ТЕХНИКА ПОСТРОЕНИЯ ЭСКИЗА ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Любой объемный элемент в КОМПАС строится на основе эскиза.Эскиз может располагаться в одной из ортогональных плоскостей координат, на плоской грани существующего тела или во вспомогательной плоскости, положение которой задано пользователем.
Эскиз изображается на плоскости стандартными средствами чертежно-графического редактора КОМПАС. В эскиз можно перенести изображение из ранее подготовленного в КОМПАС чертежа или фрагмента. Это позволяет при создании трехмерной модели опираться на существующую чертежно-конструкторскую документацию.
Для создания эскиза:
1. Выбрать плоскость из Дерева построения детали нажатием ЛKM на ее названии. Пиктограмма плоскости в Дереве построения будет выделена зеленым цветом.
2. Чтобы создать эскиз в выделенной плоскости, вызовите из контекстного меню команду Эскиз (нажатием ПКМ) или нажмите кнопку Эскиз () на Панели текущего состояния. Кнопка Эскиз останется нажатой. Это свидетельствует о том, что система находится в режиме редактирования эскиза.
3. После перехода в режим редактирования эскиза вычерчивают эскиз командами панели Геометрия.
Как правило, эскиз представляет собой сечение объемного элемента.
Общие требования к эскизам:
-контуры в эскизе не пересекаются и не имеют общих точек;
-контур в эскизе изображается стилем линии «Основная».
4. Когда создание эскиза закончено, необходимо перейти в режим трехмерных построений. Выйдите из последней использовавшейся в режиме эскиза команды. и «отожмите» кнопку Эскиз ().
ПОСТРОЕНИЕ 3D-МОДЕЛЕЙ
После построения эскиза применяют одну из формообразующих операций компактной панели: элемент выдавливания; элемент вращения; кинематический элемент; элемент по сечениям.
ОПЕРАЦИЯ ВЫДАВЛИВАНИЯ
Выдавливание эскиза осуществляется в направлении, перпендикулярном плоскости эскиза.
Требования к эскизу элемента выдавливания:
-в эскизе может быть один или несколько контуров;
-если контур один, то он может быть разомкнутым или замкнутым;
-если контуров несколько, все они должны быть замкнуты; и не пересекать друг друга;
-если контуров несколько, один из них должен быть наружным, а другие - вложенными в него;
- контуры не должны содержать наложенных друг на друга примитивов.
ОПЕРАЦИЯ ВРАЩЕНИЯ
Цилиндрическая и коническая поверхности - поверхности вращения, однако их можно задавать операциями двух типов:
-операцией выдавливания аналогично созданию призмы, только в качестве объекта для выдавливания будет использоваться окружность;
-операцией вращения.
Вращение - 3d модель образуется путем вращения эскиза вокруг оси. Таким образом, для выполнения этой операции необходима ось. Пример: построить 3d модель бублика (может пригодиться для тех, кто учится в кулинарном) или эспандера (а это для студентов института физкультуры).
Требования, предъявляемые к эскизу элемента вращения, следующие:
-ось вращения должна быть изображена в эскизе отрезком со стилем линии «Осевая»; контуры - стилем линии «Основная»;
-ось вращения должна быть одна;
-в эскизе может быть один или несколько контуров;
-если контур один, то он может быть разомкнутым или замкнутым;
-если контуров несколько, все они должны быть замкнуты;
-если контуров несколько, один из них должен быть наружным, а другие - вложенными в него;
-ни один из контуров не должен пересекать ось вращения (отрезок со стилем линии «Осевая») или ее продолжение;
- контуры не должны содержать наложенных друг на друга примитивов, пересекать друг друга
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ
Кинематическая операция - 3d модель формируется в результате перемещения образующей (эскиза) вдоль направляющей траектории (кривой).
Если траектория замкнута, она должна пересекать плоскость эскиза-сечения. Если траектория разомкнута, один из ее концов должен лежать в плоскости эскиза-сечения.
Команда доступна, если в детали существует более одного эскиза.
Требования к эскизам кинематического элемента
- В эскизе-сечении может быть только один контур.
- Контур эскиза может быть разомкнутым или замкнутым.
Операция по сечениям: роль направляющих здесь исполняют эскизы. 3d модель строится "переходом" одного эскиза в другой.