Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«БАРОККО В ИСПАНИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ДИЗАЙНА»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Академия Архитектуры и Искусств

Южного Федерального Университета

Доклад

на тему: «ПЛАНИРОВКА ВЕНЕЦИИ 15-16 вв.»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

И ДИЗАЙНА»

Работу выполнила:

ст. гр. АП-32 Хатламаджиян М.Х.

Преподаватель: Бучка А.М.

Ростов-на-Дону

2019 г.

Содержание

План Венеции…...........................................................................................3

Основные особенности планировки Венеции….......................................4

Влияние социально-экономических функций на план города................4

Каналы Венеции................................................…………………..............5

Функциональное зонирование.....................................……......................6

Центр Венеции.............................................................…………………...6

Ансамбль площади Сан Марко..................................................................7

Список используемой литературы............................................................9

1. План Венеции

Совершенно особую окраску приобрело творчество мастеров, работавших в Венеции, — одном из важнейших центров умственной и художественной жизни Италии XVI в. Здесь к этому времени сложилась исключительно своеобразная и высокая архитектурная культура, неразрывно связанная с историей города, спецификой его строительства и особенностями венецианского быта.

Венеция. План

1 - площадь Сан Марко; 2 - пьяцетта; 3 - мост Риальто; 4 - кампо Санти Джованни э Паоло и скуола Сан Марко; 5 — арсенал; 6- церковь Сан Джорджо Маджоре: 7-церковь Иль Реденторе: 8-скуола Сан Рокко; 9 -кампо Сан Паоло; 10 —мост у Академии; 11 -церковь Сан Микеле; 12 -церковь Санта Мария деи Мираколи: 13 -церковь Сан Сальваторе; 14 — церковь Санта Мария делла Салюте. Дворцы: а - Дукале (дворец Дожей); б-Тревизани; рини-Фазан; Фигуре: к-Мочениго; в — Конта- Ка Гранде; е - Кавалли; ж-Редзонико; з -Пизани; и-Контарини делле м — Гримани; р — Ка д'Оро г - Дарио; д -Корнер делла л — Корнер-Спинелли; Камерленги; п -Корнер-Мочениго; н — Манин; о — деи

2. Основные особенности планировки Венеции

Венеция, город на С.-В. Италии, на берегу Венецианского залива Адриатического моря Административный центр области Венеция и провинции Венеция. В. живописно расположена на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых между собой 150 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. Архитектурный облик В. сложился в 14 — начале 16 вв., в период наивысшего расцвета Венецианской республики. Богато декорированы здания церквей, нередко инкрустированы цветными мраморами парадные фасады дворцов с ажурными галереями и узорными завершениями окон, лёгкие изогнутые линии мостов, отражающиеся в водах лагуны и многочисленных каналов, узкие кривые улицы со сплошными рядами 3—4-этажных домов придают городу причудливую и праздничную живописность. В центре В. — обрамленная зданиями Старых и Новых Прокураций. Вдоль пересекающего город S-oбразного Большого канала — дворцы в стилях готики, ренессанса и барокко: Ка д'Оро, Вендрамин-Калерджи, Корнер-Спинелли, Корнер, Редзонико, Пезаро и др. Мост Риальто. Церкви в стилях готики, ренессанса и барокко: Санта-Мария Глориоза деи фрари, в интерьере — алтарные картины Тициана; Сан-Дзаккария, Санта-Мария деи Мираколи, Иль Реденторе, Санта-Мария делла Салуте, Скуола Гранде ди Сан-Рокко. Церковь и монастырь Сан-Джорджо Маджоре (на одноименном острове; 1565—80, Палладио).

3. Влияние социально-экономических функций на план города.

Необычное местоположение Венеции во многом определило ее историческое развитие. Она разместилась на островах обширной лагуны на севере Адриатического моря. С точки зрения планировки города и его функционального зонирования, Венеция является уникальным городом, так как весь стоит на деревянных сваях и погружен в воду. В связи с этим в городе меняется транспортная инфраструктура, особое значение приобретает водно-зеленая зона.

На застройку города Венеция повлиял ряд факторов. Существенное влияние на развитие итальянских городов оказала сеть укреплений, унаследованная от времен Римской империи. Большое значение приобрели торговые пути, постепенно связавшие главные районы Европы между собой и, что было особенно важно, Востоком. Торговля с Востоком играла первостепенную роль в формировании основных торговых путей и очень сильно влияла на развитие сети городов. Главные морские пути восточной торговли шли через Константинополь и страны Леванта в Венецию и Геную. Важнейшим фактором, влиявшим на формирование, планировку и облик средневековых городов, были войны, длившиеся почти непрерывно.

Немалую роль в сложении характерных черт венецианской архитектуры сыграли природные условия — строительство было возможным только на островах или в мелководных частях лагуны, где возводили сооружения на сваях. Это получило выражение не только в легком облике зданий, строившихся преимущественно из кирпича, но и в городском плане, характеризующемся отсутствием регулярности, узостью улиц, функции которых в основном перешли к каналам, и необычайной теснотой застройки. Жилые дома стояли вплотную по сторонам каналов, и открытый характер их фасадов с лоджиями и частыми окнами определялся островным положением города, защищенного морем.

Средневековые города характеризовались крайне низким благоустройством: нее было канализации, водопровода, плохое мощение улиц вызывало непролазную грязь; неудовлетворительное санитарное состояние города способствовало постоянным эпидемиям

4.Каналы Венеции

Изначально территория города располагалась на нескольких островах (Риальто, Оливоло, Сан Джорджо Маджоре, Ла Джудека), остальные 34 острова Венецианской лагуны, включая остров Лидо, отделяющий лагуну от Адриатического моря, были почти необитаемы. Многоостровной характер города привел к тому, что главным средством передвижения стали лодки (гондолы). Это потребовало прорыть дополнительные каналы на крупных островах и связать всю городскую застройку сетью каналов.

Главным внутренним каналом города стал Гранд канал (Большой канал), который, изгибаясь на протяжении около четырех километров, делил территорию города на две крупные части. На протяжении веков он застраивался парадными зданиями светского и культового назначения, в которых отражались все достижения готической, ренессансной, барочной и классической архитектуры с неизменным византийско-восточным духом, присущим всей венецианской архитектуре. П. Вяземский назвал Большой канал «Невским проспектом Венеции».

Застройка остальных венецианских каналов была очень разнообразной. Экономия сухопутного пространства привела к тому, что появились улицы–каналы как с тротуарами (одно- или двухсторонними), так и без тротуаров, с причалами прямо у входа в дома. Основным строительным материалом для изготовления фундаментных свай, работающих в экстремальных условиях вода-воздух, стала сибирская лиственница. Пешеходная сеть города состояла из одной улицы Мерчерия, которая соединяла площадь (пьяццу) св. Марка с главной торговой площадью у моста Риальто, и сети ограниченных каналами внутриквартальных небольших площадей (кампо) и переулков. Традиционный квартал состоял из живописной периметральной застройки, выходящей на канал, одной или двух кампо, на которых располагался колодец или фонтан питьевой воды. Практически каждый квартал обладал своей церковью или монастырем, при котором существовала школа, основанная на средневековом Братстве (Скуоле).

5. Функциональное зонирование.

Город Венеция разделен на следующие районы: Сан Марко (район Святого Марка), Кастелло, Каннареджио, Санта-Кроче (район Святого Креста), Сан Паоло (Святого Павла) и Дорсодуро, в который входит церковный приход Святого Евфемии. В этих районах проживает около ста тысяч жителей.

Сан Марко (San Marco) - название района произошло от имени покровителя Венеции — Святого Марка. Это центральный из районовВенеции. Включает в себя также островСан Джорджио Маджоре (San Giorgio Maggiore).

В районе сосредоточенно большинство главных объектов и достопримечательностей острова, включая центральный комплекс Сан Марко, в который входят: собор Святого Марка, Сансовиновая библиотека, Дворец Дожей, Колокольня Святого Марка и Лоджетта, Часовая башня, Старая и Новая Прокурации.

6. Центры Венеции

XIV и XV века — период самого интенсивного строительства. Город почти полностью меняет свое лицо и приобретает тот облик, который в значительной степени сохраняется и поныне. Складывается стиль «венецианской готики», в котором из европейской архитектуры заимствованы только отдельные формы — стрельчатые арки, орнаментика, архитектурная пластика, обогащенные восточной многокрасочностью. Осуществляется не только новое строительство, но старые византийского типа постройки одеваются в пышный готический наряд.

Шаткость исторических сведений, сообщаемых в средневековых хрониках, и отсутствие достоверных городских планов раннего периода не дают возможности проследить развитие центра Венеции с момента его возникновения.

Параллельно с развитием плана площади формировались главные здания-собор св. Марка и Дворец дожей. К середине XIII в. собор уже имел все пять куполов и главный фасад, почти тождественный с современным. Недоставало только готической резьбы и остроконечных башенок над карнизами. Таким он выглядит на византийской мозаике, изображающей перенесение тела св. Марка .

7. Ансамбль площади Сан Марко

План площади св. Марка в начале XVI в. (реконструкция автора):

1 - Дворец дожей; 2 - собор св. Марка; 3 - колокольня; 4 - госпиталь Орсеоло; 5 - церковь Сан-Джеминьяно, построенная после 1150 г;

Согласно этому плану площадь св. Марка в начале XVI в. представляла собой очень узкую прямоугольную трапецию, длина которой в точности отвечала длине современной нам площади. Поскольку с восточной и северной сторон стояли собор и Дворец Прокураций, постольку расширение площади могло произойти лишь в южном или западном направлении. Считая рискованным дальнейшее углубление площади, Сансовино начал расширять ее к югу. В короткие сроки он обновил фасады церкви Сан-Джеминьяно, соорудил Лоджетту у колокольни (1540 г.) и построил великолепное здание Библиотеки на Пьяцетте (1536-1553 гг.). Между новым корпусом Библиотеки и колокольней Сансовино оставил интервал в 10 м. Этим в конечном счете и была определена новая ширина площади, так как преемнику Сансовино Виченцо Скамоцци оставалось пристраивать к Библиотеке Новые Прокурации, соблюдая то же прямолинейное направление. Так образовался современный нам план площади св. Марка, имеющий форму прямоугольной трапеции.

Площадь св. Марка имеет относительно крупные размеры. При общей глубине площади 175 м ее ширина у собора составляет 90 м, а на противоположной стороне - 56 м; следовательно, площадь св. Марка занимает территорию 1,28 га. Все прочие венецианские площади значительно уступают ей в размерах. Вместе с тем центральный ансамбль Венеции не замыкается в рамках двух примыкающих друг к другу площадей. Пьяцетта, выходящая к лагуне, открывает вид на живописный монастырь Сан-Джорджо с его остроконечной колокольней и однокупольной церковью работы Палладио. Близость Большого канала также украшает центр города, так как у слияния этого канала с лагуной возвышаются пышные купола церкви Санта Мариа делла Салюте, а далее следуют узорчатые фасады патрицианских дворцов. Таким образом, центральный ансамбль Венеции оптически простирается на далекое пространство и включает в себя не только самую площадь св. Марка - этот парадный зал давно угасшей республики, но и живое водное зеркало, в котором отражаются небо и контуры отдаленных построек.

В ансамбле площади Сан Марко по-существу нет свободно поставленных в пространстве объемов, нет зданий, которые вызывают желание обойти по их периметру. Здесь есть смыкающиеся прекрасные мраморные "фасады", огибающие внутреннее пространство, что создает впечатление пребывания в интерьере. Здания, окружающие площадь, словно бы сдерживают натиск окружающей плотно-мозаичной венецианской городской среды, при этом обеспечивая широкий выход к морю через Пьяцетту.

Все здания, даже такое мощное угловое, как Дворец Дожей, как высокая башня Кампанилла, потеряли значение объема в непрерывности пространства ансамбля.

Даже средневековый пятикупольный собор Сан Марко воспринимается как объем, вставленный в застройку, который, демонстрируя главный фасад, служит главным симметричнопластическим акцентом площади. Его перспективные готические порталы приглашают зайти внутрь. Но, находясь в огромном пространстве площади, вы еще не ощущаете, что за порталами, за декоративной пышностью фасада скрывается, может быть, не менее впечатляющее сверкающее красками и золотом глубокое внутреннее пространство собора, словно бы выведенное "за скобки" в системе широко известных взаимосвязанных пространств внешнего ансамбля, восприятие которого последовательно расширяется и зрительно обогащается. Торжественные анфилады и дворы Дворца Дожей столь же неразрывно принадлежат общей единой пространственной системе.

Список используемой литературы

Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. – М.: URSS, 2006. – 349 с.

Валькановер Ф. Архитектурные стили Венеции. М., 1996

Анисимов А.В. Венеция. 2002г.

Марион Камински. Венеция. Искусство и архитектура. 2006г.

Венеция и Венето: Каналы; Музеи; Опера и др. (сост. Боултон С., Кэтлинг К.; пер. с англ. Кинкладзе Т.Ш.). 2008г

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области