дидактические игры на уроках русского языка

методическое пособие к урокам по орфографиисодержит игровые моменты для лучшего усвоения орфографии

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Приводим примеры дидактических игр «Ау!!! Ищем слово!»:

Замени каждое сочетание слов синонимом, содержащим при- пре-.: противники, которые не могут примириться (непримиримые), крепость, к которой нельзя подступиться (неприступная), дождь, который идет без перерыва (непрерывный), очень неприятное известие (пренеприятное).

К данным прилагательным подбери антонимы, содержащие в корне непроизносимый согласный звук: письменная речь (устная), ясная погода (ненастная), веселая песня (грустная), печальное известие (радостное)и так далее..

К данным словам подбери синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне: больничный лист (бюллетень), асфальтированная дорога (шоссе), скорый поезд (экспресс), обучение животных (дрессировка), специальность (профессия).

Ищи, какие слова пропущены в следующих предложениях, при этом вспомни правописание суффиксов ан-ян, анн-янн: Буратино был веселый……. человечек (деревянный). Была у зайца избушка лубяная, а у лисы …… (ледяная). Андерсен написал сказку о ……. Солдатике (оловянном). Жил петушок, золотой гребешок, ……. Головушка, …….. бородушка (шелкова, маслена).

Вспомни написание НЕ с глаголами и допиши пословицы: сытый голодного …….,

слезами горю ………, шило в мешке ………, после драки кулаками ………… При этом вспоминается и комментируется орфографическое правило.

Работая над словарными словами, полезно также вводить игровые моменты,

которые помогут учителю и учащимся лучше запомнить и организовать работу с ними, например, игра «Буквы рассыпались»: составь из букв и слогов словарные слова и запомни их написание: к ы я з – язык, я з а ц – заяц, т е р е в – ветер, м о з о р – мороз, д р а н о – народ, л е п а н – пенал, я д о г а – ягода, р е б е з а – береза, р о в о н а – ворона, к и н ь к о – коньки, си ли ца – лисица, ро во на – ворона, ши ма на – машина, ко мол о – молоко, то паль – пальто. И другие примеры.

Дидактические игры «Придумки» давно используются на уроках русского языка. Огромный диапазон придумок можно направить на отработку орфографических умений учащихся. Вот пример такой работы:

При изучении безударных гласных, не проверяемых ударением, школьникам предлагается вспомнить и записать как можно больше слов, в которых нет никаких других гласных, кроме А (ананас, катамаран, барабан, караван и т.д.), кроме О (молоток, холодок), тогда дается следующее задание: найти среди записанных на одну тему и придумать рассказ, включающий эти слова. Вот тут-то и разворачивается фантазия школьников, у каждого своя, особенная. Одни пишут на морскую тему, другие – на бытовую, третьи – на сказочную.

Анализ проведенных дидактических игр на уроках показывает, что в

непринужденной игровой обстановке урока происходит закрепление и улучшение знаний, развитие психологических качеств учеников (они учатся сотрудничать друг с другом, вместе добывать знания в команде или соперничать в конкурсах – тут уж не до скуки на уроке), развивается у учащихся речь, умение правильно излагать свои мысли, находить оптимальные решения. Дети любят играть на уроках, хотя в групповой игре часто пытаются помочь друг другу там, где требуется самостоятельность, правила игры на уроке необходимо ужесточить, чтобы дидактическая игра не превратилась в увеселительное мероприятие на уроке.

Возможность заставит память вспомнить правило по орфографии или вспомнить нужное слово помогают и другие методические приемы игровой педтехнологии. Например, часто использую стихи, которые оживляют на уроках изучение нового материала, грамматические понятия. Изучается труднейшая и скучнейшая тема – правописание безударных гласных в корне слова. На помощь придет такое стихотворение:

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука,

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Сосна, вода, дела, трава,

Проверить надо все слова,

Безударный гласный стоп!

Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте,

Удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело,

А теперь пишите смело!

Село, гнездо, сосна, весна –

Одна из гласных неясна.

Не верь таким словам на слух,

Коль есть в них безударный звук!

Ты в них число лишь измени,

Подскажут гласную они!

Села, гнезда, весны, и, конечно, сосны!

При изучении парных звонких и глухих согласных применяют такое стихотворение:

Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй, слово смело изменяй:

Зуб на зубы, лед на льды, будешь грамотным и ты!

Где растет морковь? На грядках!

Буквы пишут где? В тетрадках.

Чистим что мы? Чистим зубки.

Одеваем в холод что? Шубки.

Любим все? Снежки, салазки. А читаем часто? Сказки.

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

Стихотворный текст вместо скучного научного языка орфографического правила может быть более эффективным средством развития грамотности, потому что он легче запоминается, значит, его можно легко заучить наизусть и при нужном случае легко воспроизвести перед тем, как написать ту или иную букву в слове. Таким образом, грамматические понятия, пропущенные не только через логическое мышление и память, но и через воображение, фантазию, игру, усваиваются более прочно, становятся более активным достоянием школьника. Детская фантазия может участвовать не только в усвоении новых понятий, но и в работе по закреплению правописания самых трудных орфограмм. Здесь также на помощь придут элементы ИФО.

Итак, грамматика и фантазия, игра оказываются совместимыми. Совместима грамматика и с игрой, и с песенкой (стоит хотя бы вспомнить знаменитую радиопередачу «Радио няня»), инсценировкой. При изучении правописания приставок при-пре можно предложить детям песенки из этой передачи:

При или пре? Пре или при? Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри – сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход, космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет – пишется при несомненно.

При или пре? Пре или при? Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри – сразу получишь ответ.

Винт привинтил, прикритул колесо, приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется при обо всем, что добрые руки приделали.

При или пре? Пре или при? Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри – сразу получишь ответ.

Язык прикусил – не совсем откусил, пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем, пишут с приставкой при.

Предлинный достанет до крыши рукой, прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой – пре мы напишем об этом.

Дожди непрерывные льют в октябре, но грамотным дождь не преграда,

Где очень похожи пере и пре, там только пре ставить





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 10.05.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.