Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Темы педагогического опыта воспитателей ДОУ

педагогический опыт воспитателя

В работе воспитателей ДОУ огромное значение имеет не только полученное им образование, любовь к детям и умение находить с ними общий язык, но и стремление постоянно развивать собственные умения и навыки. Самообразование и стремление к неуклонному повышению профессионального уровня – это отличительная черта хорошего современного воспитателя. Для того, чтобы находить новые способы работы с детьми и тем самым совершенствовать собственные навыки, потребуется использовать различные темы, интересные детям и способные помочь профессиональному развитию педагога.

Педагогическая тема воспитателя может быть выбрана самостоятельно или порекомендована методистом дошкольного образовательного учреждения с учетом возраста и интереса детей в группе.

Выбор темы по самообразованию и педагогическим задачам

Педагогика не может стоять на месте. Она обязана учитывать современные тенденции в стремительно развивающемся мире. То, что было актуально и полезно десяток лет назад, может совершенно не работать в сегодняшних условиях, на детях, живущих в совершенно иных реалиях.

Для того, чтобы не оставаться на месте, прогрессировать, развивать свои навыки, умения, совершенствовать знания, воспитателю ДОУ необходимо знакомиться с новейшими разработками в области педагогики, психологии и воспитания, изучать передовой опыт старших коллег, расширять свои горизонты. Для этого выбираются темы педагогических опытов воспитателей, которые должны быть интересны воспитанникам с учетом их возраста, иметь практическую ценность для детского дошкольного учреждения и для профессионального прогресса самого педагогического сотрудника.

Выбор педагогической темы по самообразованию воспитателя предусматривает использование комплексного подхода и составления подробного плана. Это крайне важно для успеха самообразования, хотя многие сотрудники детских садов считают создание планов лишней тратой времени и сил.

На самом деле план способствует системному подходу к улучшению собственной работы, фактически представляя собой программу перспективной работы педагога на выделенный период.

При разработке плана самообразования необходимо учитывать следующие пункты:

  • Темы педагогических проектов воспитателей обязательно должны быть актуальными и полезными как самому педагогу в сфере его профессиональной деятельности, так и его воспитанникам.
  • Связать тему с задачами и направлениями современной педагогической науки в области дошкольного образования.
  • Уделить внимание результатам работы воспитателя до начала проекта.
  • При выборе темы самообразования зафиксировать, на каких системах, методиках и программах она базируется.
  • Обосновать выбор способов взаимодействия воспитателя и дошкольников.
  • Запланировать в теме применение диагностики.
  • Предусмотреть практичность выбранной темы с тем, чтобы ее можно было успешно использовать в жизни ДОУ.
  • Вписать в план собственные методические разработки.
  • Учесть необходимость проведения анализа полученных по итогам процесса данных.
  • Вписать возможность использования данных в своей дальнейшей деятельности.
выбор темы самообразования

Выбранные темы должны быть важными, актуальными, емкими, полезными для использования в педагогической практике. За помощью в выборе темы можно обратиться к старшему воспитателю детского сада или же принять самостоятельное решение. Для самообразования можно менять темы ежегодно или же запланировать ее сразу на несколько лет. В этом случае она должна быть объемной и рассчитанной на детей разных возрастных групп.

Выбор тематики с учетом опыта педагогического состава

При определении пути собственного развития воспитатель должен ориентироваться на свой опыт и полученные знания. Исходя из этого, специалисты с разным уровнем подготовки должны выбирать те направления, с которыми они могут справиться. Например, тема педагогического совета близка и доступна старшему воспитателю детского дошкольного учреждения. Это человек не просто с отличной профильной подготовкой, но и со значительным опытом практической работы, в частности, методической. Следовательно, по выбранной тематике он может дать своим коллегам много полезной и важной информации, поделиться собственными знаниями и опытом, грамотно организовать методическую работу ДОУ.

Молодой специалист, недавно окончивший учебное заведение, имеет отличные теоретические знания и очень мало практического опыта. Поэтому для него логично выбрать направление, связанное с его уровнем подготовки, например, написать микро сочинение на тему педагогическая профессия воспитатель. Его опыта вполне достаточно для выполнения такого задания на очень высоком уровне. 

Также для начинающих воспитателей предлагается ориентироваться на следующие направления:

  • Воспитание личности в каждом ребенке как приоритет воспитания.
  • Развитие своего педагогического мастерства, умений и навыков работы с детьми разных возрастов.
  • Закрепление ранее полученных теоретических познаний.

Воспитатель с опытом работы свыше 5 лет уже может выбирать для себя более сложные цели и задачи, например, брать темами курсовых работ педагогическую деятельность воспитателя в различных ее аспектах. Ему доступно проектирование учебно-воспитательного процесса в ДОУ, творческий подход к воспитанию и обучению дошкольников, умение анализировать и использовать в своей работе учебную и методическую литературу и источники. 

Тема педагогического опыта воспитателя по развитию речи у воспитанников детского сада может быть выбрана как профильным специалистом – логопедом или дефектологом, так и другим педагогическим работником, уделяющим внимание именно этой проблеме.

Сложности в выборе темы и обработке материала

обработка материала

При работе по собственному совершенствованию педагога могут подстерегать следующие «подводные камни»:

  • Затруднения с подбором соответствующей тематики. Здесь должна помочь актуальность направления развития педагога и его личная заинтересованность. Ему стоит обратить внимание на своих воспитанников, понять, что нужно ввести в процесс образования и воспитания для улучшения работы с ними. Также стоит ориентироваться на требования и рекомендации ФГОС, существующие методические разработки и документацию.
  • Нахождение и выбор необходимых материалов. Здесь можно воспользоваться методическими пособиями, имеющимися в самом детском дошкольном заведении, в библиотечных фондах, в работах коллег, а также на различных педагогических сайтах и форумах в интернете.
  • Сложности с усвоением полученного объема материала. Для того, чтобы систематизировать и хорошо запомнить полученные сведения, нужно использовать вспомогательные средства, упрощающие и улучшающие процесс фиксации материалов в памяти. Это могут быть ментальные карты, конспекты, схемы. Самый простой и доступный способ – это тезисное конспектирование. Оно позволяет вычленить самые важные моменты в полученной информации, запомнить их, а затем использовать как опорные точки для воспроизведения всего объема полученных знаний. Кроме зрительной памяти в этом случае присоединяется еще и чисто механическое запоминание сведений при записывании, а это облегчит понимания сложной и объемной информации.

Работа воспитателя ДОУ не может быть чередой составления планов и заполнения бумаг, хотя это играет важную роль в деятельности. Для каждого педагога любого уровня мерилом его профессионального соответствия должен стать вклад в развитие педагогики, саморазвитие и совершенствование творческой жилки как в себе самом, так и в доверенных ему детях.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 07.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области