Ребенок познает окружающий мир в игровой форме. Он воспроизводит в ней те же процессы, которые наблюдает вокруг себя – кормит, моет и одевает кукол, ставит машинки в гараж, готовит «пищу» на детской кухоньке и наводит порядок в кукольном ломике, пришивает оторвавшуюся лапку плюшевого мишки. Это чрезвычайно важно для развития детей, формирования их навыков и развития способностей, а также для социализации. Но кроме чисто детских развлечений существует множество игр для воспитателей детского сада, обладающих важными обучающими и информативными качествами.
Роль игры в развитии детского организма
В группе детского сада малыш учится общаться со сверстниками и старшими, активно познает мир. Для этого ему крайне необходимо создавать соответствующие условия. Это входит в обязанности педагога детского дошкольного учреждения. Ему необходимо продумывать учебный и воспитательный процесс так, чтобы он проходил в легкой игровой форме, поскольку внимание ребенка невозможно фиксировать и акцентировать на одном предмете или теме в течение более 10 минут. Это обусловлено физиологическими и возрастными особенностями организма. Особенно важна такая форма обучения для самых младших воспитанников ДОУ.
На данный момент используются следующие воспитательные и обучающие игры:
- Сюжетно-ролевые.
- Драматизации.
- Строительные.
- Дидактические.
- Словесные.
- Настольно-печатные.
- Забавы.
- Подвижные.
- Компьютерные.
Каждая из указанных разновидностей направлена на достижение собственных целей, но только в комплексе они позволят получить максимальную пользу для обучения, воспитания и развития.
Во время развлечения растущий человек получает массу полезной и важной информации, поэтому для ее закрепления необходимо повторять данные в предельно легкой форме. Например, можно научить застилать постель, выполняя эти действия с куклами, укладывая спать мягкие игрушки. Ставя каждый раз после занятий все принадлежности на свои места, воспитанники приучаются к порядку, дисциплине и получают представление об аккуратности.
Но общими навыками достижения не ограничиваются. Например, можно дать начала математических знаний при выделении однородных предметов из группы, делении на пары, сравнении одного предмета и большого их количества. Также в легкой форме можно успешно формировать и развивать речь, озвучивая картинки или добавляя отсутствующую букву в написанном слове.
Использование игр для развития педагогических способностей
В духе современных тенденций в педагогике большое внимание уделяется использованию игровых принципов в разных сторонах жизни коллектива детского сада. В первую очередь это касается самообразования воспитателя детского сада по игре. Он должен обогащать свой опыт знаниями новых направлений и типов интерактивного обучения, не останавливаясь только лишь на ранее полученных умениях.
Уже известные и опробованные методики – это очень хорошо, но жизнь не стоит на месте. Сейчас в повседневности используется множество технических приспособлений, а мобильными телефонами и компьютеры малыши овладевают чуть ли не с пеленок. Педагог обязан не только не отставать от своих воспитанников, но и опережать их во всем, дабы делиться с ними своим личным жизненным опытом, имеющимися навыками и умениями.
В применении игрового обучения приходится учитывать возраст обучаемого. Если самые маленькие хорошо воспринимают самые простые действия, например, обучение с применением кубиков и картинок, то для воспитанников постарше приходится находить новые способы заинтересовать их игрой. Особенно это касается старшей группы – это будущие школьники, которые должны прийти в первый класс с определенным багажом знаний. Поэтому от преподавателя требуется не только умение грамотно и умело подавать информацию, но и постоянно расширять свой кругозор и пополнять знания. Для этой цели отлично подходят интерактивные игры для воспитателей детского сада. Их широко внедряют в современный образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.
Использование в работе педагогического состава
Для самообразования сотрудников важно применять новейшие технологии и совершенствовать предметно-игровую среду, которая будет отвечать современным тенденциям и направлениям в работе. При этом недостаточно просто изменить тип используемого действия, необходимо регулярно вводить в свою деятельность новшества и новации, а также использовать передовые методики работы с педагогическим коллективом.
На данный момент игры перестали считаться сугубо детским развлечением. Они применяются для организации трудового и образовательного процесса в самых разных компаниях, причем в весьма крупных и солидных, очень далеких от забав по профилю и направленности деятельности. Поэтому внедрение методик в работу ДОУ не должно вызывать удивления, ведь именно в таком процессе легче всего усваивается передаваемая ценная информация.
Чаще всего используются следующие разновидности:
- Игры для воспитателей детского сада на педсовете позволяют совершенствовать педагогическое мастерство путем передачи опыта, систематизируют знания, формируют собственные, индивидуальные подходы к деятельности.
- Консультация игра для воспитателей детского сада позволяет получить важные данные об использовании игровых процессов, их значении для воспитанников, существенно расширить кругозор, усовершенствовать знания и умения. Передача опыта педагогов играет большое значение в популяризации полезных знаний, что принесет несомненную пользу воспитанникам и самим педагогам.
- Квест игра с воспитателями в детском саду помогает сплотить коллектив и сформировать у его представителей коммуникативные, аналитические и рефлексивные навыки.
Задача таких мероприятий – научить педагогов новым способам проведения игр, увеличить их багаж знаний, усовершенствовать имеющиеся умения, обучить передовым методикам. В легкой форме это усваивается намного легче и органичней. Затем подготовленные специалисты могут передать полученные знания подрастающему поколению, сделать для малышей посещение детского сада радостным, интересным и очень полезным.
Ни в коем случае нельзя преуменьшать роль игры в процессе воспитания и обучения. Воспитанники, которым уделялось много внимания, получавшие много ценной информации в игровой познавательной форме, в итоге оказываются намного лучше подготовленными к школе, чем те дети, которые воспитывались в жестких дидактических рамках. У них формируется необходимая учебная мотивация, которая приводит к более легкой обучаемости в школе, наличию определенного интереса в учебе, стремления стать лучше, получить много знаний. Для школы это чрезвычайно важно, так как именно в детском саду и семье закладываются будущие основы успешной учебы и счастливой жизни вчерашнего дошкольника.
Применение игровых технологий в детских образовательных учреждениях приводит к развитию познавательных качеств воспитанника, формирует ответственность, умение работать с коллективом, коммуникативные навыки, адекватное отношение к достижениям и проигрышам. Это крайне важно не только для формирования привычек и умений малыша, но и для укрепления его характера, личностных качеств и достоинств.