Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проектная деятельность в работе воспитателя

проектная деятельность воспитателя

Одним из наиболее эффективных способов организации педагогического процесса является проектная деятельность воспитателя в детском дошкольном учреждении по ФГОС. Для создания проектов, которые принесут пользу, необходимо учитывать многочисленные факторы и особенности современных тенденций в педагогике и воспитании подрастающего поколения.

В наши дни дети значительно отличаются от своих сверстников прошлых лет. В их быт с малолетства вошла сложная техника и электроника, доступ к телевидению и интернету, прогрессивным игрушкам и интерактивным технологиям. Этих детей трудней заинтересовать, включить в яркую жизнь коллектива, чтобы они развивались как активные творческие и свободные личности. Современная педагогика и воспитательный процесс должны непрерывно развиваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать духу времени и повышенным требованиям к новому поколению. От педагогов и воспитателей зависит формирование будущих граждан страны – грамотных, физически и духовно развитых, смышленых, социально адаптированных, подготовленных к переходу на более высокую степень развития, творческих и самостоятельных.

Лучше всего этим требованиям соответствует проектная деятельность воспитателей ДОУ, направленная на работу с воспитанниками средней и старшей группы.

Специфика проектной работы педагогического коллектива детского сада

специфика проектной работы

Проектная деятельность – это инновационный метод работы с детьми, показавший свою высокую эффективность в современных условиях. Воспитанники получают возможность поиска новых знаний, их классификации и концентрации, творческого свободного развития, формирования необходимого жизненного опыта с учетом возрастной группы учащихся. Дошкольники намного лучше усваивают полученный материал, поэтому у них формируются устойчивые знания и навыки. При этом педагог становится наиболее близок к своим воспитанникам, а это крайне важно для формирования прочных доверительных отношений.

История совместной работы детей и педагогов – не новшество, хотя в современной педагогика рассматривается как инновационная теория. Она начала применяться еще в начале ХХ века при распространении прагматической педагогики Дьюи. Но наиболее важной и востребованной она стала в наши дни.

Использование проектной деятельности в ДОУ по ФГОС позволяет детям получать следующие возможности:

  • Активное развитие самостоятельности, свободного критического мышления, инициативы при участии в различных проектах.
  • Внедрение полученных теоретических знаний в свою обычную жизнь.
  • Установка границ между знанием и незнанием.
  • Опыт совместной работы со своими сверстниками и взрослыми людьми.
успешное осуществление проектной деятельности

Проектная деятельность приносит значительную пользу и самому воспитателю, поскольку дает возможность успешного раскрытия потенциала воспитанников, качественную подготовку детей к самостоятельной учебе в школе, совершенствование собственных профессиональных навыков и возможностей.

Для того, чтобы помочь персоналу справиться с этой важной задачей, проводятся консультации для воспитателей ДОУ по проектной деятельности. Они позволяют не только разобраться в принципах подобной работы, но и получить ценную методическую информацию по ее практическому применению. Об эффективности используемых методик говорит проектная деятельность старшего воспитателя.

Имеющийся успешный опыт работы воспитателя ДОУ по проектной деятельности должен распространяться и применяться специалистами как самого дошкольного учреждения, так и других детских садов. 

Для успешного осуществления проектной деятельности в ДОУ работа проводится в средних и старших группах. Это связано со спецификой психики детей. Устойчивое внимание, достаточная зрелось для проведения простейшего анализа, познавательные способности и определенная наблюдательность формируются у детей приблизительно к 4 – 5 годам. Поэтому темы проектной деятельности для воспитателей обязательно должны учитывать возрастные особенности воспитанников.

Основными чертами проектной деятельности в ДОУ являются следующие:

  • Проблема, которую предлагается решить, должна базироваться на ситуации, имеющей важное значение для детей. Она должна быть связанной с ситуацией, которая уже была или может стать причиной трудностей в будущем. При этом нужно понимать, что дети охотнее решают задачи, выдвигаемые ими самими, чем те, которые предлагаются им взрослыми.
  • Для проекта нужно выбирать тематики, предусматривающие отсутствие слишком простого или очевидного решения. Если ответ будет находиться «перед глазами» воспитанников, никакого полезного результата проект не даст.
  • По результату осуществления проектной деятельности должен получиться продукт, который можно представить в виде слов, схем или символов. На решение задачи должно отводиться фиксированное время, что позволяет выработать у воспитанников навыков следований плану и быстрого реагирования на задачи.

Во внедрении новых методик большое значение имеет самообразование воспитателя по проектной деятельности. Он должен четко и твердо усвоить отличие этого типа работы от методики. Строгая последовательность действий противопоставляется свободной интерпретации в рамках определенной образовательной направленности. Эффективность применяемого способа подтверждает отчет воспитателя по проектной деятельности в средней или старшей группе.

Этапы проектной деятельности

этапы проектной деятельности

В зависимости от возраста можно выделить следующие этапы формирования и развития такого типа активности у детей дошкольного возраста:

  • 3,5 – 4,5 года – подражательно-исполнительский период. В этом возрасте малыши ориентированы на повторение действий взрослых, подражанию им. Их самостоятельность и проявления инициативы находятся в стадии формирования, поэтому в проектах они участвуют на вторых ролях как помощники воспитателя.
  • 5 – 6 лет – развивающий этап. В это время дошкольники уже могут участвовать в процессе наравне со взрослыми, способны делегировать задачи, брать на себя командные функции, способны достаточно объективно оценивать собственную работу или результаты других детей.
  • 6 – 7 лет – это творческий период, когда дошкольники активны и проявляют личную инициативу, могут концентрироваться на задаче и ориентироваться на достижение долгосрочных целей.

Если воспитатель избирает темой своего самообразования проектную деятельность, он обязательно должен принимать во внимания возрастные особенности воспитанников.

Разновидности проектов

По типу деятельности все проекты можно разделить на следующие:

  • Творческо-исследовательские, плодами которых являются стенды, витрины, стенные газеты, плакаты и так далее. Проектно-исследовательская деятельность воспитателя в этом случае направлена на развитие способности детей экспериментировать.
  • Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации, преобразование ее в материальные объекты типа стендов или различных поделок.
  • Использование проектов с применением ролевой игровой тематики позволяет решить задачу с использованием различных персонажей.

Наиболее опытные в этой области педагоги могут дать мастер класс по проектной деятельности для воспитателей, который наглядно продемонстрирует эффективность и значимость используемого метода.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области