План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы «Б» Грибовой О.М.
ТЕМА: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».
Цель: выяснить, как загадка влияет на формирование разных сторон речи дошкольника.
Актуальность темы:
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
стимуляция умственной активности;
развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
развитие сенсорной сферы.
Планируемый результат: Результатом данной работы планируются высокие показатели развития речи детей, слухового восприятия, воображения, памяти, внимания, логического мышления в процессе отгадывания загадок. Систематическое обращение к загадке должно приблизить ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечить более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка.
План работы на год:
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. 2. Гудимов В. Сборник тематических загадок для дошкольников.-М.:Сфера,2002.-64 с.-(Серия «Вместе с детьми».) 3.Жирков И.292 загадки.Сборник загадок для маленьких и больших.-М.:Грамотей,2008.-48с. 4. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160с. 5.Стихи-загадки для детей.Сост. И.А.Мазнин.-М.:ТЦ Сфера,2004-96с.-(Серия «Вместе с детьми»). | Изучение методической литературы по теме самообразования. |
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах.Цель:учить составлять загадки-описания. | Дидактическая игра:«Отгадай загадку и объясни отгадку». |
Октябрь | Загадки о растениях. Цель: учить четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета. | Выставка работ детского творчества. | |
Ноябрь | Загадки о животных. Цель:познакомить с загадками русских поэтов и писателей. | Вечер- развлечение: «Загадки Лесовичка». | |
Январь | Загадки об игрушках, сказочных героях. Цель: предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии. | Конкурс загадок:«В гостях у Угадайки». | |
Февраль | Загадки о природе, природныхЦель:познакомить с загадками-метафорами. | Тренинг: «Поиграем вместе». | |
Март | Придумывание загадок детьми.Цель:закрепить составление описательных загадок. | Коллективное оформление книжки-малышки: «Наши загадки». | |
Апрель | Загадки о транспорте. Цель: стимулировать детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки. | Дидактическая игра: «Отгадай загадку и объясни отгадку»(загадки-вопросы). | |
Май | Игровая программа на тему: «Загадки Волшебницы». Цель:обобщить полученные знания и приобретённые навыки. | Итоговое мероприятие в детской библиотеке «Лукоморье». | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в развитии речи дошкольника». | Изготовление буклета. |
Октябрь | «Загадки из детства». | Папка- передвижка. | |
Февраль | «Мир загадок». | Игра:«Самый умный». | |
Март | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. | Придумывание загадок детьми и их родителями. Семейный конкурс. | |
Май | Игровая программа на тему: «Загадки Волшебницы». | Видеоотчёт об экскурсии . | |
Самореализация | Февраль | «Влияние загадок на развитие речи дошкольника.» | Отчёт-презентация. |
Май | Отчёт по теме самообразования. | Публикация статьи в своём блоге на сайте: МААМ.RU. |