Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ.

Определить и научно обосновать процесс технологии развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятие творческих способностей детей с точки зрения профессиональных стандартов. Изучение и обобщение теоретического и практического применения нетрадиционных техник рисования в дошкольной образовательной организации. Разработать и реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования. Выявить результативность реализации психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Современное общество требует от человека творческих идей, нестандартных подходов в решении ряда задач.

Одной из главных задач ФГОС ДО является построения образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также поддержка и развитие способностей и творческого потенциала детей.

Теоретическое обоснование процесса развития творческих способностей, проблем детского творчества, приемов и средств нетрадиционных техник рисования описывались в работах Р.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Т.В. Слепцовой и др.

Авторы исследований по творческим способностям (Я.А. Пономарев, В.С. Мухина, Е.Л. Яковлева, Г.М. Ярошевский, С. Погодина) рассматривают возможность использования нетрадиционных техник рисования как одного из средств развития творческих способностей, но, в свою очередь, экспериментальных данных относительно детей не приводят.

Анализ теории и практики позволил сформулировать противоречия между потребностью практики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса, что определило тему нашего исследования.

Методологический аппарат представлен в раздаточном материале разрешите перейти к нашему исследованию.

Цель исследования: определить и научно обосновать процесс технологии развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в условиях введения федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования будет продуктивным, если созданы следующие психолого-педагогические условия:

- сформирована развивающая образовательная среда;

- определено содержание образовательных встреч с применением нетрадиционных техник рисования;

- использованы диагностические методики для оценки продуктивности использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи исследования:

На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить понятие творческих способностей детей с точки зрения профессиональных стандартов.

Изучение и обобщение теоретического и практического применения нетрадиционных техник рисования в дошкольной образовательной организации.

Разработать и реализовать психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Выявить результативность реализации психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №92 «Радуга» г. Великий Новгород.

На современном этапе развития общества возникает потребность в людях, обладающих умением мыслить творчески, рассуждать, вступать в коммуникацию.

В процессе теоретического анализа мы раскрыли такие понятие как способности, творчество ,творческие способности.

На наш взгляд более полно определение способности описывает в своей работе М.В. Межиева. Под способностями она понимает такие индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности, определяет предрасположенность человека к этой деятельности.

Одним из важных определений для нашего исследования является творчество.

Е.В. Котова рассматривает творчество как содержательную форму психической активности, универсальную способность, которая может обеспечить положительный результат в самых разных видах деятельности

В процессе теоретического анализа, мы рассмотрели ряд определений творческих способностей. На основе изученной психолого-педагогической литературы нами было выделено определение, под которыми понимаются определенные способности и качества человека, за счет которых происходит поиск и нахождение оригинального решения в нестандартных ситуациях. Решение зависит не от конкретного знания, а от умения находить способы выходов из ситуации.

Нами были изучены основные показатели творческих способностей. Для нашего исследования подходят показатели, которые вывел Э.П. Торренсу - беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Также мы рассмотрели такие понятие как технология, педагогическая технология и нетрадиционные техники рисования.

Технология (от греческого techne - искусство, мастерство, умения и логия – наука) – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Нетрадиционное рисование - оригинальное рисование, которое привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов; играет важную роль в психическом развитии ребенка.

В работе нами было раскрыто понятие психолого-педагогические способности. Н. Ипполитова и Н. Стерхова определяют их, как совокупность взаимосвязанных между собой возможностей образовательной и материально-пространственной среды, которые направлены на преобразование конкретных характеристик личности [23].

В данной работе нами были выделены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия развития творческих способностей. К ним относятся: развитие предметно-пространственной среды; построение педагогического процесса; взаимодействие с семьей; личностные и профессиональные качества педагога.

Все теоретические знания, полученные входе изучения психолого-педагогической литературы, составили основу нашей экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Для проведения констатирующего эксперимента мы выбрали методику П. Торренса «тест креативности», которые проводили в МАДОУ № 92 «Радуга».

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил выявить, что 3о% детей экспериментальной группы имеют уровень незначительно ниже, уровень других 30% детей составляет ниже нормы, остальные 40% имеют низкий уровень развития творческих способностей. Что доказывает необходимость работы по данному направлению.

С целью получения высоких результатов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нами был проведен формирующий эксперимент, который предполагал:

-разработку цикла образовательных встреч, осуществляемую поэтапно;

-использование разнообразных приёмов работы с нетрадиционными техниками рисования.

- использование нетрадиционных техник рисования в самостоятельной и интегрированной деятельности дошкольников.

Формирующий эксперимент проводился в три этапа.

Первый этап включал в себя вводную встречу. Цель: мотивация дошкольников на предстоящую деятельность

Второй этап был направлен на реализацию поставленной цели и задач.

Третий этап являлся завершающим в серии встреч.

Сопоставляя результаты констатирующей и контрольной диагностик мы выявили следующее:

-у 50% детей уровень развития творческих способностей повысился до нормы;

-у 30% детей уровень с низкого повысился до среднего;

Изучив, полученные результаты контрольного эксперимента и сопоставив его с результатами констатирующего эксперимента, мы сделали вывод, что уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста стал намного выше по выделенным нами показателям, что выявляет результативность проведенного нами формирующего эксперимента и доказывает выдвинутую нами гипотезу.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области