Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Культура речи воспитателя ДОУ

культура речи воспитателя

По речи человека можно судить об его уровне воспитания, культурности и даже о происхождении и образовании. Это крайне важно для любого человека, но для педагогического состава речь является основным рабочим инструментом, способом передачи информации и рычагом воздействия на окружающих.

О культуре речи воспитателя сказано очень много, ведь от этого зависит результат его работы. Дети подобно губке впитывают любую информацию, которая поступает извне, неважно, положительная она или отрицательная. Именно поэтому очень важно, чтобы культура языка воспитателя в общении с детьми находилась на высочайшем уровне. Малейшие нарушения могут привести к тому, что у ребенка зафиксируется неправильное произношение, ударения, принцип составления предложения. Еще опаснее тот факт, что у воспитанников может возникнуть привычка к применению ошибочной или неуместной лексики педагога, поэтому качеству и культуре речи педагогического состава уделяется огромное внимание.

Культура речи и ее воздействие на молодое поколение

В профессиональной деятельности педагога культура речи имеет важнейшее значение. От нее во многом зависит успешность воспитателя, его способность общаться и доносить информацию до своих воспитанников. Это фактор развития языка детей, поскольку они копируют окружающих взрослых не только в поведении и манерах, но и в грамотности, и даже в интонациях. Если у педагога грамотная, хорошо поставленная дикция с богатым словарным запасом, огромная вероятность того, что его ученики также успешно овладеют всеми необходимыми навыками.

Поскольку для ребенка все качества воспитателя являются образцом для подражания, его речь должна отвечать следующим характеристикам:

  • Правильное произношение с четкой артикуляцией звуков.
  • Понятный и доступный ребенку темп, громкость и интонации. Сотрудник ДОУ должен не просто четко и грамотно произносить слова. Они должны быть понятными, не слишком громкими или тихими, внятными, выразительными.
  • Грамматически правильное оформление фраз и предложений.
  • Связный, понятный для малыша определенного возраста текст. Слишком сложные или намеренно упрощенные фразы лишают воспитанников возможности совершенствовать собственную речь.
  • Точное использование терминов и обозначений. Это поможет детям получить представление о множестве ранее неизвестных определений и слов, научиться грамотно их использовать в собственных высказываниях.

Оценивается качество произношения воспитателя по следующим категориям:

  • Содержательность.
  • Правильность, грамотность.
  • Направленность.
воздействие на молодое поколение

Педагогический состав должен уметь формировать свои высказывания таким образом, чтобы они приносили пользу воспитанникам, давали им важную и нужную информацию, способствовали расширению кругозора, помогали изучать все богатство родного языка.

Воспитатель должен заниматься самообразованием и саморазвитием, устраняя возможные дефекты в собственном произношении, например, акценты или местные диалекты, использование просторечных слов и словосочетаний, а также различных «засорителей», «паразитов», грамотно расставлять ударение, конструктивно правильно строить предложение, следить за качеством дикции. Он должен избегать слишком тихого или громкого воспроизведения, визгливого или пронзительного произношения, слишком высокой эмоциональности или же наоборот – предельно монотонной, невыразительной речи. Общаться необходимо спокойным, доверительным тоном с умеренной громкостью.

В случае наличия разнообразных проблем помочь решить их может консультация для воспитателей по звуковой культуры речи, работа над собой, развитие собственных способностей и навыков. 

Если же преподаватель отмечает наличие отклонений в качестве воспроизведения звуков у своих воспитанников, он может обратиться за помощью профессионала. Полученные рекомендации логопеда воспитателям по звуковой культуре речи дадут возможность в мягкой и незаметной форме исправить нарушения без привлечения специалиста. В тех же ситуациях, когда у ребенка отмечаются более серьезные проблемы, педагог может порекомендовать родителям занятия с логопедом, а в особо сложных ситуациях перевод в специализированную логопедическую группу.

Основные требования к качеству речи воспитателя ДОУ

требования к качеству речи

В педагогической деятельности приходится уделять много внимания правильному подходу к произносимым словам. Они одновременно должны быть и понятными малышам с учетом их возрастной группы, и способствовать стремлению развиваться, совершенствовать собственные навыки говорения и использования словарного запаса. Отсюда можно сделать вывод, что педагогу предстоит постоянно себя контролировать, а также отслеживать, понимают ли дети то, что он произносит, параллельно вводя все новые слова и термины. Если это будет сделано правильно, ребенок сможет практически незаметно для себя осваивать новые понятия и терминологию. Для этого сотрудники детских учреждений должны изучать методическую литературу и понимать, как работает мозг ребенка в определенный период. Если перегрузить поток информации малознакомыми или непонятными словами и фразами, малыш быстро потеряет интерес к происходящему и будет относиться к взрослому настороженно, без привязанности и внимания.

Столь же недопустимо спускаться до словарного уровня ребенка, «сюсюкая» с ним и неоправданно часто применяя уменьшительно-ласкательную лексику. Это не будет способствовать ни сближению с ним, ни формированию его поведения и речи, ни постепенному взрослению. В случае необходимости используется консультация для воспитателей о культуре речи педагога.

В основные требования к речи преподавателя ДОУ входят:

  • Соответствие нормам языка, правильное использование орфоэпии, грамматики.
  • Богатый и разнообразный словарный запас.
  • Логическая связь между отдельными компонентами высказывания.
  • Точность формулировки и грамотность определений.
  • Выразительность, позволяющая сделать язык эффективнее, красивее, понятнее и ближе малышам.
  • Отсутствие неуместных высказываний и выражений, отказ от использования «мусорных» слов, жаргона и диалекта.
  • Уместность – использование определенных правил и норм этикета и общения.

Для повышения качества и уровня воспитания практикуется использование опыта педагогов с большим стажем, имеющим отличные знания в этой сфере. Они могут подготовить сообщение на тему культуры речи воспитателя, провести педсовет, посвященный этой важной и ответственной теме, чтобы помочь сотрудникам ДОУ выявить возможные недостатки и исправить их в кратчайший срок.

Роль наставников столь же велика, как и самообразование. Любой представитель педагогического сообщества должен понимать, что от его собственной грамотности и манеры общения зависит, насколько хорошо овладеют навыками говорения доверенные ему дети. 

Если он задействует все классические и новые методики и наработки, то сумеет организовать обучение таким образом, что малышам будет и интересно, и очень полезно его слушать. Грамотность и воспитанность дошкольников – лучшая похвала педагогическому таланту воспитателя ДОУ.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области