Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ

-Предотвращение употребления подростками Пав. - Формирование у подростков здорового жизненного стиля.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное Автономное «Утверждаю»

Учреждение Республики Коми Заведующая педагогическим

«Санаторий «Лозым»» отделением ГАУРК

Принята педагогическим «Санаторий«Лозым»»

Советом ГАУ РК санаторий И.В.Лисюк

«Лозым»« 21» сентября 2018 г.

« 21» сентября 2018 г.

Рабочая учебная программа

«Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ»

Составитель:

Воспитатель:

Краснова Виктория Николаевна

Сыктывкар, 2018 г.

1.Пояснительная записка

Главной целью программы:

Развитие личностных и социальных навыков подростков среди всех поставленных задач стоят и такие:

-Воспитание отрицательного отношения подростков к вредным привычкам

-Способствовать отвыканию отдельных подростков от вредных привычек.

-Сформировать представление о риске, связанном с употреблением психоактивных веществ

-Обеспечить учащихся навыками сопротивления социальному давлению.

-Выработать навыки социального отношения к здоровому образу жизни.

Мы должны в первую очередь работать с первичной профилактикой. Она направлена тем детям, которые не употребляли ПАВ и включает мероприятия ,которые предупреждают возникновению зависимого поведения, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка. Содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Цель первичной профилактики:

1.Предотвращение употребления подростками ПАВ

2.Формирование у подростков здорового образа жизни

Основные мероприятия по реализации программы 2012-2014 год

№ занятия

Наименование мероприятия

Формы поведения

Сроки проведения

Ответственный

1

1 занятие

Анкета, направленная на изучение характера отношение подростков к наркотикам . Анкетирование при входе в программу.

Анкеты

Сентябрь-октябрь

Воспитатель

2

2 занятие

Классный час «Употребление психоактивных веществ»

Классный час

Сентябрь

Воспитатель

3

3 занятие

Тренинг №1 «Курению- скажем нет! ПАВ»

Тренинг

Октябрь

Воспитатель

4

4 занятие

Тренинг №2 «Здоровье и функциональная семья»

Тренинг

Октябрь

Воспитатель

5

5 занятие

Тренинг №3 «Мифы и реальность»

Тренинг

Ноябрь

Воспитатель

6

6 занятие

Проектная деятельность «Мифы о курении»

Классный час

Ноябрь

Воспитатель

7

7 занятие

Мозговой штурм «Курение и не курение»

Мозговой штурм

Декабрь

Воспитатель

8

8 занятие

Игра «Чемоданчик курящего школьника» (приложение №13)

Игра

Декабрь

Воспитатель

9

9 занятие

Мини-лекция «Новые санкции за несоблюдение антитабачного закона»

Лекция

Январь

Воспитатель

10

10 занятие

Классный час «Наркотики и жизнь»

Классный час

Январь

Воспитатель

11

11 занятие

«Турнир – Викторина об алкоголе»

Тренинг

Февраль

Воспитатель

12

12 занятие

Занятие с элементами тренинга «Стресс и жизненные трудности»

Тренинг

Февраль

Воспитатель

13

13 занятие

Анкетирование

Анкеты

Март

Воспитатель

14

14 занятие

Тренинг «Стадия агрессии»

Тренинг

Март

Воспитатель

15

15 занятие

Занятие с элементами тренинга «Понятие зависимости»

Занятие

Апрель

Воспитатель

16

16 занятие

Занятие «Чувства всякие нужны»

Занятие

Апрель

Воспитатель

17

17 занятие

Оформление информационного родительского уголка «Профилактика алкоголизма ,курения и наркомании»

Оформление информационного материала

Май

Воспитатель

18

18 занятие

Выставка детских работ «Мы против наркотиков»

Оформление детских работ

Май

Воспитатель

19

19 занятие

Занятие с элементами тренинга «Я- концепция.» Самооценка, отношения к себе

Занятие

Июнь

Воспитатель

20

20 занятие

Анкетирование по здоровому образу жизни

Анкеты

Июнь

Воспитатель

2. Тренинги с подростками

Программа мотивации подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ.

Содержание программы:

-Программа ориентирована на школьников 12-14, 15-17 лет.

-Приемная структура каждого занятия

1. Начало занятия (5-10мин). Приветствие членов группы должно сопровождаться установлением атмосферы доброжелательности и доверия друг к другу. Участники группы должны почувствовать себя уютно и комфортно, что даст им возможность настроиться на совместную работу. Для этого используются различные игровые упражнения, способствующие раскрепощению участников программы, снижению уровня тревожности, а также появлению групповой сплоченности и чувства безопасности.

2.Работа по теме (20-55 мин) с перерывами на разминку (5-15 мин). При работе с группой необходимо Следовать четкому плану занятия, сконцентрировать внимание участников на определенной проблеме. Активное участие в решении той или иной задачи без исключения членов группы является одним из основных условий работы. Воспитатель должен предоставить необходимую по теме в доступной форме, используя при этом яркие примеры из жизни, стимулировать открытое выражение участниками своих чувств и мыслей. Необходимо помогать группе эффективно овладеть жизненными навыками, при этом своевременно предупреждать нарушение в работе. Одной из основных задач работы является установление групповой динамики, на основе которой должны развиваться межличностные отношения в группе.

3.Завершение работы (5-10 мин) Работу по теме необходимо привести к логическому концу, при этом сохраняя атмосферу доброжелательности и открытости. Помочь участникам группы эмоционально реагировать на пройденное занятие, открыто выразить пожелания в улучшении работы в группе, подкрепить желание участников продолжать работу.

Структура занятий с подростками

Первый блок- Личностно-мотивационный. Осознание личностных особенностей (5 занятий)

-Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ.

-Создание мотивации на формирование здорового жизненного стиля знакомство с личностными особенностями. Целостная структура личности. Личность и характер. Сходство и различия.

-«Чувство всякие важны» эмоция и чувства, способны выражения эмоций. Навыки самоконтроля над собственными эмоциями.

- «Я- концепция», самооценка, отношение к себе. Самоэффективность.

-Понятие зависимости. Зависимость- иллюзорный способ ухода от решения проблем. Причины возникновения зависимости.

Второй блок- стресс- преодолевающий обучение навыкам преодоления стрессов и разрешения проблем (2 занятия)

-Стресс и жизненные трудности. Стресс- преодолевающий поведение. Разрешение проблем. Эффективные и неэффективные способы совладения со стрессами .

-Стресс- и проблемопреодолевающее поведения . Способы самопомощи в преодолении стрессов и решении проблемы.

Третий блок- социальной и коммуникативной компетенции. Развитие навыков общения (2 занятия)

-Общения особенности взаимодействия с окружающими ,разрешения конфликтных ситуаций.

-Модели общения. Формирования умения принимать и оказывать поддержку.

Четвертый бок- семейный (2 занятия)

-Здоровая и дисфункцональная семья. Зависимость от психоактивных веществ в семье. Семья, в которой я живу. Моя будущая семья.

-Зависимость и созависимость. Развития заболевания зависимости от психоактивных веществ и выздоровление. Стили общения в семье.

Пятый блок-Развитие личностных ресурсов и навыков здорового жизненного стиля ( 2 занятия)

-Границы личности. Групповое давление и умение отстаивать собственную позицию .

-Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Постановка ближайших жизненных ценностей.

Занятие №1 Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления психоактивных веществ.

Пояснительная записка

Цель: Знакомство с программой и методами работы в группе, установление доверительных отношений, принятия правил поведения в группе, создание открытого стиля общения.

Методы: Представления воспитателя. Информация о себе и о программе, о своих личных целях и целях программы.

1 Продолжительность работы-10 минут. Инструкция участникам: «Здравствуйте , ребята! Я буду вести эту программу и надеюсь, что это будет интересный опыт для вас и для меня»

Данная программа предлагает не только информацию о наркотиках. В процессе нашей работы можно будет получить новые знания, представленные о своих возможностях, ответ на разные важные вопросы, научиться справляться с трудностями и стрессами, узнать эффективные методы взаимодействия с окружающими и способы избегать употребления наркотиков или других психоактивных веществ. У каждогоиз присутствующих есть какие-то трудности в жизни. Кого-то мучает одиночество, неумение общаться, отсутствие друзей, неуверенность в себе, стеснительность, конфликт с родителями, учителями или сверстниками, трудный характер. Кто-то не умеет говорить «нет» в ситуациях, когда сверстники предлагают ему сделать что- то , чего он не хочет. Все эти и другие проблемы вы сможете решить, если примете решения участвовать в этой программе. Сейчас давайте познакомимся поближе. Пусть каждый представится назовет свое имя. При этом вы можете выбрать любое имя, которое вам понравиться. Воспитатель предлагает любое разминочное упражнение: «Баранья голова», «Мое имя» или другое. Упражнения помогает снять напряжение, возникает доверительная атмосфера, оживление. Вначале подросткам может быть трудно включиться в игру.

2 Разминка. Продолжительность 10 минут. Упражнение «Баранья голова». Первый участник называет имя, второй имя первого и свое, третий- имена первых двух и свое. Если участник забывает чье-то имя ,он произносит «Баранья голова». В итоге воспитатель называет имена всех участников группы. Упражнения ориентировано на знакомство, внимание к личности другого и осознание проявлений своей личности. В игре могут принять участие любое количество людей.

Упражнение «Мое имя» каждый из участников называет свое имя. Его задача изложить группе истории своего имени так, чтобы его было легко запомнить. Это может быть сделано в любой доступной формы, в виде истории, были или небылицы, понтонимы , рисунка. Упражнения помогает познакомиться, дает опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны развивает внимание к личности другого человека, способствуют сознанию безопасной атмосферы. В ней могут принять участие любое количество детей.

3 Работа по теме занятия, продолжительность- 20 минут.

Цель: Демонстрация демократичного и безопасного стиля общения.

Методы: Введение правил групповой работы

Инструкция участникам: « Ребята! Я перечислю вам общепринятые правила работы в группе:

*Полная конфиденциальность полученной в группе информации

*Открытость и искренность

*Возможность свободно высказывать свое мнение

*Обязательное присутствие на всех занятиях без опоздания

*Необходимость создания и поддержания теплой, дружеской атмосферой в группе

*Обязательное Выполнение всех заданий

4 Разминка. Продолжительность -10 минут

Цель: Преодоление усталости и напряжения. Усиление сплоченности группы.

Методы: Упражнения «Я- луноход», «Узел проблем». Упражнение: «Я- луноход» первый участник ходит по комнате и говорит: «Я –Луноход 1». Тот кто засмеется, становиться «Луноходом-2» и т.д. Так продолжается до тех пор, пока вся группа не станет «Луноходами»

Упражнение направленно на преодоление барьеров в общении , сплочении.

5 Работа по теме занятия. Продолжительность- 30 минут

Цель: Осознание участниками собственных жизненных трудностей. Мотивация на дальнейшую работу. Получение поддержки со стороны группы. Анализ атмосферы в группе, выявление лидеров в группе.

Методы: Упражнения «Узел проблем», игра «Групповое сочетание историй»

Оборудование: Ватман, фломастеры

Упражнения «Узел проблем» каждому из участников дается кусок веревочки. Предлагается внимательно посмотреть на веревочку, подумать над ней с какими проблемами и трудностями он хотел бы справиться в ближайшее время. Предлагается завязать на веревке такое же количество узелков. Далее участников просят поставить себе задачу разрешить или начать разрешать эти проблемы во время проведения программы. Ведущий говорит, что участники должны будут на последующих занятиях рассказывать, так идет их разрешение проблем, и развязать узелки, с которыми удалось справиться.

Упражнение не только помает подросткам выявить у себя проблемы , но и дает возможность почувствовать поддержку со стороны группы, мотивируют на включение в работу группы. Во время поведения этого упражнения возможны глубокие переживания, осознание того , что «завязанная» проблема не существует, желание развязать узелок прямо сейчас, желание решить проблему сегодня, иногда- в течении проведения программы.

Игра «Групповое сочетание историй» Воспитатель берет фломастер и пишет на ватмане начало какой-то истории. Он объясняет участникам, что они должны продолжить эту историю, чтобы она имела не только начало ,но и так же середину и финал. История не должна описывать то, что произошло в реальной жизни, или быть пересказам сюжета фильма. В конце полученная история зачитывается группе .Если группа не довольна созданным произведением, ведущий может мотивировать группу на более благоприятную развязку. Игра направлена на сплочение группы, преодоления барьеров в общении, снятия усталости и напряжения. Она так же позволяет выявить проблемы межгруппового взаимодействия. Игра не только помогает обозначить проблемы, но и дает возможность найти адекватные способы их разрешения.

6 Завершение работ

Продолжительность-10 минут.

Цель: Освоить навыки открытого общения, научиться не скрывая говорить о чувствах.

Методы: Завершающий обмен впечатлениями от занятия.

Занятие № 2. Создание мотивации на формирование здорового жизненного стиля. Знакомства с личностными особенностями. Целостная структура личности. Личность характер. Сходства и различие.

Пояснительная записка:

Цель: Закрепление мотивации на участие программы. Знакомство с особенностями собственной личности. Осознание целостности и многогранности личности, сходства и различия отдельных людей.

1 Начало работы: Продолжительность 10 минут.

Цель: Ведение в тему занятия. Методы: Обмен чувствами, упражнение « Волшебные ладошки». Оборудование : бумага, ручка.

Ребята! Сегодня мы познакомимся с понятием « характер». В переводе с древнегреческого характер означает « чеканка», « печать». Под характером понимают типичные, часто повторяющие в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы поведения. С одной стороны, жизнь формирует характер, с другой характер накладывает отпечатки, мысли, чувства человека. Характер отражает отношение человека к окружающему миру. В системе отношений принято выделять четыре группы характера :

Отношение к другим людям ( общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость)

Отношение человека к своему делу ( трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность).

Отношение человека к самому себе ( скромность, тщеславие, самокритичность ).

Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость). Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать отзывы о своем характере или характере других людей. Взрослые часто говорят : « У него ужасный характер». Давайте разберемся в понятиях « плохие» или « хорошие» черты характера. Одни и те же черты характера могут помогать или мешать человеку в разных случаях, приводит к успеху или неуспеху в разных жизненных ситуациях .Например, желание помогать людям- замечательное качество.

Упражнение « Волшебные ладошки». Каждому участнику раздается по два листка бумаги .Он пишет свое имя, затем на одном листе обводит карандашом свою левую ладошку, на другом – правую ладошку. На каждом пальце левой ладошки предлагается написать все положительные качества. На правом – все отрицательные. Затем все рисунки пускают по кругу, и каждый может между пальчиков дописать другие качества автора рисунка. С одной стороны, данная техника дает возможность осознать индивидуальность и неповторимость своей личности, а с другой показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.

2. Работа по теме занятия. Продолжительность – 20 минут. Цель : Знакомства с собой, формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности. Методы : Упражнение « Круг субличностей». Материалы : Бумага, фломастеры. Инструкция участникам: « Ребята! Наверное, вы часто обращали внимание, что в разных ситуациях : в школе, дома. На улице вы ведете себя по разному. Дело в том , что наша личность многогранна. В ней одновременно могут уживаться разные, иногда прямо противоположные частички. Некоторые стороны вашей личности могут оказаться вам совершенно неподходящими. И вам просто хочется избавиться о них. На самом деле не бывает плохих и хороших характеров. Почти у каждого из нас могут быть некоторые слабые места, которые нам необходимо знать, чтобы строить дружеские отношения со сверстниками и взрослыми. Чтобы узнать, из каких частиц состоит ваш характер, я попрошу вспомнить следующее упражнение. Упражнение « Круг субличностей» . Нарисуйте круг, разделите его на шесть секторов. Перечислите на листе бумаги все сокровенные желания, приходящие вам в голову ( иметь много денег, быть общительным и т.п. Выберите из списка шесть самых важных для вас желаний. Дайте им название ( умник, бездельник ). Упражнение направлено на формирование « Я – концепции», осознание сторон своей личности и выработка их принятия и позитивного отношения, формирование более глубокого отношения к друг другу.

3. Разминка. Продолжительность-5 минут. Упражнение «Перетягивание» . Участники делятся на две команды по какому – либо признаку. Каждая команда выстраивается в цепочку, держась за руки. В течение трех минут команды выстраиваются в цепочку, держась за руки. В течение трех минут команды пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Побеждает команда, которая первая перетянет противника.

4. Работа по теме занятия – 35 минут. Упражнение « Налаживание отношений». Две команды расходятся по разным помещениям и формулируют и записывают на ватмане характерные особенности ( позитивные и негативные) другой подгруппы, выявленные в предыдущем упражнений « Перетягивание».После завершения процесс ведущий предлагает дискуссию на тему « Позитивные и негативные черты характера.

5. Упражнение « Комплименты». Цель: Формирование позитивной «Я- концепции». Участники разбиваются на пары. В каждой паре участники по очереди рассказывают о себе что- то хорошее. Затем каждая пара должна положительно представить друг друга группе.

6. Завершение работы. Продолжительность- 10 минут. Цель : Развитие навыка внимательного отношения к себе. Обмен впечатлениями.

Занятие № 3. «Чувства всякие нужны». Эмоции и чувства, способы выражения эмоций. Навыки контроля над собственными эмоциями. Пояснительная записка. Цель: Закрепление мотивации на участие в программе .Знакомства с эмоциями и чувствами, навыками контроля своего эмоционального состояния.

Начало работы. Продолжительность – 10 минут. Цель : Вхождение в атмосферу группы. Методы: Обмен чувствами, повторение правил. Инструкция участникам : Ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям и чувствам. Согласно определению С.Л. Рубинштейна, эмоции – это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру, с их помощью индивид устанавливает связь между происходящими событиями и своими потребностями. Чувства выражают содержательную сторону эмоции, возникают в результате их общения. Выделяют 10 фундаментальных эмоции : интерес – волнение, удивление, страх, стыд, вина. Эмоции являются для человек источником важной информации, они необходимы для удовлетворения потребностей. Эмоции приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, насколько происходящее согласуется с установками и потребностями личности. Многие люди не умеют осознать собственные эмоции и чувства. Это происходит из- за « запрета» нашими культурными традициями на проявление многих эмоций (тепла, любви, понимания, радости ). В результате наши чувства оказываются « замороженными» ), как в холодильнике. Чтобы научиться раскрепощать свои эмоции, разрешить им « оттаять», важно уметь анализировать собственные чувства. Для этой цели сделаем упражнение « Передай маску».

Разминка. Продолжительность – 10 минут. Цель : Развитие навыка спонтанного реагирования. Методы : упражнение передай маску!». Ведущий фиксирует на лице определенное выражение ( маску). Поворачивается к соседу слева и « передает ему выражение своего лица», которое тот должен в точности повторить. Как только сосед слева справился с заданием, он меняет выражение на « новую маску» и передает ее следующему участнику. И так все по очереди «копируют» и « передают» маску. Упражнение помогает настроиться на работу, стать более внимательным, избавиться от плохого настроения.

Работа по теме занятия. Продолжительность- 30 минут. Цель: Знакомство с эмоциями и чувствами, навыки контроля своего эмоционального состояния. Упражнения: «Какое чувство возникает. Оборудование: ватман и маркеры. Упражнения «Какое чувство возникает» ведущий просит участников принять удобную позу и закрыть глаза. Он называет звуки, задача участников осознать какие чувства эти звуки вызывают. Перечисляемые звуки: резко тормозит машина, звук оркестра, настраивающего инструменты перед началом концерта, шум морских волн, набегающих на берег, смех за окном, упала и разбилась чашка, орудийные залпы во время праздничного салюта, громкий крик, плач ребенка и т.д. Затем ведущий просит участников перечислить все известные им чувства и записывает их на ватман. Проводит мозговой штурм на тему: «Зачем нужны всякие чувства?» Предлагает сделать рисунок «Плохие и хорошие чувства». Участники группы выполняют рисунки на данную тему на чистом листе, показывают группе и обсуждают. Если кто-то из ребят стесняются выносить свои работы на обсуждение, нужно постараться оказать ему поддержку и помочь набраться храбрости. Техники направлены на развитие эмоциональной сферы, обогащение эмоционального словаря, умение дифференцировать собственное эмоциональное состояние, выработку адекватного отношения к «хорошим и плохим» чувствам.

Разминка. Продолжительность- 5 минут. Цель: Разрядка, сплочение группы. Методы: Упражнения «Перышко». Упражнение «Перышко» участникам дается инструкция подвигаться по комнате и почувствовать свои ступни, пальцы , ощутить свои руки, кисти, свою голову, подбородок, веки. Затем их просят представить, что они превратились во что-то легкое, например в маленькое перышко или даже в нежную пушинку. Участникам дают инструкцию двигаться по комнате так, чтобы все тело изображало эту легкость. Можно изобразить парение, кружиться, вертеться, иногда «пролетать» низко над полом. При этом можно повторять про себя: «Я легкий(-ая), как пух, я могу двигаться очень легко ,я легко могу изобретать новые движения, я могу сделаться совершенно легким и наслаждаться танцем». Через 1-2 минуты ведущий останавливает парения и просит всех занять свои места.

Работа по теме занятия. Продолжительность -30 минут. Цель: обработка навыков контроля своего эмоционального состояния: узнавания , выражение, отреагирование эмоций. Методы: Упражнения «На что похоже мое настроение?», «Толкалки» , « Выражения настроения».Упражнения «На что похоже мое настроение?» Ведущий просит участников прислушаться к себе и ответить, на какой цвет сейчас похоже их настроение. Упражнение выполняется по кругу с мячиком. Затем участником раздается листы бумаги и маркеры, и они рисуют свое настроение, используя только линии, формы ,различные цвета. Затем каждый участник передает свой рисунок соседу справа. Его задача- отгадать какое настроение изображено на рисунке. Упражнение направленно на выработку навыка внимательного отношения к внутреннему состоянию, узнавание эмоций. Количество участников- любое. Упражнение «Толкалки». Участники разбиваются на пары, становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга, поднимают руки на высоту плеч и ладонями опираются о своего партнера. По сигналу ведущего они начинают толкать партнера ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Когда ведущий скажет «Стоп», все останавливаются. Упражнение позволяет анализировать агрессию через игру и позитивное движение. Упражнение «Выражение настроения», участникам дается инструкция двигаться по комнате и постараться почувствовать свои ноги и ступни, руки и кисти, пальцы, позвоночник и голову. Ведущий просит участников отметить «сонные» и «бодрствующие» части тела, подумать о том настроении, с которым они пришли на занятие, и выразить его походкой. Затем ведущий предлагает изобразить походкой другие состояния и настроения: очень уставшего человека, получившего чудесное сообщение, перепуганного человека, лунатика, бредущего с открытыми глазами, человека с нечистой совестью, получившего нобелевскую премию гения, предельно собранного человека. Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает воображение, позволяет эксперементировать с образом собственного «Я»

Завершение работы. Продолжительность- 5 минут. Цель: Обмен чувствами. Обмен впечатлениями.

Занятие №4 «Я- концепция»,самооценка, отношение к себе. Самоэффективность.

Пояснительная записка. Цель: знакомство с понятиями «Я- концепция», «Самоэффективность» Обучение навыкам формирования позитивной самооценки и самоэффективности.

1.Начало работы. Продолжительность-4 минуты. Цель: Вхождение в атмосферу группы. Методы: Обмен чувствами. Инструкция участникам. «Ребята! У вас сейчас сложный период перехода от детства к взрослости. В это время с вами происходит много разных изменений, в том числе меняется ваше представление о самом себе, о собственной личности. Ваше впечатление о себе складывается из оцкнок,которые дают окружающие вас люди. Так формируется ядро вашего «Я»- «Я-концепция». Сегодня мы поговорим о вашем отношении к себе, самооценке и навыков повышения самоэффективности.

2. Разминка. Продолжительность 30-60 секунд. Цель: Расслабление и разрядка, позитивные эмоции. Методы: Упражнения «Волчок». Упражнения «Волчок», участникам дается задание найти свободное место и вращаться, как волчок, по часовой стрелке. Можно нараспев произносить звук «И-и-и». Скорость вращения может быть любая, подходящая участником группы. Даннае упражнение помогает взбодриться, снять напряжение. Если у кого-то закружилась голова можно продолжить ему выбрать какой-либо предмет на уровне глаз и фиксировать на нем свое внимание при каждом повороте, а так же снизить скорость вращения.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность -30 минут. Цель: Формирование позитивного отношения к себе. Методы: «Безусловное принятие себя», «Все мои радости и печали». Упражнение «Безусловное принятия себя» Участникам дается инструкция сказать вслух самим себе: «Я принимаю себя таким, как я есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я принимаю себя со всеми проблемами и горестями. Я принимаю себя со всеми счастливыми моментами и радостями!» После этого ведущий просит участников прислушаться этих слов. В какой части тела отзываются эти фразы? Что мешает принимать себя со всеми достоинствами? Что помогает? После того как участники ответили на эти вопросы, ведущий просит повторить за ним следующую фразу: «Теперь я люблю себя безусловно и принимаю таким, каков я есть, со всеми достоинствами и недостатками». Участники обмениваются впечатлениями от упражнения. Упражнения «Все мои радости и печали». Ведущий просит участников представить в левой руке все свои недостатки, проблемы, горести, а в правой – достоинства, награды, радости. Какие ощущения в ваших руках? Одинаковые или какая-то из них легче, а какая-то тяжелее? Ведущий даст инструкцию соединить ладони вместе, прислушаться к ощущениям, затем соединить только кончики пальцев и снова прислушаться к ощущениям. После упражнения группа обменивается чувствами. Упражнения направленно на формирование позитивной самооценки, повышения самоэффективности.

4. Разминка. Продолжительность-15 минут. Цель: формирование ощущения значимости собственных слов и жестов. Методы: Упражнение «Разговор через стекло», «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях». Упражнение «Разговор через стекло» группа разбивается на пары. Первым номером дается задание без слов позвать в кино вторых, вторым- выяснить у первых задание по математике. Первые номера не должны знать, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними толстое стекло, через которое они не могут слушать друг друга. Затем проводиться обсуждения, смогли ли участники понять друг друга, договориться. Упражнение «Шарады» один из участников изображает мимикой и жестами какую-то фразу, остальные отгадывают. Участник, угадавший фразу, становиться изображающим. Упражнения «Разговор в парах на разных дистанциях». Участники разбиваются на пары. Им предлагается побеседовать на любую заданную тему, но при этом они сначала стоят в разных концах комнаты, потом продолжают разговор, стоя вплотную друг к другу. Затем участникам дается возможность занять наиболее комфортную для них дистанцию. Упражнения направлены на ощущения значимости собственных слов и жестов, на развитие межличностного взаимодействия, отработку навыков невербальной коммуникаций. Количество участников может быть любое.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность -30 минут. Цель: Знакомство с собой формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности. Методы: Упражнение «Карта моей души» Материал: бумага, фломастеры. Упражнение «Карта моей души» Участником дается инструкция нарисовать карту своей души, представив ее произвольным образом, например в виде зеленого шара, материка, острова или чего-нибудь еще. Необходимо дать название объекта, находящимся на карте. Затем рисунок показывается группе, участник рассказывает о своем рисунке. Упражнение даст возможность побывать с самим собой и направлено на формирование «Я- концепция», более глубокого отношения друг к другу. Количество участников 5-20 человек.

6. Завершение работы. Обмен впечатлениями. Продолжительность-10 минут. Цель завершения занятия. Отработка навыков адекватного самоотношения, развития самоэффективности.

Занятие №5. Понятие зависимости. Зависимость – иллюзорный способ ухода от решения проблем. Причины возникновения зависимости.

Пояснительная записка .Цель: Дать объективную информацию о действии, психоактивных веществ, сформулировать собственное отношение к алкоголизму и наркомании.

1.Начало работы. Вхождение в атмосферу группы. Методы работы : Обмен чувствами. Лекция «Проблемы злоупотребления психоактивными веществами». Факторы риска употребления подростками ПАВ. Биологические факторы риска: патология головного мозга, фактор наследственной отягощенности ( психическое заболевание у родителей, алкоголизм, наркомания). Фактор нарушенного развития ( наличие черепно – мозговых травм, хронических соматических заболеваний. Социально – психологические факторы: Фактор нарушенной семейной системы ( неполные семьи, вновь созданные семьи ). Патогенный тип воспитания ( все разрешается, слабый контроль, эмоциональное отвержение, гипопротекция, диктат ). Родители сами злоупотребляют или являются алкоголиками, наркоманами. Слабые социальные связи семьи, низкий уровень образования у родителей, насилие в семье, отсутствие смысла жизни. Предпосылки употребления психоактивных веществ: Биологические – изменения химического баланса мозга, психологическая низкая самооценка, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, закрепощенность, отсутствие навыков решения личностных проблем, неумение противостоять давлению окружающих. Возможные причины первых опытов употребления ПАВ естественное любопытство, желание просто попробовать, активны поиск новых видов удовольствия ,неумение сказать «Нет», трудности в понимании собственных границ, неосознанное желание убежать от сложностей жизни, отсутствие знаний о действий психоактивных веществ на организм.

2. Разминка. Продолжительность – 10 минут. Цель: снятие напряжения, сплочение, разрядка. Методы: Упражнения « Вещи, дарящие жизнь», « Игра с газетами». Оборудование: Несколько газет.

Упражнение « Вещи, дарящие радость». Участникам просят сесть удобно, закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха и вспомнить о тех, которые когда – либо дарили радость и хорошее настроение. Далее участников просят мысленно выбрать вещь, наиболее приятную в данный момент. Возможно, это будут капельки дождя, лепестки роз, или уютное теплое место своей постели. Ведущий просит участников припомнить свои чувства в этот момент счастья( в течении одной минуты). Теперь пусть образ этого события( или предмета), подарившего радость и хорошее настроение, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает .Но ощущение радости останется. Упражнение « Игра с газетами». Для этой игры требуются несколько газет. Группу просят разбиться на пятерки .Двойную газету разворачивают и кладут на пол. Необходимо попытаться всем впятером встать на этот «островок», не разрывая газеты, Обычно это удается пятерке без проблем. Тогда ведущий предлагает поэкспериментировать ; какова должна быть минимальная величина « острова», чтобы все пятеро на нем уместилось.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность- 35 минут. Цель: Ознакомить с объективной информацией о действий психоактивных веществ. Упражнение « Узел проблем-1». Ведущий задает участникам вопрос, что произошло с теми узелками, которые они завязывали на первом занятий. Если подростки стесняются говорить о своих проблемах, ведущий должен подать пример и рассказать о своих проблем, ведущий должен подать пример и рассказать о своих « узелках». Постепенно ведущий должен мотивировать всех участников на включение в работу. Групповое обсуждение позволяет ведущему перевести разговор на проблемы, возникающие при зависимости от психоактивных веществ. Для этой цели он предлагает ролевую игру « Мой друг- наркоман». Ведущий просит принять участие в сценке двух добровольцев, одному из них, Вите, предлагается сыграть роль наркомана, а другому, Васе,- его друга, не употребляющего наркотики. Задача Вити – уговорить Васю попробовать наркотик. Задача Васи – найти возможность отказаться любыми доступными ему способами.

Игра « Причины употребления психоактивных веществ». Ведущий предлагает участникам разбиться на две команды. Каждая из команд методом мозгового штурма разрабатывают плакат « Причины употребления психоактивных веществ» и представляет его группе. Полученные результаты о психоактивных веществах; Ведущий своим примером задает тон открытого, серьезного обсуждения данной проблемы. Методы: Упражнение «Послание миру». Оборудование: Ватман, ручки.

Упражнение « Послание миру». Оборудование: Ватман, ручки. В упражнение «Послание миру» группа делится на подгруппы ( две или три ) в зависимости от количества учащихся. Каждая подгруппа получает задание подготовить проект «Предотвращение употребления наркотиков среди молодежи». Задача участников- подготовить речь для предоставления проекта, лозунги, нарисовать плакаты со схемой действия. Ведущий поясняет, что они имеют полную свободу выборе мер предупреждения наркомании. Для разработки проектов участники могут использовать принципы «Мозгового штурма». Затем каждая команда по очереди выступает со своими предложениями. Упражнение направленно на выработку активной жизненной позиции, осознание собственной ответственности за решение данной проблемы. 4.Завершение работы Продолжительность- 10 минут. Цель: Навык разговора о чувствах. Методы: Обмен впечатлениями.

Занятие №6 1.Стресс и жизненные трудности. Стресс- преодолевающее поведение. Разрешение проблем. Эффективные и неэффективные способы совпадения со стрессом.

Пояснительная записка: Цель: Знакомство с понятиями «стресс». Стресс- преодолевающее поведение. Обучение способам эффективного разрешения проблем. Инструкция участникам «Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «стресс» и способами его преодоления. Принято считать, что стресс оказывает разрушительное действие на человека. Однако разные стадии стресса оказывают разное влияние на организм. Первая стадия стресса (Эустресс) считается умеренной и , наоборот, мобилизует все жизненные силы человека. Деятельность человека оказывается более успешной, чем в состоянии покоя. На второй стадии стресса (дистресс- разрушительный стресс) напряжения становятся слишком сильным, возникает торможение и чрезмерная суетливость. В состоянии эустресса пульс учащается до 90-100 ударов в минуту, при дистрессе свыше 100 ударов При эустрессе дыхание усиливается, приистрессе- учащается. При эустрессе наблюдается покраснения кожи, при дистрессе – побледнение или появления бело- красных пятен. При эустрессе возникает чувство жара, при дистрессе- озноб. При эустрессе улучшается способность к концентрации, переключению и распределению внимания, при дистрессе возникают трудности с распределением внимания. При эустрессе память улучшается, при дистрессе- ухудшается.

Начало работы. Продолжительность 10 минут. Цель: Создание рабочей атмосферы в группе. Методы: Разговор о чувствах, об итогах прошедших занятий. Информационное вступлении на тему «Что такое стресс».

2 Разминка. Продолжительность 6-10 минут. Упражнения «Сиамские близнецы». Каждый участник находит себе партнера одного с ним роста, встают спина к спине, опираясь друг о друга. Задание: не отрываясь друг от друга, медленно скользить вниз в общем ритме, пока партнеры не сядут на пол. Затем также нужно подняться вверх. Может быть любое четное количество участников. Упражнение направленно на снятие напряжения, установление контакта с другими людьми, способность понять другого человека.

3. Работа по теме занятия. Продолжительность- 40 минут. Цель: Осознание основных стрессов. Методы: Упражнения «Пять моих главных стрессов», «Ситуации вызывающие стресс», «Узел проблем-2». Упражнение «Пять моих главных стрессов» необходимо написать на листе бумаги 5 основных стрессовых событий за последнее время. Кроме того, нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы: «Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности? События, вызывающие стресс, уже произошло или ожидаются? Оно поддается контролю или нет?» Упражнение «Ситуации, вызывающие стресс». Участникам дается задание подробно описать стрессовую ситуацию и свое поведение в ней. Для этой цели необходимо заполнить таблицу

Ситуации

Мысли

Действия

Чувства

Поведения

1

2

3

4

5

Упражнение «Узел пролем-2». Ведущий предлагает вспомнить про «завязанные узелки проблем». Просит участников поделится своими успехами и недостатками. После того как вызываются добровольцы, он предлагает разобрать ситуации успешного разрешения проблем. В результате разворачивается оживленная дискуссия. Ведущий записывает эффективные способы решения проблем на ватмане.

4. Разминка. Продолжительность 5 минут. Ведущий указывает на одного из участников группы, представляя ее как хозяйку, которая пригласила всех в гости. У нее в доме развелась моль, задача участников- помочь хозяйке избавиться от моли. Далее ведущим просит участников убить по 10 штук моли и демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по предметам в помещении. Упражнение на снятие усталости и напряжения.

5. Работа по теме занятия. Продолжительность 20 минут. Цель: Выделение основных стратегий поведения человека в проблемных стрессовых ситуациях. Методы: Игра «Таможенники и контрабандисты». Игра «Таможенники и контрабандисты» группа делится на две команды : одна- таможенники, другая- контрабандисты по очереди проходят через таможню. В какой-то из переходов один из них должен пронести конверт. Таможенники не имеют права обыскивать контрабандистов, но могут задавать вопросы. Задача таможенников- догадаться, у кого из контрабандистов был конверт. Задача контрабандистов – найти такую стратегию поведения, чтобы спокойно пройти с конвертом таможню. Для этого требуются нестандартные подходы к выполнению задания. Игра повторяется несколько раз- до тех пор, пока все контрабандисты не совершат попытку пройти таможню.

6. Завершение работы. Цель: Обмен чувствами. Завершение работы.

Занятие № 7. Здоровая функциональная семья. Зависимость от психоактивных веществ в семье. Семья, в котором я живу. Моя будущая семья. Пояснительная записка:

Цель: Знакомство с понятиям « семья». Формирование ответственного отношения к взаимодействию между полами, позитивного отношения к понятию « семья».

1.Начало работы. Продолжительность-10 минут. Цель: Создание рабочей атмосферы в группе. Методы: Обмен чувствами, подведение итогов предыдущих занятий.

Инструкция участникам: « Ребята»! У вас сейчас очень трудный период. Вы как будто стоите на мостике, с одной стороны которого детство, с другой- взрослая жизнь. У вас происходят изменения в теле, оно взрослеет, настроение порой бывает неустойчивым. Его трудно контролировать, очень значимым становится мнение окружающих, особенно ваших ровесников. Взаимоотношения с родителями остаются важными, однако в семье начинают возникать разногласия по разным поводам. Очень часто это связано с желанием отстаивать собственное мнение, быть себе самому хозяином, самому принимать решения.

2.Разминка. Продолжительность- 5 минут. Цель: Разрядка. Методы: Упражнение: « Море волнуется раз». Участники становятся в произвольном порядке. Ведущий произносит фразу: « Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Начинается штиль, на месте замри!». Участники замирают. Затем действия повторяются снова. Упражнение помогает переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Способствует снижению мышечного напряжения.

3.Работа по теме занятия « Что такое семья».Семья, в котором я живу». Продолжительность-30 минут. Цель : Знакомство с понятием « семья». Создание семьи. Типы взаимоотношений в семье. Осознание семьи как целостного организма и своего места в семье. Методы: Упражнение « Преимущество и недостатки взрослого положения», « Связанные с одной целью» по теме «Семья». Упражнение « Связанные с одной цепью». Ведущий просит группу рассчитаться на первые, вторые, четвертые номера. Первые номера- мамы ( папы), вторые номера – старшие дети, третьи – младшие дети, четвертые – бабушки (дедушки). Участники обвязываются вокруг пояса короткой веревкой . После этого каждый привязывает к этой веревке концы длинных веревок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. В итоге недолжно остаться ни одного свободного конца. Ведущий сообщает , что члены каждой семьи связаны друг с другом, все вступают в какие - то взаимоотношения, как – то влияют друг на друга. Благодаря этому упражнению участники смогут представить отношение в семье. Затем ведущий просит участников вспомнить какую – ни будь повседневную ситуацию ( например, старший брат хочет поговорить с отцом а отец играет с его младшим братом) и изобразить эти действия согласно своей роли в семье. В конце веревки развязываются, и ведущий просит группу поделиться своими ощущениями.

4.Разминка. Продолжительность-10 минут. Цель: Сплочение, выработка групповых стратегии принятия решения. Методы: Упражнение « Бездомный заяц». Участники играют роль зайцев. Им дается инструкция взять газеты и встать на них, очертив границы собственного жилья. Кто сделает это самым последним, оказывается без домика бездомным зайцем. Бездомный заяц становится водящим. Зайцы должны незаметно от него ( взглядами и мимикой) договориться об обмене жилья. Задача ведущего во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Участник, оставшийся бездомный, становиться водящим. Упражнение помогает развитию быстроты реакции, сплочению, отработку навыков невербального взаимодействия.

5.Работа по теме занятия. Продолжительность – 40 минут. Цель: Знакомство семейными правилами и ролями. Понятия о семейных стратегиях поведения. Стресс - преодолевающее поведение в семье. Изучение способов самопомощи по улучшению отношению в семье. Методы: Техника « Моя семья», упражнение «Как я могу улучшить отношение в семье», « Письмо родителям». Техника « Моя семья». Инструкция участникам: Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и нарисуйте на нем ромашку с семью лепестками. Представьте, что это цветок – ваша семья. Напишите в сердцевине ромашки « Моя семья».

1. Посмотрите на этот цветок, подумайте о своей семье, представьте членом вашей семьи и перечислите их на первом месте.

2. Напишите на втором лепестке , что вам нравиться делать всем вместе с семьей.

3. На третьем лепестке напишите, какие правила существуют в вашей семье.

4. На четвертом напишите, какие решения принимаются в вашей семье? Кто именно это делает?

5. На пятом лепестке напишите, как реагируют члены вашей семьи, когда вам плохо, радостно?

6. В шестом напишите, как принято в вашей семье справляться с жизненными трудностями.

7. На седьмом лепестке напишите пожелания своей семье?. Посмотрите на этот цветок, прочитайте написанное. Какие чувства у вас возникают, когда вы думаете о своей семье? Упражнение « Как я могу улучшить отношение в семье». Ведущий просит участников написать на листе бумаги, что они могут сделать для того, чтобы отношения с родителями стали лучше.

6. Завершение работы. Обмен чувствами. Упражнение «Поглаживание».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игры и упражнения с элементами тренинга по профилактике психоактивных веществ.

1.Знакомство по парам. Краткое описание : Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей « знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг друге о себе, потом представляют партнера остальным участникам , говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечи сидящего впереди партнера. Затем рефлексия : кто что почувствовал.

Назначение: Знакомство, обретения опыта общения, опыта восприятия информации о другом и о себе со стороны, проявление внимания к личности другого, создание атмосферы психологической безопасности.

себя определенное количество общих черт, чувств, внешних и поведенческих признаков. Затем двойки объединяются в четверки. Назначение: Знакомство, проявление внимания к личности другого и осознание своей индивидуальности

вопрос, на который хотел бы получить ответ. Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос ,который ему достался. Назначение: Знакомства, выход на серьезный разговор, предоставление возможности увидеть на тот вопрос, который ему достался.

4. Путаница. Каждый берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача –не разнимая рук распутаться в новый круг. Назначение : Сплочение и проявление бережного отношения друг другу, снятие возбуждения.

4. Черные шнурки. Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами теми, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становиться ведущим. Назначение: Разрядка, проявление фантазии, осознание общности.

5. Упражнение - откровения. Упражнения- откровения типа « Мои пять самые»,учащимся передают конверт, в котором карточки, каждый берет одну, громко читает и сразу отвечает: Примеры карточек: « Мои 5 самые», 5 самых презираемых качеств личности, 5 самых близких людей, 5 самых ненавистных явлений в жизни, 5 самых веселых и смешных явлений, событий в жизни, 5 самых любимых произведений искусства, 5 самых лучших книг.

6. Упражнение « Подарки». Все участники по кругу высказываются « Что бы я хотел подарить сидящему рядом?». Называется то что, по мнению говорящего, могло бы по – настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок. Затем тот, кому « подарили», благодарит и сообщает о своих чувствах.

7. Упражнение « Салки – обнималки». Водящий может осалить того, у кого нет пары. Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединился последним. Назначение: Разрядка, взаимовыручка, спасающий физический контакт.

8. Упражнение « Слепец и поводырь». «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают. Назначение: проживание опыта ответственности и беспомощности, доверия партнеру. Назначения: Участники могут по – разному доверять разным членам группы. Можно узнать заранее, кто с кем идти, но может выявиться человек, которому никто не доверяет, это опасно. Но в тоже время кому – то было бы полезно узнать, что ему доверяют.

9.Упражнение « Ритм». Участники по очереди задают ритм хлопками так, чтобы он вписывался в уже звучащий. Назначение: Сплочение и ощущение общности группы, снятие возбуждения, разрядка.

10.Упражнение « Ассоциации». Краткое описание: Мяч перекидывается в кругу и каждый у кого в руке мяч называет слово. Тот, кому мяч перекинули , называет слово – ассоциацию к сказанному предыдущим участником. Назначение: Развитие ассоциативного мышления, создание условий для самораскрытия.

11.Упражнение: Слепой паровозик». Участники сцепляются в маленькие паровозики по два или по трое. Тот, кто спереди, закрывают глаза и слушают движений последнего. Тот, кто в середине,- нейтрален. Игра происходит молча. Интересно, когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков. Назначение: Разрядка, сплочение.

12. Горячий стул». Один из участников по желанию садится в центре круга, остальные говорят ему, с чем он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания всех участников во время упражнения. Назначения: Тренировка навыка восприятия мнения окружающих о себе; провоцирование возникновения сильных переживаний, развитие группового процесса.

13. Клубок. Каждый из участников, держа в руках клубок, говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутину» можно распутать, а можно скомкать. Назначение: Осознание общности проблем и возможности взаимоподдержки.

14. Надписи на стене. Участникам прикрепляется на спине листок и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится друг в друге. Назначение: Обретение опыта получения позитивной обратной связи и доверительного отношения в группе.

15. Невербальное знакомство. Участникам предлагается молча и хаотично знакомиться друг с другом

*руками с закрытыми глазами

*глазами

*спинами и т.д.

Назначение: Обретение опыта преодоления барьеров в общении, осознании собственных коммуникативных затруднений.

Отзывы воспитанников по занятиям с элементами тренинга по профилактике психоактивных веществ.

«Я не знала, что это так страшно и можно умереть или стать инвалидом» Носкова Ксения уч.6 класса СШ№1 Сыктывкар 2018г.

«Я не хочу чтобы мои друзья пили водку, курили и принимали наркотики!» Суворов Вячеслав уч.5 класса п.Казлук Усть-Вымский р-он 2019 г.

«У меня появилось впечатление, что как могут остальные курить, пить- ведь это, во-первых, вредно, а во-вторых, это ведь невкусно. Матюшева Полина уч.5 класс п.Благоево Удорский р-он.

«Занятие заставляется задуматься каждого о себе, о своем будущем. Ващенко Андрей уч.8 класс п.Первомайский Сысольский р-он.

«Такие тренинги, я считаю, что должны проводиться, потому что эти проблемы очень актуальны в наше время и ,все должны о них знать. Сидорова Дарья уч:8 класса г.Усинск.

Информационный стенд профилактика алкоголизма, курения и наркомании.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области