Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы инновационных технологий как средство повышения мотивации обучения……………………………………………

Особенности инновационных технологий и их роль в процессе изучения иностранного языка…………………………………………………………..

Виды современных технических средств обучения …………………….

Выводы по I главе………………………………………………………………

Глава II. Экспериментальное исследование повышения мотивации к обучению английского языка у учащихся средних классов при помощи

внедрения инновационных технологий………………………………………..

2.1. Выявление уровня сформированности мотивации учащихся средних классов………………………………………………………………………………

2.2. Содержание работы по повышению мотивации учащихся средних классов на уроках английского языка……………………………………………

2.3. Анализ результатов исследования и рекомендации по повышению мотивации учащихся средних классов………………………………………

Выводы по II главе……………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………..

Введение

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых инновационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы и в тоже время её недостаточной разработанностью для применения в условиях сельской школы.

На современном этапе использование инновационных технологий в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память. Использование инновационных технических средств на уроках английского языка позволяет учащимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом, закреплять материал в интересной форме, с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Таким образом, к положительным аспектам присутствия инновационных технических средств в учебно–воспитательном процессе относится повышение уровня образования, качества знаний учащихся, а также рост профессиональной компетенции учителя.

Объектом исследования является современные технические средства обучения.

Предмет исследования: повышение мотивации обучения с помощью инновационных технологий, процесс формирования положительной мотивации с помощью инновационных технологий.

Целью исследовательской работы является теоретическое обоснование и разработка педагогических условий, обеспечивающих использование новых инновационных технологий в школе через усиление мотивов изучения предмета «Английский язык».

Гипотеза исследования. Инновационные технологии способствуют повышению мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний и культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно использованы в учебном процессе для обучения. В данной работе мы подробно остановимся на таком аспекте использования инновационных технологий, как повышение мотивации изучения иностранного языка у учащихся.

Исходя из предмета, целей и сформированной гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи исследования:

-рассмотреть сущность инновационных технологий;

-теоретически обосновать использования инновационных технологий в учебном процессе;

-изучить влияние инновационных технологий на мотивацию обучения.

Научная новизна исследования состоит в том, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний учащихся.

Теоретическую базу исследования составили труды выдающихся отечественных и зарубежных учёных: коммуникативно - интерактивный подход Баграмова Н.В, общение как двустороннее явление Парыгина Б. Д, «Слагаемые педагогической технологии» В.П. Беспалько.

В зависимости от характера и способов решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы в аспекте исследуемой проблемы, анализ учебных комплексов, опросно – дидактические методы, методы обобщения, экспериментальные методы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В первой главе рассматривается теоретическое обоснование инновационных технологий и их применение в учебном процессе.

Во второй - проводится экспериментальное исследование с применением технических средств обучения на уроках английского языка в средних классах.

В заключении даны практические рекомендации и сделаны выводы из результата экспериментальной работы.

В приложении приведены ряд заданий, выполняемых учащимися в ходе экспериментальной работы.

Теоретическая значимость работы заключается в изучении роли современных инновационных технологий как эффективного способа повышения мотивации обучающихся.

Практическая значимость работы заключается в следующем: экспериментально доказана эффективность использования современных инновационных технологий в процессе обучения средних школьников.

Глава I. Теоретические основы инновационных технологий как средство повышения мотивации обучения

1.1 Особенности инновационных технологий и их роль в процессе изучения иностранного языка

Управление мотивацией изучения иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения в школе. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путем обучения умению общения на иностранном языке. К сожалению, на данный момент, обучение иностранным языкам в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной потребности» в общении на иностранном языке. В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям. Важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка.

Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника, и, во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. В связи с этим необходимо обратиться к теоретическим исследованиям по проблемам мотивации, а также определить ее связь с содержанием обучения иностранным языкам.

По словам И.А. Зимней, «мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего»[2].

Мы понимаем под мотивацией систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.

Следовательно, для того чтобы возникла мотивация к изучению иностранного языка необходимо использовать инновационные технологии, например, такие как интерактивная доска, компьютеры, на уроках иностранного языка.

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, то есть оптимальную интенсификацию труда. К её основным составляющим относятся:

-повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной ёмкости содержания образования;

-применение современных методов обучения, активизация методов обучения;

-активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда;

-использование компьютеров и других новейших информационных технологий обучения.

Согласно точке зрения Ю.К. Бабанского, любая целенаправленная, функциональная, саморегулируемая педагогическая система стремиться к оптимальным наилучшим результатам учебно-воспитательного процесса на основе 2 критериев: достижение каждым учеником максимально возможного для него, в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости и отсутствие фактов систематического превышения учениками и учителями норм времени [1].

В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу, который был предложен западными методистами. Однако еще не выработано однозначное понимание самого термина «интерактивный подход».

Некоторые авторы отождествляют его с коммуникативным подходом, считая, что «интерактивная модель о владения языком предполагает, что обучение происходит во время и в процессе участия в языковых актах (speech events)». Другие определяют интерактивный метод как модифицированный прямой метод, включающий ряд других методов.

В противоположность такому мнению, Н.В.Баграмова, ссылаясь на К.Юли-Ренко (K.Yli-Renko), делает вывод, что «основное внимание при коммуникативно-интерактивном подходе уделяется самому процессу коммуникации и учебной ситуации в аудитории», в то время как коммуникативное обучение ставит в центре внимания коммуникативные функции языка. Данный вывод согласуется с положением А.А.Леонтьева о том, что взаимодействие (интеракция) опосредовано общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие, а не наоборот. «Взаимодействие, интеракция — это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации».

Б.Д.Парыгин рассматривает общение как двустороннее явление: по содержанию - это «коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией», по форме — это поведенческий аспект, «реализуемый в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу».

Таким образом, используя интерактивный подход к обучению английскому языку, можно оптимизировать процесс овладения навыками базового школьного иноязычного общения и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной школы.

Внедрение инновационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам ученикам предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности.

В настоящее время много внимания уделяется инновационным образовательным технологиям. Что обозначает эта терминология?

Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.

Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени.

В.П. Беспалько в своей работе «Слагаемые педагогической технологии» пишет: «Хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания – это и есть педагогическое мастерство».

Что значит научно обоснованная технология обучения? Это значит, что она построена на научном анализе деятельности ученика, отборе тех качеств, знаний, умений и навыков, которые будут ему необходимы в дальнейшей учебной деятельности: анализе и четком отборе учебной информации, то есть содержания учебного материала, предназначенного для обучения и контроля его усвоения; анализе средств педагогической коммуникации (учебник, пособие, технические средства обучения и методические указания к ним и многое другое; выборе форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся); конкретизации деятельности учителя и учащихся. После научного анализа всего указанного выше следует этап разработки самой технологии обучения на основе педагогической системы, где все компоненты связаны между собой и работают как единое целое. Далее следует проверка разработанной технологии в опытном обучении, ее коррекция, дополнение и изменение, если в этом есть необходимость, и только потом – этап ее реализации в естественных условиях обучения. Необходимо отметить, что педагогическая технология – не есть нечто застывшее и данное на все времена. Она может совершенствоваться или изменяться в зависимости от меняющихся условий обучения.

Мы знаем, что изучение иностранного языка дает учащимся неоспоримые преимущества, раскрывает новые перспективы и возможности, которые, прежде всего, проявляются в рамках расширения границ человеческого общения. Как известно, общение помогает решать многие проблемы, стирать межнациональные границы, искать новых знакомых и повышать интеллектуальные способности, иностранный язык является «визитной карточкой» современного человека. Наблюдения показывают, что владение иностранным языком на уровне пользователя является одним из обязательных требований при устройстве на перспективную работу, предоставляет реальные возможности карьерного роста и обеспечивает трудоустройство в других странах. На современном этапе отход от традиционных форм обучения к инновационным способствует успешному формированию языковой личности.

В системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык коммуникативную мотивацию.

Таким образом, технические средства обучения - это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Перед использованием технических средств обучения учащихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения выступает как предмет освоения. Необходимо специально учить учащихся работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля.

Если технические средства обучения используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование технических средств обучения приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста.

Эффективность применения технических средств обучения зависит также от этапа урока. Использование технических средств обучения не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование технических средств обучения в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Применение технических средств обучения в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.

Технические средства обучения призваны сделать процесс обучения более красочным и наглядным, показать действительное состояние, внешний вид и сущность изучаемых явлений или объектов.

Технические средства обучения прочно вошли в учебно-воспитательный процесс, стали сегодняшним днем школы. И ясно, что точный и тщательный контроль за такими уроками будет содействовать улучшению качества уроков и обучения и повышению квалификации учителя. При этом нельзя забывать, что урок с применением технических средств обучения неизбежно влияет на последующие уроки по данной теме, от его качества зависит устойчивость знаний — ведь урок с техническими средствами обучения наиболее насыщен и в учебно - информационном, и в эмоциональном плане[3].

В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.

Чтобы догнать мир, нам нужно смотреть вперёд, а не оглядываться назад. Только новые технологии, новые услуги, новые знания помогут нам крепко встать на ноги.

1.2. Виды современных технических средств обучения

Рассматривая особенности использования средств новых инновационных технологий в сочетании с традиционными техническими средствами обучения, необходимо подчеркнуть, что они способствуют развитию у учащихся наблюдательности, умений анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию.

Активное применение технических средств обучения - это не привилегия отдельных учителей. Технические средства обучения становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.

В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства.

Светотехнические средства (видеомагнитофоны, телевизоры, графопропроекторы (кодоскопы), мультимедийные проекторы, компьютеры) обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:

1) служить опорой для понимания речевой структуры;

2) быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

3) проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению;

4) выполнять роль обратной связи в форме ключей.

Звукотехнические средства (магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов) позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию и говорению, способствуют интенсификации учебного процесса.

В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка.

Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группа) с целью совместного решения коммуникативных задач.

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» [4].

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень простое:

«только 10% людей способны учиться с книгой в руках»

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.[5, с. 96]

В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании иностранных языков.

Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, при анализе текстов - схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

Однако такие возможности при наличии связки компьютер-проектор-экран реализуются только в режиме просмотра. Для проверки письменных заданий и при анализе текста приходится вновь обращаться к обычным меловым или маркерным доскам. Здесь педагог нередко сталкивается с объективными трудностями: нередко аудитория с мультимедиа-проектором может быть оснащена только экраном или маркерной доской, поверх которой устанавливается экран. Таким образом, затрудняется одновременное использование и доски и экрана.

В контексте вышесказанного поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART Board.Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 г. Одними из первых, кто оценил педагогические возможности этой новой технологии, были преподаватели. Действительно, использование интерактивных досок помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными.

Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. Теперь, чтобы управлять компьютером, достаточно только коснуться экрана. Используя доску, вы можете открывать файлы, работать с Интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров. Окончив работу, вы можете сохранить все ваши записи для последующего использования. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Рассмотрим особенности применения интерактивной доски на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.

Электронная доска SMART позволяет осуществлять:

1. Активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

2. Полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

3. Набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

4. Не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;

Сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате.

Материалы, представленные в SMART Notebook, можно активно использовать при изучении всех разделов изучаемого языка. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, видео, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями:

1) При объяснении грамматического материала (например: составление различных типов предложений) использование разноцветных карандашей помогает выделить главное, заострить внимание на употреблении нужной формы смыслового глагола и местоположении вспомогательного в предложении.

2) На экране можно запечатлеть ход мыслей, зафиксировать порядок работы и, при необходимости, есть возможность вернуться к началу изложения или более сложному аспекту материала урока (например: тема «Разница в употреблении и образовании времен “Simple” и “Progressive”).

3) Функция «drag and drop» позволяет перемещать картинки и слова при выполнении заданий типа: «подбери под пару», «сделай сочетание», «соотнеси» (в отличие от презентаций PowerPoint, где все объекты размещаются на своих местах в ходе создания, далее произвольным образом не могут быть изменены).

4) На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить ход мысли.

5) Весь материал проведенного урока с интерактивной доской можно сохранить в записи и учителю нет необходимости все заново писать и создавать.

Большой иллюстративный материал, представленный в SMART Notebook, позволяет осуществлять введение новой лексики, наработку слов для лексических минимумов. Удобным является структурирование по темам (человек, животные, погода, природа, транспорт, одежда и т.д.). Картинки можно копировать как в сам Notebook, так и в различные редакторы (Word, Power Point). Функция Clone позволяет быстро увеличить количество одинаковых картинок, что удобно использовать при изучении темы Числительные. Вставив рисунки в определенный фон, мы можем на материале картинок организовать речевую ситуацию, что способствует развитию связной речи. При работе с картинками SMART Notebook возможно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение SMART позволяет не только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки. В данном случае нам также может помочь утилита SMART Recorder, которую мы используем как для записи алгоритмов перевода текстов и работы со словарем, так и для анализа индивидуальной работы ученика.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Необходимо было бы подчеркнуть преимущества интерактивной доски:

• работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;

• яркие и привлекательные материалы коллекции воспитывают в детях эстетический вкус;

• интерактивные возможности доски позволяют снять трудности в процессе монологического высказывания;

• возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить[6].

Учащиеся имеют возможность моделировать грамматические конструкции, составлять предложения, менять порядок слов в предложении. Иными словами, возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является более эффективным.

Наряду с эффективными средствами обучения, важную роль в повышении мотивации занимает компьютер.

Использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса к изучению иностранного языка, активизирует речемыслительную деятельность. Одним из ведущих преимуществ компьютера является содействие индивидуализации обучения, позволяющее обучаемому работать в соответствии со своими особенностями.

Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство наглядности; дает учителю возможность осуществлять контроль качества знаний учащихся. При правильном, разумном и творческом применении компьютера он может стать полезным и необходимым средством не только для обучения иностранному языку, но и для привития учащимся новой культуры учебы, для повышения мотивации изучения иностранного языка.

Причиной использования компьютера на уроках является активная компьютеризация школ; разрабатываются различные компьютерные программы, позволяющие вести занятия по общеобразовательным дисциплинам нетрадиционным способом. Теперь нужно не только знать свой предмет, но и уметь применять на своих уроках современные технологии. компьютером и программным обеспечением. Одним из новейших направлений в инновационных технологиях сегодня является использование в учебно-методических и научных целях глобальной компьютерной сети Интернет.

Отличительными чертами использования компьютера на уроке является использование активных форм, методов и средств обучения и воспитания, что соответствует современным требованиями научно-технического прогресса и реформы школы. Программирование в его современной интерпретации является важным средством управления познавательной деятельностью учащихся [7].

Использование компьютера на уроке рассчитано на учащихся 5-11-х классов. На занятиях с учащимися 5-9-х классов компьютер используется в качестве аудио - и видеосредства.

Использование современных технологий будет способствовать развитию самостоятельности ученика в учебной деятельности, повышать его информационную культуру и формировать устойчивую мотивацию изучения иностранного языка.

Несомненно, использование видеомагнитафона на уроках иностранного языка ведёт к повышению мотивации учащихся средних классов.При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся нужно приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания[8].

В учебных заведениях, преобладают речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использованиемультимедийных средств, и в том числе презентаций, позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Использованиемультимедийного проектораи создание презентаций помогут преподавателю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме. По данным ученых более 60% информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения.

Термин “мультимедиа” – можно перевести с английского языка как “многие среды” [9].

Таким образом, среди инновационных технологий, которые применяются на среднем этапе обучения в процессе изучения иностранного языка, являются компьютер, интерактивная доска, видеомагнитафон, мультимедийный пректор. Вышеуказанные средства способствуют повышению мотивации,активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся.

Поэтому, безссомненно, к учителям, использующим на своих уроках инновационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно, такое движение дает свои плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения.

Выводы по I главе

Мотивация – система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность. А для того чтобы возникла мотивация к изучению иностранного языка необходимо использовать инновационные технологии, такие как интерактивная доска, компьютеры, на уроках иностранного языка. Инновации – это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Технические средства обучения - это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Урок с применением технических средств обучения наиболее насыщен и в учебно - информационном, и в эмоциональном плане.

В процессе обучения иностранным языкам в современной средней школе используются светотехнические и звукотехнические средства. Поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART Board. Электронная доска SMART позволяет осуществлять активное комментирование материала, полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений, возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить. Наряду с эффективными средствами обучения важную роль в повышении мотивации занимает компьютер. Использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса к изучению иностранного языка, активизирует речемыслительную деятельность. Также хотелось бы отметить, что использование мультимедийного проектора и создание презентаций помогут преподавателю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме.

Глава II Экспериментальное исследование повышения мотивации к обучению английского языка у учащихся средних классов при помощи

внедрения инновационных технологий

2.1 Выявление уровня сформированности мотивации учащихся средних классов

Общеизвестно, что мотивация - основа успеха для изучения иностранного языка. Чем выше мотивация, тем лучше происходит усвоение английского языка. А одно из средств повышения мотивации к обучению английского языка - применение технических средств в обучении.

Нами была выдвинута гипотеза – технические средства обучения способствуют повышению мотивации учащихся.

С целью проверки данной гипотезы мы провели эксперимент, который состоял из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Экспериментальная проверка эффективности использования инновационных технологий на уроках английского языка в средних классах проводилась в период прохождения государственной преддипломной практики в школе № 1 г. Болгар Спасского района. Наблюдение проводилось в процессе работы с двумя группами учащихся: контрольной(5а) и экспериментальной(5б).

Возраст учащихся 10 – 11 лет. Количество учащихся в контрольной и экспериментальной группах по 20 человек. В обеих группах обучение английскому языку велось в полном соответствии с требованиями учебной программы.

На констатирующем этапе эксперимента мы поставили цель - выявить уровень мотивации учащихся средних классов.

Учитывая тот факт, что на мотивацию влияют психологические факторы и мотивация определяет успех обучения, то при целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие:

1) Ученик и как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками: какие мотивы побуждают его к деятельности.

2) Учитель и как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приемы, средства и формы обучения.

3) Сам предмет «иностранный язык» — т.е. языковые и речевые единицы, которые должны быть введены в память учащихся.

Таким образом, при формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем.

Исходя из этого, учащимся были предложены следующее задание: ответить на вопросы, которые указаны в приложении данной работы.

Вопросы были составлены по принципу от низшего к высшему, от простого к сложному.

После проведения констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:

Показатель мотивации на начальном этапе исследования

Класс

Количество учащихся

Показатель мотивации

5 а

20 чел

низкий

средний

высокий

55%

20%

25%

20 чел

60%

25%

15%

В 5а классе только 25% учащихся имеют высокую мотивацию. Это свидетельствует о том, что 25% человек имеют огромный интерес к обучению, получать знания по английскому языку в целом, изучать предмет глубже.

20% учащихся – средний уровень мотивации. Это означает, что 20% учащихся интересуются изучением английского языка, однако не хватает положительного настроя на обучение, благоприятной психологической атмосферы.

Остальные 55% учащихся имеют низкую мотивацию. Данный показатель свидетельствует о нежелании учиться, об отсутствии интереса к изучению английского языка.Обычно данные учащиеся не усваивают учебную программу в полном объёме, что ведёт к снижению успеваемости.

В 5б классе всего лишь 15% учащихся имеют высокую мотивацию к обучению английского языка. Учащиеся относятся к обучению английского языка заинтересованно. Их привлекает общение на английском языке, выполнение упражнений.

25% учащихся – среднюю мотивацию. Безусловно, 25% учащихся настроены на изучении английского языка положительно, но использование инновационных технологий в учебном процессе значительно усилило бы энтузиазм в обучении английского языка.

Остальные 60% учащихся имеют низкую мотивацию. Это заставляет задуматься о том, что организация учебного процесса не приводит к положительному настрою в обучении английского языка у учащихся средних классов. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, мы приходим к выводу, что чем ниже мотивация к обучению английского языка, тем ниже и успеваемость учащихся.

Необходимо провести работу по повышению мотивации к обучению английского языка с помощью информационных технологий.

Использование инновационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

2.2 Содержание работы по повышению мотивации учащихся средних классов на уроках английского языка

Как отмечает Маркова А. К., использование современных технологий будет способствовать развитию самостоятельности ученика в учебной деятельности, повышать его информационную культуру и формировать устойчивую мотивацию изучения иностранного языка.

Ученые, исследующие мотивацию усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Существуют следующие виды:

1) коммуникативно - мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;

2) лингво - познавательная мотивация, основанная на стремлении учащегося к познаванию языковых явлений;

3) страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося.

Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность учащихся.

Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.

Сейчас на помощь пришли инновационные технологии.

Внедрение новых инновационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Использование технических средств обучения на уроках английского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что с применением инновационных технологий мы можем повысить уровень мотивации к изучению английского языка у средних школьников.

Таким образом, мы организуем работу по повышению мотивации учащихся средних классов с инновационных технологий.

Цель данного этапа эксперимента состояла в организации работы по повышению мотивации учащихся.

Формирующий эксперимент был проведён в 5 б классе, в ходе которого нами велась целенаправленная работа по повышению мотивации.

Уроки велись с использованием интерактивной доски. Учащимся были предложены задания…. 5 штук. Они развивают то то

Учащимся были предложены…

Что развивает….вызывает интерес к обучению. физминутка.

В процессе выполнения этих заданий было очевидно что учащиеся работали с интересом, с удовольствием…мультим проектора (Лондон)

А с использованием компьютера тест…

Действительно, в ходе выполнения вышеуказанных заданий мы заметили, что появился интерес к обучению английского языка.

Соответственно в 5а классе уроки проводились в традиционной форме.с использованием традиционных заданий…

То есть в 5б классе , в экспериментальной группе, велось

Вывод.

2.3 Анализ результатов исследования и рекомендации по повышению мотивации учащихся средних классов.

Для выявления уровня мотивации учащихся пятых классов был проведён контрольный эксперимент.

Учащимся экспериментальной и контрольной групп были даны те же самые задания, что и на констатирующем этапе. (Приложение 1.)

По проведению контрольного этапа мы получили следующие результаты.

Класс

Количество учащихся

Показатель мотивации

20 человек

низкий

средний

высокий

54%

19%

27%

20 человек

15%

25%

60%

Таблица( результатов контр экспер показала что в экспер группе учащиеся выполняли задания успешно: самый высокий уровень мотивации наблюдался у 63%, а в контрольной группе – 27%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что мотивация у учащихся 5б класса заметно повысилась. Это говорит о том, что у учеников появилось желание учиться, повысился интерес, учащиеся с желанием включились в деятельность, задания выполнялись быстро и качественно. Наблюдалась взаимопомощь, ...

Мы наблюдали доброжелательную атмосферу на уроке….повысилась активность на уроке…энтузиазм….

Таким образом применение совр технологий на уроках англ языка позволило организовать уч процесс более эффективно и добиться более высоких результатов.

Рекомендация по повышению мотивации у учащ средних классов

При организации учебного процесса необходимо и особенно важно создать благоприятную атмосферу и положительный настрой;

Включать различные задания с применением инновационных технологий:

Повторение

Поездка в Англии и т.д

Экскурсия по теме ( Лондон)

Периодически осуществлять наблюдение за уровнем мотивации учащихся средних классов с использованием тестирования (анкетирование, опрос, беседа). Учитывая полученные данные планировать дальнейшую работу.

Выводы по II главе

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующем фактором являются приёмы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Учителю постоянно нужно показывать учащимся их продвижение, их успехи в изучении английского языка. В тот момент, когда дети поймут практическую ценность знания иностранного языка, когда полученные на уроке знания не лягут мёртвым грузом, а будут эффективно применяться из урока в урок, а, возможно, и во внеурочное время, тогда начнётся процесс интенсивного формирования коммуникативных навыков учащихся. Дети перестанут бояться общения на английском языке, в скором времени для них это станет практически таким же естественным, как и общение на других уроках на родном языке.

Таким образом, с целью повышения мотивации нами был проведён эксперимент, который состоял из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе мы выявили исходный уровень мотивации у учащихся средних классов: 5а, 5б.

На формирующем этапе нами была проведена работа по повышению мотивации.

Последний этап заключался в анализе проделанной нами работы и полученных в результате этого экспериментальных данных, формулировании рекомендаций по повышению мотивации при использовании инновационных технологий.

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.

Инновационные технологии являются одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации к изучению английского языка, в результате чего в процессе обучения создаются психологическая комфортность, доверительное общение, эмоциональный подъём. Всё это способствует быстрому переключению внимания у учащихся и осознанию ими процесса учения.

Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу, что инновационные технологии способствуют повышению мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний и культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно использованы в учебном процессе для обучения.

Заключение

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

Современное общество диктует свои правила, оно требует, чтобы образование, если оно хочет оставаться качественным образованием, совершенствовалось так же, как совершенствуется мир вокруг нас. Более того, в систему образования информатизация должна была войти первой. Но в силу ряда причин (главной из которых является недостаточное финансирование образовательных учреждений) использование ИКТ в процессе образования в периферийных частях Российской Федерации только начало распространяться. Отсюда вытекает ещё одна проблема – большинство учителей в наших школах были воспитаны не в такой насыщенной информацией среде, как сейчас. Не все умеют и считают нужным пользоваться какими бы то ни было нововведениями. Между тем как современный школьник уже не тот, что был прежде. И без принятия мысли о том, что современное образование невозможно без использования ИКТ учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему во «взрослой» жизни. Применение же компьютера и других ИКТ на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний.

Свои пожелания…

Список литературы

Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. – М.: Просвещение, 2005.

Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Кора, 2004.

Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М.:Питер, 2000.

Верещагина И. Н. Книга для учителя. - М., 2002.

Гез Н. И., Ляховицкая М. В., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. В., Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 2006.

Зимняя И. А. Психология обучения иностранному языку. – М., 2004.

Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

Климентенко А. Д., Миролюбова А. А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 2007.

Кудряшова Т.Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения. // Вестник МГПУ. Серия "Информатика и информатизация образования". / М.: МГПУ, - 2004. № 1(2). С. 94-101.

Ляховицкая М. В. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Просвещение. , 2002.

Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // 2002, № 2.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 220с.

Маркушевич А. И. Научно-технический прогресс и содержание школьного образования. «Советская педагогика», 1968, № 4.

Мархель И.И . Компьютерная технология обучения. Педагогика, 5-1990,

Маслыко Е. А. Учебное общение на уроке английского языка. – Минск, 2004.

Мусницкая Е. В. 100 вопросов к себе и к ученику. – М., 2002.

Негневицкая Е. И. Книга для учителя. – М., 2003.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов;

Под ред. Ю. К. Бабанского,— 2-е изд.,— М., Просвещение, 1988.

Полат Е.С. Методическая аутентичность в обучении иностранному языку // ИЯШ. 2000. № 2. С. 16.

Прессман Л. П. Как планировать применение технических средств. «Народное образование», 1908, № 7.

Рогова Г. В. Методика обучения английскому. – М.: Просвещение, 2007.

Семенова Г. Ф. Комплексное использование технических средств обучения и элементов программирования в мало-комплектной школе. «Советская педагогика», 1967, № 7.

Старков А. П. Обучение английскому языку в средней школе. – М., 2000.

1.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов; Под ред. Ю. К. Бабанского,— 2-е изд.,— М., Просвещение, 1988. — 479 с.

3. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

4. Карл Роджерс., Личные соображения относительно преподавания и учения.

5. Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта Знание - сила - 1997г.\ №4

6. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // 2002, № 2.

7. Мархель И.И . Компьютерная технология обучения. Педагогика, 5-1990,

с88.

8. Полат Е.С. Методическая аутентичность в обучении иностранному языку // ИЯШ. 2000. № 2. С. 16.

9. Кудряшова Т.Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения. // Вестник МГПУ. Серия "Информатика и информатизация образования". / М.: МГПУ, - 2004. № 1(2). С. 94-101.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 220с.

Приложение 1

Анкета

Согласитесь с утверждением или опровергните его.

Мне нравится изучать английский язык.

Мне сложно общаться на английском языке.

Меня привлекает возможность обсуждать события, общаться с ребятами на английском языке.

Я не хочу связывать свою будущую профессию с английским языком.

Мне нравится, как учитель английского языка проводит уроки.

Я больше запоминаю, когда материал даётся наглядно.

Мне нравится работать около доски.

Мне нравится, когда преподаватель спрашивает меня на уроке.

Я быстро реагирую на английскую речь преподавателя.

Мне нравится делать дз по англ

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области