Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей

совместная деятельность воспитателя

Образовательный и воспитательный процесс в детских дошкольных учреждениях претерпевает существенные изменения, связанные с перестройкой в сфере педагогики и современными тенденциями в подходе к сотрудничеству взрослых и детей. Если раньше это подразумевало связку по принципу «ведущий и ведомый», то сейчас на первый план выходит совместная деятельность воспитателя с детьми разных возрастов. 

Понятие деятельности и ее виды для дошкольников

Человеческая деятельность – это база для формирования и развития личности. Она представляет собой особую разновидность активности, которая способствует взаимодействию с окружающим миром и помогает творчески преобразовывать себя. Деятельность бывает разная – интеллектуальная, творческая, физическая и так далее. Для успешного развития детей разного возраста используются различные виды деятельности:

  • Малышам от 1 года до 3 лет подходит предметная деятельность, индивидуальные и групповые игры со сверстниками и взрослыми, подвижные игры, элементы самообслуживания, прослушивание сказок, музыки.
  • Детям от 3 до 7 лет доступно большее количество видов активности, например, разнообразные игры, коммуникативная, исследовательская, познавательная и трудовая деятельность, самообслуживание, изобразительное и музыкальное творчество, пение, двигательная активность.

На основании особенностей возраста становится понятно, что совместная деятельность воспитателя с воспитанниками в средней возрастной группе дошкольников более широка и разнообразна.

Разновидности организации деятельности детей в ДОУ

Существуют следующие формы совместной деятельности воспитателя с малышами:

  • Двигательная.
  • Игровая.
  • Изобразительная (включая конструирование).
  • Восприятие фольклорной и художественной литературы.
  • Познавательно-исследовательская.
  • Коммуникативная.
  • Самообслуживание и доступные по возрасту бытовые работы.
  • Музыкальная.
разновидности организации детей

Для того, чтобы расположить воспитанников к активности, очень важна грамотная организация совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог должен суметь расположить к себе членов группы, заинтересовать их, не навязывая своего мнения. Воспитанники должны действовать свободно, без настоятельного вовлечения их в игровой, трудовой или познавательный процесс. Также для них важна свобода перемещения, общения друг с другом и преподавателем, возможность работать в собственном темпе, без ограничения конкретным временным отрезком.

Совместная образовательная деятельность воспитателя с детьми включает его активность наряду с его воспитанниками. То есть педагог не должен ни навязывать свое внимание детям, ни устраняться от воздействия на игру. При необходимости он может вмешаться, например, помочь разрешить конфликт между малышами, помочь кому-то при наличии сложностей, а также поспособствовать интеграции ребенка в общую активность.

Совместная деятельность воспитателя с детьми и другими сотрудниками ДОУ

работа с родителями

Взаимодействие должно присутствовать не только в общении между педагогами и воспитанниками, но и в совместной работе всех категорий воспитателей. Например, совместная деятельность воспитателя с младшим воспитателем обеспечивает дошкольникам наилучшие условия пребывания в детском саду, поскольку каждый из сотрудников ДОУ не просто выполняет свои профессиональные функции, но и объединяет усилия для достижения совместного результата.

Не меньшее значение в учебно-воспитательном процессе имеет совместная деятельность младшего воспитателя с детьми. Он способствует прогрессу малышей в бытовой сфере, самообслуживании, познании себя, формировании устойчивых привычек и полезных навыков. При этом няня тесно сотрудничает с воспитателем, поддерживая его во всех контактах с детьми.

Для получения значительного прогресса в коррекционно-развивающей работе важна и совместная деятельность логопеда и воспитателя. Для этого необходимо чтобы деятельность специалиста была успешно интегрирована в общий образовательный и воспитательный процесс. При этом учитываются возрастные особенности индивидуумов, нуждающихся в коррекции, а воспитатель всячески поддерживает работу логопеда. В этом случае воспитанники относятся к специалисту намного спокойней и лояльней, что позволяет сделать процесс коррекции более продуктивным, быстрым и эффективным. Малыши не фиксируются на недостатках, а стремятся к получению лучших результатов.

Работа с родителями и воспитанниками

Столь же большое значение имеет и совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями. Невозможно проводить воспитательную работу и обучение только в детском саду, если дома малыши не получают нужной информации в том же ключе, в котором ее преподносит воспитатель. Родители и педагоги ДОУ должны работать в тесной связке для получения цельного результата и воспитания из ребенка полноценной, развитой, социализированной и успешной творческой личности.

В работе детского дошкольного учреждения используются разнообразные темы совместной деятельности воспитателя с детьми. Они могут быть посвящены различным видам игр, праздникам, погодным явлениям, головоломкам и ребусам, конструированию, рисованию и многому другому. Каждый из таких проектов совместной деятельности воспитателя с детьми имеет собственную цель и направленность. Для того, чтобы максимально широко охватить сферу интересов детей, составляется циклограмма совместной деятельности воспитателя. Она позволяет планировать полноценные занятия на каждый день недели с учетом возрастных особенностей детей и позволяет гармонично совместить различные виды деятельности. Вспомогательную роль выполняет и план-конспект совместной деятельности воспитателя и детей, благодаря которому педагог может контролировать правильность проведения занятия по всем его этапам.

Совместная деятельность позволяет добиться тесного партнерства между педагогом и воспитанником за счет сочетания активности и самостоятельного стремления к познанию ребенка и ненавязчивого и деликатного управления его интересами со стороны взрослого. При этом в такой работе не возникает ни соперничества, ни угнетения одной из сторон. Когда малыш ощущает поддержку, а не принуждение, давление со стороны педагога, он может более свободно развиваться, вливаясь при этом в общество своих сверстников. Именно поэтому у совместной деятельности столь важные цели и значительная роль. Она важная для всех воспитанников детского сада, но особенно востребована для социализации, воспитания и развития детей с замкнутым проблемным характером, наличием различных особенностей и нарушений, стеснительных и робких. Зачастую в коллективе с авторитарным руководителем и более активными, энергичными детьми такие воспитанники не получают нужного внимания, не вливаются в коллектив, держатся в стороне. 

При использовании метода совместной деятельности удается ненавязчиво вывести таких детей «из тени», раскрыть их потенциал, активизировать мыслительные и физические возможности. В результате должную степень внимания получают все члены детского коллектива. Малыши успешно развиваются и постигают азы обучения и воспитания в легкой, доступной и полезной форме.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области