Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Обобщение опыта работы воспитателя ДОУ

обобщение опыта воспитателя

Каждый из воспитателей детского сада работает индивидуально, при этом соответствуя основным требованиям педагогической науки в применении к функционированию ДОУ. При этом он нарабатывает замечательный опыт, которым необходимо делиться с другими сотрудниками детских дошкольных учреждений. Для этих целей служит обобщение опыта воспитателя, позволяющее внедрить ценный опыт и сделать его достоянием всех заинтересованных специалистов.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта воспитателя ДОУ, его анализ и введение в методическую практику должно стать нормой для каждого детского учебного заведения. В этой работе имеет огромное значение деятельность старшего воспитателя. Именно на нем лежит основная нагрузка, ведь выявить перспективные инновации в ежедневной воспитательной рутине достаточно сложно. Методист не просто находит перспективные направления в воспитании и обучении дошкольников, но и проводит всесторонний анализ, оценку, а также возможность распространения и использования в повседневной практике ДОУ. При этом обобщение наработок самого старшего воспитателя поможет оценить не только найденные им инновации, но и то, насколько эффективно они внедряются в повседневную жизнь детского дошкольного учреждения.

Основные задачи получения, обобщения и внедрения передового педагогического опыта

Сбор, обобщение и применение знаний и умений воспитателей преследует следующие задачи:

  • Накопление большого количества важного, нужного и перспективного материала, который можно применить в своих целях.
  • Уточнение и обработка поступивших фактов.
  • Выявление связей между педагогическими методиками и способами.
  • Рост качества образовательной и воспитательной работы.
  • Повышение профессионального уровня воспитателя.
  • Формирование творческого направления деятельности педагога.
получение педагогического опыта

Считается, что те воспитатели, которые много внимания уделяют обобщению проделанной работы, превращаются в наиболее креативных педагогов с высоким профессиональным уровнем.

Обобщать свои умения могут как воспитатели всех уровней, так и старший воспитатель (методист), заведующий ДОУ, преподаватели музыки и физической культуры, плавания, дефектологи, логопеды, психологи. Эту работу можно проделать и вдвоем, например, объединить опыт работы двух или нескольких преподавателей, работающих с одной возрастной группой воспитанников. Также можно обобщить работу сотрудника ДОУ с семьей воспитанника, с другими специалистами, например, с логопедом или психологом. Обобщать можно и накопленные данные по работе целого детского сада. Выбираются наиболее актуальные темы, например, по организации проектной деятельности у дошкольников с целью развития творческой личности и скрытых талантов.

Что необходимо для проведения обобщения опыта воспитателя детского сада

Обобщать можно опыт, полученный следующими путями:

  • Воспитатель находит и применяет в своей деятельности собственные разработки. Это творческий процесс, который при удаче обеспечивает высокий результат и значительную отдачу. Новшества в работе позволят развивать практическое применение педагогической работы и продвигать ее на более высокий уровень. Новаторы в дошкольном воспитании – это те люди, которые двигают прогресс в духе времени и постоянно изменяющейся ситуации.
  • Высокие и полезные результаты можно получить и при обработке и использовании наработок других педагогов, если он представляет интерес для применения в конкретном детском учебном заведении. Эти сведения в обобщенном, концентрированном состоянии могут стать источником важных знаний для начинающих воспитателей и тех педагогов, которые еще не накопили собственного достаточного опыта работы.

Концентрировать и анализировать знания и умения необходимо не только для дальнейшего применения в работе с детьми. Потребуется обобщение опыта работы воспитателя ДОУ и для аттестации, особенно на высшую категорию, где от сотрудника детского сада требуются значительные достижения, применение творческого подхода и умение внести новое в процесс воспитания и обучения дошкольников.

Что нужно сделать для выполнения задачи

обобщение знаний воспитателя

Для обобщения знаний требуется подходить к процессу комплексно и поэтапно. Начинать необходимо с изучения наработок других представителей педагогического состава и анализа их достижений. В этот процесс входят следующие этапы:

  • Обнаружить и выделить главные элементы, на которые стоит обратить внимание, поскольку они являются наиболее перспективными для внедрения в воспитательный процесс.
  • Выявить методы и приемы, которые используются в исследуемом материале.
  • Определить новаторство в применяемой методике, исключить бесцельную зрелищность и эффектность, не имеющую практического значения и не являющуюся качественно новой, перспективной разработкой.
  • Выявить соответствие метода принципам науки – психологии и педагогики.
  • Выяснить, отвечает ли методика возрастной группе воспитанников и их уровню развития.
  • Определить, насколько используемый метод усваивается детьми, не несет ли он чрезмерной нагрузки на психику, не сказывается ли негативно на состоянии малышей.
  • Понять, насколько эффективно влияет используемый способ на творческие, познавательные и практические способности воспитанников.
  • Определить систему, по которой работает воспитатель.

Существует несколько различных форм обобщения опыта. Например, одним из самых простых методов является открытый показ, демонстрация своей работы типа открытого урока в школе. Так воспитатель может продемонстрировать принцип взаимодействия с детьми, который стал для него устойчивой нормой и который приносит ощутимый результат, способствует прогрессу в развитии воспитанников. 

Следующим вариантом является презентация обобщения опыта воспитателя, выступление на консультации или семинаре. Самым сложным типом является письменный доклад на педагогическом совете. 

Но для любого воспитателя трудной формой является описание обобщения. Оно требует комплексного подхода к глубокой проработке темы, связного и последовательного ее изложения, так, чтобы этими знаниями и достижениями смогли воспользоваться другие воспитатели.

Для того, чтобы получить хороший результат, при описании обобщения собственного опыта необходимо учитывать следующие часто встречающиеся ошибки и недочеты:

  • Использование широко известного опыта, который уже описан в методической литературе и часто применяется в практике работников образовательной системы. Это важно для педагогической науки, но не является новшеством и не приносит ощутимых и полезных изменений. В конкретном ДОУ это может стать полезным, но для этого обобщение нужно проводить в иных, более передовых и полезных формах.
  • Применение не собственного опыта или же данных, полученных от других преподавателей и воспитателей при личном ознакомлении, а сведений из литературных источников. Такой материал не относится к области обобщения собственного опыта или умений, достижений активных работников ДОУ, а является компиляцией из известных источников. Он может использоваться для общего развития, но не относится к обобщению опыта.
  • Поверхностное исполнение без углубленного анализа.
  • Не определены ключевые моменты методики и требующаяся последовательность действий воспитателя в работе.

С учетом перечисленных ошибок каждый воспитатель может успешно провести обобщение опыта и представить его в наилучшей форме.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области