Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Здоровая семья – сильная Россия»

Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи

в приобщении детей к здоровому образу жизни

Пронина С.С., воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ №22 комбинированного вида

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

«Здоровая семья – сильная Россия»

«Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

                                                                                                                     В.А.Сухомлинский

В целях совершенствования системы воспитания обучающихся, социально – педагогической поддержки становления и развития высоконравственной, ответственной, творческой личности Кабинет Министров РТ Постановил: «Стратегию развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан с 2015 – 2025 годы» В ней указывается о постановлении задачи создать условия для полноценного развития личности ребенка, который способен реализовать себя в социуме.Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы здорового и безопасного образа жизни, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений  и образовательного учреждения, а именно сотрудничества,  взаимодействия и доверительности.Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий дошкольного учреждения и семьи. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.Первые знания и навыки по сохранению и укреплению здоровья закладываются в семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей. Немаловажным фактором являются такие условия жизни в семье, санитарная грамотность , гигиеническая культура родителей и уровень их образования. Именно в детстве формируется красота тела и души будущего взрослого человека. Воспитывать детей физически совершенными - значит, добиваться, чтобы они были здоровыми и закалёнными. К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, гибкость в применении различных средств и методов воспитания.  Физическое развитие и здоровье детей - первостепенная задача, над решением которой в тесном сотрудничестве мы работаем. Ключевым моментом нашей работы является гибкое сочетание двигательной и умственной нагрузки, обеспечивающее комфортное пребывание ребёнка в детском саду. Осуществление образовательного процесса, нацеленного на физическое развитие и оздоровление детей, протекает в форме приобщения детей к физической культуре и двигательной активностью, как к фундаментальной составляющей общечеловеческойТребуется большая работа по повышению уровня здоровья детей, которая должна строиться на таких положениях, как :

1.Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям.

2. Системность и последовательность работы в соответствии с планом. В течении всего периода обучения ребенка в дошкольном учреждении.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в образовательном учреждении.

- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояние здоровья ребенка в его развитии;

- просветительская работа, пропагандирующая общие гигиенические требования;

-вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу.

В работе с родителями можно выделить два основных этапа. Первым этапом является просвещение. Родительские собрания – одна из эффективных форм взаимодействия с семьей. Следующим этапом может стать совместный физкультурный досуг, экскурсия, туризм, который позволяет приобщить к здоровому образу жизни дошкольников, но и их родителей и педагогов.

Принципами взаимодействия с родителями является:

1)    Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся наша работа педагогов группы с родителями. В общении с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Мы общается с родителями ежедневно, и именно от этого зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2)    Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Мы, общаясь с родителями, видим ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3)    Сотрудничество, а не наставничество.

Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому наша позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4)    Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы тщательно и серьезно готовим. Главное в нашей работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5)    Динамичность.

Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Нетрадиционные формы  организации общения педагогов и родителей.

1)    Информационно- аналитические. Сюда входит выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.

2)    Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары- практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.

3)    Наглядно- информационные. Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.

4)     Досуговые. Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т.п.

В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Начиная свою работу со слов Л.С. Выготского «Прежде, чем занять ребенка, заинтересуй его».Эмоции и игра являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма. Дети испытывают очень сильные и яркие чувства и эмоции, но контролировать их пока не умеют. В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность.Ведь игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.«В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни». (С.Т. Шацкий)Игра сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до прихода в юность. Игр очень много, они могут быть самыми разными, тем самым прививая здоровый и безопасный образ жизни. Эти игры считаются универсальным и незаменимым средством воспитания. Всестороннее влияние игр на развитие ребенка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в интересной ему деятельности. Именно подвижная играх и ярких красочных атрибутах делает процесс воспитания приятным и полезным не только для самого ребенка, но и окружающих его взрослых.

Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры ребенок забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда у него все получается.

В дошкольном возрасте происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание Однако повторение тех же движение в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане. Во время игры мы учим детей учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои действия с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками.

Для организации успешной работы с детьми и их семьями, целесообразно стало определение понятия «культура здоровья», которое, по нашему мнению, включает: осознанное отношение к здоровью и жизни человека; знания о здоровье и умение оберегать, поддерживать и сохранять

Валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни вылилась в работу над проектами: средняя группа «Тропинка к здоровой улыбке», старшая группа «Дорога к безопасной жизни».

Цель этих проектов: 1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.

2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.

3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.

4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.

5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) .

6. Создавать основы правового сознания детей.

7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.

8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Все запланированные формы проходят совместно с родителями.

С приходом весны, когда идет авитаминоз, разработали проект «Полезные продукты» - родители с удовольствием делились полезными витаминными блюдами, приготовленные совместно с детьми. А выращенный зеленый лук на окне, регулярно срезался, и относился с детьми на пищевой блок. Согласно годовому плану ДОУ очень много семей откликнулись на конкурс «Нетрадиционные физкультурные пособия из бросового материала» . Родители с удовольствием готовили атрибуты. Которыми пользуются и на занятиях, так и в любом виде деятельности.Так же разработан проект «Вместе весело шагать». Проект несет в себе оздоровительную образовательную и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально – нравственного, трудового и эстетического воспитания. Оздоровительная ценность туристической деятельности. Активные движения, способствуют закаливанию и выносливости организма и улучшению здоровья. Ходьба укрепляет сердечно – сосудистую систему. А так же родителей, детей и педагогов. Для нас досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.  Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т.е. приобрести опыт  взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.Одной из главных задач дошкольного воспитания остается задача подготовки детей к широкому вхождению в жизнь, и прежде всего, к переходу в школу. Необходимо сделать переход менее болезненным. Важно подготовить детей к переходу в новый социальный статус и создать условия для психофизического развития, которые позволят успешно усваивать учебный материал, совершенствовать их физические умения и навыки. В этом плане важна взаимосвязь детского сада и школы. Хорошо учиться сможет только здоровый, физически развитый ребенок.Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Литература:

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л..,Стеркина Р.Б. «Безопасность» - Санкт-Петербург: детство ПРЕС, 2002. – 144с.;

2.Бобылева Л.Д. Здоровый образ в семье, 2000.;

3.Бочарова Н.И. Туристические прпогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М: АРКТИ, 2004. – 116с.

4.Евдокимова Э.С. Педагогическая поддержка семьи в восп

5.Захарина Е. Ю., Николаева Е. И., Федорук В. И. «Здоровьесбережение и Здоровьесберегающие технологии. М.: Вако, 2004. -296 с.

6.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» М.:Вако, 2004. – 269с.;

8.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание – М.:Академия, 2007.-232с.

9.http://www.maam.ru/detskijsad/-formirovanie-zdorovesozidayuschei-sredy-v-uslovijah-uchrezhdenija-doshkolnogo-obrazovanija.html

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области