Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока по химии 8 класс

Научить на практике, применять знания о массовой доле растворённого вещества, рассчитывать массовую долю вещества в растворе, готовить растворы с заданной массовой долей вещества, проверить и закрепить знания о применении растворов и их значении в жизни человека.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока.

Эпиграф к уроку:

“Суха теория мой друг, а древо жизни вечно зеленеет ”.

(И.В. Гете)

План конспект урока

ФИО учителя, должность

Большакова Галина Павловна, учитель биологии, химии.

Образовательное учреждение, населенный пункт

МКОУ Больше – Изыракская СОШ

Предмет

Химия

Название учебно-методического комплекса.

Н.Е Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва. Издательский центр «Вентана- Граф» 2018. 254с.

Класс

8 класс

Тема урока

Практическая работа «Приготовление раствора соли с заданной концентрацией вещества»

Тип урока

Урок практикум.

Цель типа урока:

Цель урока:

Задачи:

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Научить на практике, применять знания о массовой доле растворённого вещества, рассчитывать массовую долю вещества в растворе, готовить растворы с заданной массовой долей вещества, проверить и закрепить знания о применении растворов и их значении в жизни человека.

Образовательная - углубить знания о значении растворов, научить готовить растворы с заданной концентрацией вещества.

Развивающая - формировать умения самостоятельно работать при выполнении практической работы, умения вести расчёты, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

Воспитательная - формирование положительной мотивации , познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего мнения.

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир.

Развитие навыков сотрудничества.

Метапредметные:

Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме.

Формирование умения принимать и сохранять установленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Формирование умения работать в парах, умение коротко, грамотно презентовать проделанную работу.

Предметные:

Формирование практических навыков приготовления растворов с определенной массовой долей растворенного вещества, умения рассчитывать массы необходимых компонентов растворов.

Развитие навыков работы с лабораторным оборудованием.

Методы обучения: обучение в сотрудничестве, интерактивный, исследовательский, частично-поисковый, практико-ориентированный,.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и в парах.

Средства обучения: дидактический материал, презентация, лабораторное оборудование, инструктивные карты, рабочие листы.

Оборудование и материалы

Проектор, видеофильм «Землетрясения» КМП – МРЕG Movie File

Раздаточный материал: карточки – задания выдаются каждому учащемуся.

Химическое оборудование: лабораторные весы, плоскодонные колбы, химические стаканы, стеклянные палочки; вещества: поваренная соль, вода дистиллированная.

Использованные источники

Н.Е .Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва. Издательский центр «Вентана- Граф» 2018. 254с.

Габриелян О.С. «Неорганическая химия в тестах, задачах, упражнениях 8 класс» - М: Дрофа 2009

Горковенко М. Ю.. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам. – М.: ВАКО, 2004.

Назарова Т.С.,  , Лаврова В.Н. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы.- М.: Владос,2004.

Задачник по химии 8 класс: / Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. - М., 2012.- 128 с.

Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

Интернет ресурсы.

Этап (ход)

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося.

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя – релаксация. Звуки шума реки.

Класс распределяется по парам. Ребята вы слышите звуки реки. Скажите с точки зрения химии, что представляет собой вода различных природных объектов? (обсуждение). При смешивании на стройке песка с цементом и водой строители получают «цементный раствор», вы согласны с такой формулировкой? (обсуждение). Слайд с рисунком.

Настраиваются на урок.

Устанавливаются рабочие отношения в классе. Работают в парах.

Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения

Готовятся к началу урока.

Умение преобразовывать теорию в практику.

Умение формулировать ответ.

Принятие социальной роли обучающегося.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Назовите признаки раствора. Какое значение имеют растворы? Работа с информационными карточками (ответы учащихся). Приложение 1. Приходилось вам, когда - либо готовить растворы с заданной концентрацией вещества? Как по вашему, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Сформулируйте тему, цель и задачи урока.

Учитель знакомит с видами деятельности учащихся на уроке.

Осмысливают материал.

Настраиваются на решение проблемы.

Сотрудничество учителя и ученика.

Отвечая на вопросы, готовятся к поиску проблемы.

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Проявляют интерес к новому.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Какие расчёты мы используем, связанные с растворами? (Массовая доля растворённого вещества, масса раствора, масса растворённого вещества, коэффициент растворимости). Заполните карточки на знание данных формул – оценки внесите в оценочный лист, критерии оценивания в карточках. Приложение 2.

Домашним заданием было решить задачи разной степени сложности расчётов по приготовлению растворов, указать, где используются данные растворы. Проверка домашнего задания (кейс: отчёт домашней работы - решение задач). Приложение 3. Взаимопроверка. Учащиеся сверяют ответы, выведенные на слайд.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Выделение необходимой информации, для решения расчётных задач.

Планирование учебного сотрудничества.

Понимать возможность существования различных результатов, не совпадающих с собственной.

Учащиеся оценивают работы друг друга.

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Сегодня на уроке вам предстоит приготовить растворы с заданной концентрацией растворённого вещества. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент видеофильма «Землетрясение» о природной катастрофе, где в результате землетрясения происходят разрушения зданий, люди вынуждены покидать свои дома, есть раненые и им требуется срочная помощь.

А сейчас представьте себя людьми, профессии которых связаны со спасением людей в подобных ситуациях. Медицинским работникам, представителям МЧС и представителям других служб необходимо спасать людей, для этого им требуются лекарства, причём лекарства в растворах с определённой концентрацией. Мы с вами будем технологами, условно, которые готовят растворы лекарственных препаратов для спасения людей. И вы понимаете, какая ответственность ложится на ваши плечи!

Составление плана работы

Работают в парах.

Сотрудничество учителя и ученика

Составляют план для добывания новых знаний

Оценивают объективные трудности и возможности самостоятельной деятельности.

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

5. Этап реализации построенного проекта

В каждой паре назначается самими ребятами старший лаборант, который координирует действия своей пары.

Старший лаборант задаёт вопросы, если возникли затруднения.

Чтобы научиться спасать людей и быть им полезным, необходимо соблюдать правила техники безопасности. Решите тест по технике безопасности. Приложение 4. Выводится слайд по правилам техники безопасности, учащиеся, сверяют ответы, оценки ставят в оценочный лист. (Взаимопроверка). Приступаем к выполнению заданий практической работы. Работу выполняем согласно инструкции. Нужно быть аккуратными, внимательными, осторожно обращаться с лабораторной посудой. Работу учащиеся выполняют индивидуально, но сверяют друг с другом расчёты к заданиям и ход выполнения практической работы.

Критерии оценки работы учащихся: перед выполнением практической работы учитель сообщает, что верно выполненная 1 часть соответствует оценке «3», 2 части -- «4», вся работа – «5». Чёткость выставления оценок повышает мотивацию учащихся и дисциплинирует их. Практическая работа № 4

«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества»

Приложение 8.

Цель: научиться готовить растворы с определённой концентрацией растворённого вещества.

Карточка-задание:

Часть 1. Приготовьте 50 г 10% раствора поваренной соли.

Часть 2. Прилейте к полученному раствору 10 мл воды и вычислите массовую долю соли в растворе.

Часть 3. Ко второму раствору прибавьте 5 г поваренной соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Учащиеся решают задачу № 1. Под руководством старшего лаборанта учащиеся готовят раствор. Это первый этап выполнения работы. (Взаимопроверка расчётов).

Далее учащиеся переходят к выполнению задания № 2. Сначала готовят раствор № 2. Затем вычисляют массовую долю растворённого вещества.

(Взаимопроверка расчётов).

Учащиеся выполняют задание № 3, готовят третий раствор, вычисляют массовую долю полученного раствора. Проверяют правильность вычислений. (Взаимопроверка). Подписывают раствор, например, 15,38% раствор NaCl и приклеивают маркировку на колбу с приготовленным раствором. (Учащиеся сверяют маркировку на колбах с ответом на слайде).

Приложение 5. (карточка учёта умений)

Ответы:

Часть 1.

5 г соли, 45 мл воды

Часть 2.

8,33 %

Часть 3.

15,38%

Приготовленные растворы сдают учителю. Эти растворы, условно, необходимы для спасения пострадавших.

Поднимите руки, кто сделал все задания верно? У кого получились два задания? Кто справился только с одним заданием? Теперь вы знаете свои оценки за выполнение практической работы, внесите их в оценочный лист.

Вы ребята, молодцы! Вы показали, что ответственные задания вам по плечу.

Умение структурировать знания.

Установление причинно-следственных связей.

Умение выполнять: практическую работу по инструкции, пользоваться лабораторным оборудованием, составлять отчёт по практической работе.

Умение работать в парах; осуществлять самопроверку. Решать задачи, составлять отчёт по практической работе

Умение слушать собеседника; работать с текстом; делать расчёты по условию задачи.

Планирование учебного сотрудничества;.добывание новых знаний.

Умение оформлять отчёт по практической работе. Ответ записывать его в тетрадь.

Умение самостоятельной работы и в сотрудничестве.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Ребята, сегодня на уроке чему вы учились? ( Готовить растворы с заданной концентрацией растворённого вещества).

- Какие действия для этого следует выполнить? Учащиеся выступают в роли технолога. ( Провести расчёт масс растворённого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора, взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества, сделать маркировку.)

Где можно воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества?

Решают тест на закрепление знаний. Приложение 5.

Учащиеся подводят итоги в оценочных листах. По среднему баллу выставляют оценки за работу на уроке по всем видам деятельности.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Работают в парах и самостоятельно.

Умение проводить взаимопроверку.

Умение преобразовывать теорию в практику.

Предвосхищение результата и уровня усвоения.

Закрепляют полученные знания.

7.Применять полученные знания.

На следующем уроке мы продолжим решать задачи на растворы разными методами.

Запишите домашнее задание

§25.

Решить задачи. « Кейс – домашнего задания» (разноуровневые задания с практическим применением ).

Индивидуально: приготовить сообщение – Биография Гей-Люссака, А. Авогадро.

Приложение 6.

Осмысливают задание.

Задают уточняющие вопросы.

Умение слушать

Анализировать.

Учащиеся записывают д/з в дневник

Оценка –осознание учащимся того, что уже усвоено.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь.

А теперь закончим предложения (на слайде).

Сегодня на уроке я узнал…

Я могу…..

Вызвало затруднение…..

Мне это пригодится….

Урок окончен. Спасибо за урок!

Участвуют в обсуждении.

Осознанно подводят итоги. Умение структурировать знания.

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме.

Осуществляют самооценку.

Умение правильно оценивать выполнение действий.

Приложение 1.

Информационный лист.

Растворы и сам процесс растворения имеют большое значение в природе, в нашей жизни, в науке и технике. Чаще всего мы имеем дело не с чистыми веществами, а со смесями или растворами. Вода морей, рек, озер, грунтовые воды, питьевая вода — это растворы. Воздух — это раствор газов. Большинство минералов — это твердые растворы. Соки растений, напитки — это растворы.

Почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии. Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор. Растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д. Получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах.

Растворы используются в промышленности: текстильной, металлообрабатывающей, фармацевтической, при производстве пластмасс, синтетических волокон, мыла и др.

«Физиологический» раствор -0.85% раствор хлорида натрия, для человека имеет большое значение. Он содержится в плазме крови, а также в различных жидкостях организма. Именно он отвечает за давление плазмы и внеклеточной жидкости. При его недостатке в организме возникают спазмы мышц, судорожно сокращается скелетная мускулатура, нарушается работа всех систем организма, в первую очередь, сердечно – сосудистой и нервной.

Приложение 2.

Оценочный лист.

Ф. И. -------------------------------------------------------

Виды деятельности.

Количество набранных баллов.

1.Активность работы (1-5 баллов)

2.Знание расчётных формул (1-5 баллов)

3.Выполнение домашнего задания (1-5 баллов)

4.Тест по технике безопасности (1-5 баллов)

5.Выполнение практической работы (1-5 баллов)

6.Тест на закрепление (1-5 баллов)

Итого баллов:

Критерии оценивания:

27 – 30 баллов «5»

21 – 26 баллов «4»

15 – 20 баллов «3»

Приложение 3.

Кейс – «Отчёт домашней работы - решение задач».

Задача № 1

Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Задача № 2

Какие массы гидрокарбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 10%? Где используют данный раствор?

Задача № 3

В 45 г воды растворено 5 г NaCl. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе. Для чего необходим этот раствор в быту и лаборатории?

Задача № 4*

Рассчитайте массы воды и безводного сульфата меди, необходимые для приготовления 100 мл раствора, содержащего 8% соли. плотность раствора – 1,084 г/мл. Где применяют полученный раствор?

Задача № 5*

Какую массу воды нужно добавить к 100 мл 30%-го раствора гидроксида натрия ( = 1,33 г/мл) для получения 10%-го раствора щелочи, используемого в лаборатории?

№1

№2

№3

№4

№5

Критерии оценки: 5 задач – «5», 4задачи - «4», 3задачи – «3»

Приложение 4.

Тест по правилам техники безопасности:

1. Вещества на вкус:

А) можно пробовать

Б) нельзя пробовать

В) надо спросить у учителя.

2. Твердые вещества берут:

А) рукой

Б) ложечкой

В) как придется

Г) не знаю.

3. Посуду при работе надо использовать:

А) чистую

Б) грязную

В) с трещинами

Г) какая есть.

4. К работе в лаборатории можно приступать:

А) когда захочешь

Б) с разрешения учителя

В) когда будешь готов.

5. Объем воды измеряют:

А) на весах

Б) в мерном цилиндре

В) в мерном стакане.

6. Полученный раствор необходимо:

А) отдать учителю

Б) вылить в канализацию.

Критерии оценки:

6 – «5»

5 – «4»

4 - «3»

Приложение 5

Карточка учета умений.

Ф. И. ---------------------------------------------------------------------------

Операции практической работы

Количество набранных баллов

Взвешивание вещества (2 балл)

Работа с мерным цилиндром (1 балл)

Приготовление раствора (3 балла)

Культура выполнения опыта (1 балла)

Оформление отчета (3 балла)

Итого баллов:

Критерии оценки:

9-10 баллов – «5»

7 – 8 баллов – «4»

5 – 6 баллов – «3»

Приложение 6.

Тест «Растворы».

Вопрос с вариантами ответов

1

1.Раствор – это

А) однородная смесь, состоящая из двух компонентов

Б) неоднородная смесь, состоящая из двух и более компонентов

В) однородная смесь, состоящая из двух и более компонентов

2

2.По агрегатному состоянию различают растворы

А) жидкие, газообразные, твердые

Б) только газообразные и жидкие

В) только жидкие

3

3.Растворителем может быть

А) только спирт

Б) вода, спирт, бензин и др. вещества

В) только вода

4

4.При растворении вещества в воде происходит процесс:

А) химический

Б) физический

В) физико-химический

5

5.Состав раствора может быть выражен

А) количественно

Б) количественно и качественно

В) качественно

6

6.Для количественной оценки состава раствора используют понятие

А) массовая доля растворителя

Б) массовая доля раствора

В) массовая доля растворенного вещества

7

7.Масса раствора равна

А) массе растворенного вещества

Б) сумме масс растворенного вещества и растворителя

В) массе растворителя

Критерии оценки:

7 баллов – «5»

5 – 6 баллов – «4»

4 балла – «3»

Приложение 7.

Кейс – домашнего задания.

1. Решение расчётных задач с практическим содержанием по теме «Растворы».

1. Для выращивания рассады используют полновесные семена. Для того их погружают в раствор поваренной соли NaCL. Всплывшие семена бракуют. Рассчитайте массовую долю соли в растворе, содержащем 80г воды и 8г соли.

2. Спиртовой раствор йода, используемый для обработки поверхности кожи вокруг ран в целях дезинфекции, содержит спирт и йод. Вычислите массу йода, необходимую для приготовления 50 г 5% -го раствора йода.

3. Для подкормки комнатных растений применяют водный раствор аммиачной селитры. Рассчитайте массу аммиачной селитры и воды, которая потребуется для приготовления 700 г 1 %-го раствора.

4. Для выделки кож используют 24 % водный раствор хлорида натрия. Найдите массу раствора, содержащего760 г воды.

5. Вам известно, что при ожогах щелочами пораженный участок кожи промывают водой, а затем нейтрализуют раствором уксусной кислоты. Вычислите массовую долю (в %) уксусной кислоты в этом растворе, если для его приготовления взяли 197 г воды и 3 г кислоты.

Критерии оценивания:

за решение 3 задач – «3»

4 задач – «4»

5 задач – «5»

Индивидуально: приготовить сообщение – Биография Гей-Люссака, А. Авогадро.

Приложение 8.

Инструкция по проведению практической работы №4

«Приготовление раствора с определенной массовой долей растворённого вещества»

Цель работы: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.

Оборудование: весы, мерный цилиндр, ложечка, химический стакан, стеклянная палочка, вода дистиллированная, соль.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Расчетная часть.

Произведи расчет для выполнения практической работы.

2. этап работы:

Рассчитайте массу соли и массу воды, необходимые для приготовления вам раствора.

На весах взвесьте требуемую навеску соли, и высыпьте ее в химический стакан.

3. этап работы:

Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу:

V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.

1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с солью.

4. этап работы:

Перемешайте стеклянной палочкой соль с водой до полного её растворения. Сделайте маркировку раствора.

Заключение:

1.Обратите внимание на оформление задачи в тетради, правильные расчеты.

2. Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

3. Уберите свое рабочее место.

Приложение 9.

Отчёт практической работы №4

«Приготовление растворов с заданной концентрацией растворённого вещества».

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ:

Часть 1. Приготовьте 50 г 10% раствора поваренной соли.

Часть 2. Прилейте к полученному раствору 10 мл воды и вычислите массовую долю соли в растворе.

Часть 3. Ко второму раствору прибавьте 5 г поваренной соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Расчёты для приготовления растворов с заданной концентрацией растворённого вещества.

Дано

Найти

Расчёты к задачам.

1.

W1(в-ва)=10%

m (р-ра)=50г

m (воды)

m (соли)

2.

К полученному раствору прилить 10 мл воды.

W2(в-ва)

3.

К полученному раствору добавить 5г соли.

W3(в-ва)

Критерии оценивания:

Правильно выполненные: 1 часть – «3»

1 – 2 части – «4»

1 – 3 части - «5»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области