время занятия:
не брать песок в рот;
не обсыпаться песком;
не тереть глаза грязными руками.
3. Выполнение 1-й части эксперимента. (Песок он светлый, сыпучий.)
Воспитатель: Что насыпано в нашей ёмкости? (песок) Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый ).
Вывод. Правильно, песок сухой, тёплый. Скажем вместе: сухой, тёплый.
Воспитатель: Стёпа, запомни этот песок – сухой. (Дети повторяют).
- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).
- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)
- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)
- Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой, сыпучий. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта).
Воспитатель демонстрирует опыт:
-Я беру воронку, а песочек весь через неё сыпется.
-Я беру ситечко, опять песочек через сито сыпется.
Песок сухой, сыпучий.
Дидактическая игра «Какого цвета формочка и совок». Цель: закрепить названия цветов, развитие разговорной активности детей. Воспитатель: У вас лежат формочки, скажите какого они цвета?
( Ответы детей).
Воспитатель: Давайте насыплем в формочки песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. (Дети выполняют задание.)
- Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)
Воспитатель: Стёпа, запомни, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.
Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Давайте поиграем, выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. ( Звучит вальсовая мелодия. Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. ( Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).
4. Выполнение 2-й части эксперимента.
Воспитатель: Дети на песке можно рисовать (рисует на песке несложный узор, предлагает детям попробовать).
Дети рисуют на песке прямые и волнистые линии- дорожки.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот какая длинная прямая дорожка получилась у Жени. У Евы дорожка волнистая, короткая.
Воспитатель:
Нарисуем большой круг,
Много лучиков вокруг,
Это солнышко сияет.
Всех теплом нас согревает!
5. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте Стёпе напомним всё, что мы узнали о песке.
Стёпа начинает фразу, дети заканчивают.
- Я узнал, что песок сухой…(светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики). На песке можно рисовать.
Стёпа: Спасибо, дети, что рассказали мне о песке. Я подарю вам волшебную морковку (угощение для детей). А сейчас мне пора в лес. Меня мама ждёт, до свидания.
Дети: До свидания!
-Ребята, вам понравилось играть в песок? (Ответы детей)
В ладошки наши посмотрите -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!