Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Троицко – Посадская основна общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по ВР
______________/ ____________ /
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Легоконструктор»
для учащихся 1-4 классов
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Иванова Людмила Львовна,
учитель начальных классов
Троицкий Посад
Программа дополнительного образования «Легоконстуктор» разработана в соответствии с документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Составитель: Иванова Людмила Львовна - студентка 4 курса группы «НК11» ГБПОУ РМЭ «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К. Глушкова»,
Рецензенты:
Зам. директора по воспитательной работе _______________________/______/
Рассмотрено на методическом совете учителей начальных классов Протокол № Дата______________ Подпись___________/____________/ | «Согласованно» заместителем директора по УВР Дата______________ Подпись__________/___________/ |
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………. | 4 | |
Направленность дополнительной образовательной программы………………………………………………………………. | 4 | |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………….. | 4 | |
Цель и задачи дополнительной образовательной программы……….. | 6 | |
Отличительные особенности…………………………………………… | 7 | |
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы……… | 7 | |
Сроки реализации……………………………………………………….. | 7 | |
Формы и режим занятий………………………………………………… | 8 | |
Ожидаемые результаты…………………………………………………. | 9 | |
Формы подведения итогов реализации программы…………………… | 9 | |
1 | Календарный учебный график | |
2 | Тематическое планирование……………………………………………… | 10 |
3 | Содержание программы………………………………………………….. | 11 |
4 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы………………………………………………………………… | 12 |
Список использованных источников…………………………………………. | 13 | |
Приложение …………………………………………………………………… | 14 |
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Рабочая программа «Легоконструктор» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Реализация задач воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Легоконструктор», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся.
Курс «Легоконструирование» – позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу, позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Предлагаемый кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Легоконструктор» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Данное направление внеурочной деятельности можно успешно реализовать с помощью таких видов деятельности как: познавательный, творческий, трудовой.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна. Тематика программы многофункциональна, она может изменяться и дополняться с учетом пожеланий учащихся в рамках определенных программных разделов. Программа составлена таким образом, что на первых уроках дети учатся работать по готовым конструкциям. При отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать друг с другом в единой команде.
Актуальность. Данная дополнительная общеобразовательная программа программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством.
Актуальность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Педагогическая целесообразность. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: расширение и углубление знаний, умений по математике с использованием Легоконструктора на кружковых занятиях
1. Образовательные:
1.Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
2. Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики с помощью Легоконструктора;
3.Совершенствовать умения соединять детали разными способами;
4.Формировать умения называть деталей легоконструктора;
5.Формировать знания о видах соединений и их характеристиках;
6.Формировать знания о простых способах и умения соединять детали простым способом;
2. Развивающие:
2.1 направленные на развитие познавательных УУД:
1.Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
2. Обучить методике выполнения логических заданий;
3. Развивать познавательный интерес, интеллект, математический кругозор.
2.2 направленные на развитие коммуникативных УУД:
1.Развивать коммуникативные умения младших школьников посредством применения коллективных форм организации занятий и использования ИКТ- технологий;
2. Развивать умение формулировать свою позицию;
3.Развивать умение с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее решения;
2.3 направленные на развитие регулятивных УУД:
1.Развивать умение ставить цель совместно с учителем, в группах, самостоятельно;
2. Развивать умения планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;
3. Развивать умение оценивать свои действия;
4. Развивать умение с помощью учителя выстраивать логические цепи рассуждений;
5.Развивать умение с помощью учителя выбирает наиболее эффективные способы решения задач.
3. Воспитательные:
3.1 направленные на развитие личностных УУД:
1. Способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные упражнения;
2. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
3.Способствовать формированию умения с помощью учителя устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
4.Способствовать формированию умения самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-эстетические нормы.
Отличительные особенности
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная программа предназначена для учащихся в возрасте от 7-8 лет. Количество детей участвующих в реализации кружка 10-15 человек.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 1 учебный год. Всего 33 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Формы и режим занятий
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности, самостоятельную, творческую работу. Кроме этого, можно применить индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения.
На занятиях применяются педагогические способы взаимодействия с детьми; словесные методы (рассказ, беседа); практические методы; методы стимулирования и мотивации; поощрения; методы исследования; учебно-познавательные игры, занимательные материалы.
Материальное обеспечение школы позволяет применять на занятиях мультимедийные разработки и возможности интерактивного оборудования.
Ожидаемые результаты:
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов:
Знать
названия и различия деталей конструктора Лего;
виды соединений и их характеристики;
простые способы соединения деталей;
правила по технике безопасности труда;
правила поведения на занятиях;
элементы деталей Легоконструктора;
геометрические формы (в плоскости и в объеме);
многообразие деталей «Лего» по форме, цвету, размеру и ориентироваться в них;
способы скрепления Лего-деталей;
Уметь
преодолевать трудности — качества весьма важных в практической деятельности любого человека;
выбирать нужные детали для конструирования;
соединять детали простыми способами («кирпичной кладкой»);
характеризовать различные соединения;
самостоятельно конструировать простейшие модели;
анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее решения;
ставить цель совместно с учителем, в группах, самостоятельно;
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;
оценивать свои действия;
с помощью учителя выстраивать логические цепи рассуждений;
с помощью учителя выбирает наиболее эффективные способы решения задач.
Сформированы навыки:
Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации данной программы является участие обучающихся:
выставки работ;
демонстрация моделей.
1 Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)
Начало учебного года – 2 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
Начало занятий первого года обучения – 10 сентября.
Окончание занятий первого года обучения – 31 мая.
Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 36 недель.
Количество учебных дней: 1 – ый год обучения – 36 дней,
Объем учебных часов: 1 – ый год обучения – 32 часа,
Режим работы: 1 – ый год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу
2 Тематическое планирование (Учебный план)
Образовательная программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу:
теоретическая часть - беседы, презентации, объяснение;
практическая – практическая работа, самостоятельное выполнение работы или под руководством руководителя кружка
Формы обучения: коллективная, парная и индивидуальная.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Правила работы на уроках Лего-конструирования. Знакомство с ЛЕГО. Исследователи цвета, кирпичиков, формы | 2 | 1 | 1 |
2 | Животные и насекомые | 6 | 3 | 3 |
2.1 | Змейка | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Собака. Кошка | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Бабочка | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Птица | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Здания | 7 | 3,5 | 3,5 |
3.1 | Домик в деревне | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.2 | Гараж | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.3 | Забор, ворота | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Плавательный бассейн | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.5 | Беседка | 2 | 1 | 1 |
4 | Сад и огород | 4 | 2 | 2 |
4.1 | Деревья. Елка | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Клумбы. Цветы | 2 | 1 | 1 |
5 | Транспорт | 8 | 4 | 4 |
5.1 | Машина | 2 | 0,5 | 0,5 |
5.2 | Автобус | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.3 | Трактор | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.4 | Самолет | 2 | 1 | 1 |
5.5 | Корабль | 2 | 1 | 1 |
6 | Проект «Поездка на дачу» | 5 | 1 | 4 |
7 | Подведем итоги. Лего- фестиваль | 1 | - | 1 |
Итого: | 33 | 14,5 | 18,5 |
3 Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов, тем | Содержание деятельности |
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Правила работы на уроках Лего-конструирования. Знакомство с ЛЕГО. | Теория. Знакомство с ЛЕГО. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра. Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. Исследователи кирпичиков. Волшебные кирпичики. Исследователи формочек. Волшебные формочки Практика. Классификация деталей по признакам: цвет, форма, размер; Учатся узнавать детали по описанию, на ощупь; строят логические цепочки и закономерности. |
2 | ЖИВОТНЫЕ И НАСЕКОМЫЕ | |
2.1 | Змейка | Теория. Знакомство с понятием алгоритм выполнения . Схема. Беседа по иллюстрации «Змеи в террариуме». При работе дети подбирают детали по цвету и форме. Практика. Проговаривание правил техники безопасности. Счет гвоздиков детали. Конструирование змеи по образцу длиной 14 гвоздиков самостоятельно. |
2.2 | Собака. Кошка. | Теория. Подведение к теме занятия через загадки. Рассказ учителя о домашних животных с рассматриванием иллюстраций. Анализ схемы изготовления макета собаки и кошки для дальнейшей работы. Практика. Конструирование собаки и кошки по образцу. Выбор и анализ способов крепления деталей. |
2.3 | Бабочка | Теория. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху - внизу (выше - ниже), слева – справа (левее – правее). Беседа по иллюстрации «Разноцветные бабочки». Анализ главных частей бабочки для дальнейшего конструирования. Просмотр видеоролика разновидностей бабочек. Практика. Плоскостное конструирование бабочки по замыслу учащихся из определенного количества деталей. |
2.4 | Птица | Теория. Музыкальное произведение К.Сен- Санса «Птичий двор». Загадки про домашних птиц. Беседа про птиц в русских народных сказках. Проблемная ситуация про Гадкого - утенка. Практика. Объемное конструирование птиц в парах. Схемы изготовления макета птиц (раздаточный материал). |
3 | ЗДАНИЯ | |
3.1 | Заюшкин домик | Теория. Загадка про зайку. Проблема - «Как помочь зайчику построить новый домик?». Рассматривание иллюстраций домов, изб. Беседа по проделанной работе детей. Практика. Конструирование домов по инструкции в группах. |
3.2 | Гараж | Теория. Проблемная ситуация «Где живут люди, и где живут машины». Беседа про машины и гараж. Игра «Чего не хватает?» Рассматривание иллюстраций на котором изображены строительные материалы. Рассмотрение деталей гаража. Практика. Конструирование гаража по образцу. Использование деталей разных цветов. |
3.3 | Забор, ворота | Теория. «Волшебный мешочек»- определение знакомых деталей конструктора. Проблемная ситуация - рассказ о сбежавшем теленке. Рассматривание иллюстраций разных заборов и ворот. Практика. Конструирование заборов и ворот по замыслу детей в парах. |
3.4 | Плавательный бассейн | Теория. Практика. |
3.5 | Беседка | Теория. Появление Лесовичка с конвертом. (конверт падает и рассыпается разрезная картинка). Складывание детьми разрезной картинки (изображение беседки). Беседа с рассматриванием иллюстраций беседки. Практика. Рассмотрение беседки из конструктора. Самостоятельная работа детей по схеме. |
4 | САД И ОГОРОД | |
4.1 | Деревья. Елка | Теория. Рассматривание картинок с осенними деревьями. Сравнение листьев разных деревьев. Рассказ и беседа про хвойные деревья. Сравнение хвойных деревьев: елки, сосны, лиственницы. Практика. Конструирование увеличенных копий листьев из Лего по образцу. Выкладывание по схеме этих листочков. Конструирование хвойных деревьев по замыслу учащихся. |
4.2 | Клумбы. Цветы | Теория. Стихотворение про цветы. Беседа и рассмотрение иллюстраций о разновидностях цветов. Практика. Дидактическая игра «Собери цветок». Сборка цветов из лего по образцу. |
5 | ТРАНСПОРТ | |
5.1 | Машина | Теория. Проблемная ситуация «Как помочь Карлсону и Малышу добраться домой?». Беседа и рассматривание схемы автомобиля. Подбор деталей для сборки машины. Закрепление деталей машины. Практика. Самостоятельная работа детей по схеме. (Индивидуальная помощь педагога советом, показом на своих деталях, соотнесением с карточкой.) |
5.2 | Автобус | Теория. Загадки про транспортные средства. Рассказ про историю появления автобусов. Раскрытие понятия общественный транспорт. Практика. Конструирование автобуса по замыслу детей. Придумывание названий своим транспортам. |
5.3 | Трактор | Теория. Просмотр презентации о тракторе. Рассмотрение главных частей трактора. Беседа о сходствах и различиях грузового транспорта и трактора. Практика. Конструирование трактора по схеме. Ребята работают индивидуально. |
5.4 | Вертолет (Самолет) | Теория. Просмотр видеофильма «Полет самолета». Рассказ учителя о воздушном транспорте и профессии лётчика. Рассматривание иллюстраций с изображением различных самолетов. Рассмотрение образца самолета, вертолета. Проговаривание основных деталей воздушного транспорта. Практика. Самостоятельная работа детей по схеме. (В ходе работы педагог оказывает практическую помощь, подсказывает). Конструирование самолета/ вертолета по выбору детей. |
5.5 | Корабль | Теория. Беседа и рассматривание иллюстраций о водном транспорте. (Какие бывают корабли, основные части корабля, кто управляет кораблём.). Просмотр презентации «Водный транспорт». Проговаривание всех деталей конструктора, которые присутствуют в схеме. Практика. Моделирование корабля в группах по образцу. |
6 | Проект «Поездка на дачу» | Строительство по замыслу детей дачи. Моделирование и конструирование из лего конструктора проекта дачи. |
7 | Подведем итоги. Лего- фестиваль |
4 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Помещение должно быть светлым и просторным, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям.
Учебные материалы и приспособления для обучающихся:
Канцтовары (тетради, ручки, ластики, простые карандаши, линейки, циркули, простые наборы конструктора ЛЕГО)
Учебные материалы и приспособления для учителя:
Учебники
Тетради
Схемы, образцы и модели
Иллюстрации с изображениями предметов и объектов
помимо этого он должен иметь:
Дидактические материалы:
Конспекты занятий
Презентации (к каждой новой теме)
Видеоролики
Учебное оборудование: столы, стулья, интерактивная доска, магнитная доска.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска, флеш – карта), для демонстрации различных видеозаписей, презентаций.
Список использованных источников
Волина, В. Думай, решай, пробуй [Текст] / В. Волина // Издательский центр АСТ-ПРЕСС, 1996 г. – Москва, 384 с.: ил.; 105000 экз. - ISBN 5-214-00152-5.
Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи по математике [Текст] / Г.Г. Левитас// Издательский центр «Академия», 2013 г. – Москва, 88с.: ил.; 5000 экз. - ISBN 978-5-89237-282-4.
Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдина С.Г. «Уроки Лего – конструирования в школе» [Текст] Методическое пособие. – М.- Бином. Лаборатория знаний, 2011.
Лусс, Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» [Текст] /Т.В. Лусс// Москва.- Изд. Центр ВЛАДОС, 2009
«Сборник лучших творческих Лего – проектов»». Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
Блок школьного Всезнайки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-parta.ru/
Математический портал MathForYou [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mathforyou.net/=
Образовательный портал EduStydio [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edustudio.ru/