ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАРАЧЕВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Мастер-класс:
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТА «ЗИМНИЙ ГОРОД»
ДЛЯ ДЕКОРИРОВАНИЯ
ОКОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Жукова Наталья Ивановна
Карачев 2019 г.
АННОТАЦИЯ
С каждым днем в любой отрасли производства все острее ощущается необходимость в специалистах, способных творчески мыслить, постоянно искать новые пути решения тех или иных проблем, рационализировать, изобретать. Этому призвана служить система дополнительного образования детей.
Дополнительное образование призванное, обеспечивать условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания, чувства коллективизма, личностного и творческого развития, профессионального самоопределения, трудолюбия, формирование общей культуры, способности к коллективному творчеству со сверстниками и взрослыми.
Решению одной из задач дополнительного образования может эффективно помочь работа над совместным творческим делом. Общие увлечения, интересы, дела, подготовка к праздникам, способны сплотить не только детские коллективы, но детей и взрослых, не взирая на их возрастные различия. А что может быть прекрасней дружбы и взаимопомощи.
В рамках данного мастер-класса можно научиться выполнять коллективную работу по декоративному оформлению оконного проема в технике макетного моделирования из бумаги «Зимний город».
Данный мастер-класс может быть полезен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», учителям технологии, детям в возрасте от 10 до 17 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАИСКА
Коллективное творчество объединяет детские коллективы в единый организм, в котором каждый ребенок обретает единомышленников, познает правила и формы совместной работы.
Одним из общих творческих дел является подготовка к Новогодним праздникам. Именно в канун Нового года и Рождества всем хочется чуда, сказки. Уже давно появилась традиция наряжать ёлку, украшать фасады домов всеми возможными способами, все совершенней и искусней становится убранство интерьеров. Но те элементы новогоднего декора, которые предлагает нам рынок дорогие и не всегда изготовлены из качественных материалов, поэтому творческие люди стремятся, используя любые подручные материалы декорировать свое окружающее пространство. Самый распространенный материал для изготовления праздничных украшений – бумага. Бумага – материал, обладающий конструктивными и пластическими свойствами, знакомые каждому человеку с детства. Одним из способов конструирования из бумаги является тематическое макетное моделирование. Различные виды работы с бумагой способны воздействовать на всестороннее развитие каждого человека, побуждать к активному мышлению, позволяют проявлять свою индивидуальность, создавать образы, творить, радоваться успехам и удачным находкам, приобретать практические навыки работы с бумагой и картоном.
Цель мастер-класса: провести обмен опытом по макетному моделированию, повысить мотивацию педагогов к овладению данной техникой работы с бумагой и использованию её в работе с детьми.
Задачи:- познакомить педагогов с тематическим макетным моделированием путем изготовления макета зимнего города;
- последовательности действий, использованию методов и приемов складывания бумаги;
- создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер–класса;- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Тип: комбинированное.
Методы и приемы работы
Методы:интерактивный (словесный, наглядный, практический);исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность
работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:объяснение;консультация;рассказ;беседа с показом практических действий. Использование наглядности:презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point «Зимний город»;образцы готовых работ;технологическая карта поэтапного выполнения макета;шаблоны;материалы для практической работы.
Материалы, инструменты, оборудование:
-шаблоны домиков (3шт.), елок (2 шт.), силуэтов домов и улицы;
-картон темного цвета для крыши (1 шт.);
-клей ПВА;
-скотч двухсторонний;
-карандаш Т.М.;
-канцелярский нож;
-ножницы;
-шило;
-линейка металлическая;
-мат для резки бумаги;
-свето-диодная гирлянда;
-влажные салфетки.
Структура мастер-класса:
1.Вступительная часть:
объявление темы и цели мастер-класса;
содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей;
2. Теоретически - демонстрационная часть:
макетное моделирование как вид искусства;
значение макетного моделирования для развития ребенка.
3. Практическая часть:
освоение приемов складывания базовых форм оригами;
изготовление макета зимнего города из бумаги.
4. Подведение итогов:
обсуждение полученных результатов;
обсуждение предложений коллег.
Ход мастер-класса.
I.Вступительная часть.
Слайд 1
1. Организационный момент. Встреча и размещение частников.
2. Представление.
3. Игра на знакомство.
Чтобы наше общение было комфортным, предлагаю всем познакомиться. Я вам раздам по три листочка, на первом вы напишите свое имя, на втором отчество, на третьем фамилию и все листочки сложим в шкатулку и потрясем. Теперь достаньте из шкатулки по три листочка любых, не старайтесь искать свои собственные. А теперь, найдите у кого ваши собственные листочки и заберите их, но не просто так, а заплатив ласковым словом или благодарность. А сейчас, три самых смелых человека подойдут к доске и возьмут по одному листочку с именем, не старайтесь найти и взять свое имя. Найдите людей, которые носят эти имена, наклейте их. Все остальные встаньте в круг, разбейтесь парами, напишите имена друг друга и наклейте их.
Слайд 1
- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса – «Изготовление макета «Зимний город» для декорирования оконного пространства».
Слайд 2
Сегодня в процессе практической деятельности вы познакомитесь с технологией простейшего макетного моделирования и нам с вами предстоит выполнить коллективную работу по изготовлению «Зимнего города».
Надеюсь, что занятие пройдёт плодотворно. Итак, мы начинаем.
2. Теоретически - демонстрационная часть.
- Хотелось бы начать наш мастер-класс словами В.А.Сухомлинского
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше мастерствав детской ладошке, тем умнее ребенок».
- Какие техники объемного конструирования из бумаги вам известны?
(оригами, бумагопластика, объемная аппликация, киригами, бумажная скульптура и многие другие).
- Самая простая – это техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях называется оригами (ори – сгибать, гами – бумага) (показ поделок)
- Еще один, вид объемного моделирования из бумаги, у которого огромное количество поклонников это Paperkraft 3D модели из бумаги, моделирование геометрически стилизованных объектов видимого мира, образцы которого вы можете наблюдать (показ поделок).
- Более подробно хотелось бы остановиться на технике тематического макетного моделирования. «Модель» в переводе с латинского – мера, образ. Процесс макетного моделирования делится на 2 части:
1. Процесс творческого поиска.
2. Вариант окончательного решения.
- Как вы считаете, на развитие каких качеств личности ребенка может оказывать положительное влияние работа с бумагой?
- способности эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
- творческих способностей и исследовательских навыков;
- пространственного воображения, мышления и речи, развития мелкой моторики пальцев рук;
- коммуникативных способностей детей;
- желания и умения активно трудиться самостоятельно.
Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься моделированием невозможно. Оно повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей, и дети начинают лучше учиться. Таким образом, занятие моделированием из бумаги оказывает положительное влияние на развитие детей. Но прежде всего тематическое макетное моделирование это искусство, которое призвано дарить людям радость и красоту.
- На пороге самый замечательный и сказочный праздник Рождества Христова и Новый год. Уже сейчас все приступили к украшению своих домов, окон, где-то уже стоят нарядные елки.
Слайд 3
-Какие способы оформления оконного пространства известны вам?
Мы сейчас рассмотрим некоторые из них.
В нашем детстве на окнах рисовали изображения сказочных персонажей, животных, птиц. Было красиво, но после окончания праздничных дней окна приходилось не без труда отмывать от краски.
Слайд 4
- Более простой вариант – наклеивание на окна всевозможных снежинок разного размера.
Слайд 5
- Вот уже на протяжении нескольких лет окна украшают бумажным кружевом, тоже замечательный вариант, но каждый год хочется, что-то новое, интересное, необычное.
Слайд 6
- Еще один из способов – подсветка в виде деревьев, гирлянд, фигурок животных, снеговиков и т.д.
Тематическое макетное моделирование еще один из способов, который может все, ранее перечисленные варианты объединить в один объект. Здесь можно использовать рисунок на окне, вырезанные ажурные сюжеты, подсветку, объемные домики и елочки. Благодаря этому способу мы можем одновременно украсить здание со стороны улицы и интерьер внутри помещения. Нам предстоит воплотить этот замысел в жизнь.
- Чтобы успеть выполнить макет быстро и в полном объеме, предлагаю объединить наши усилия и выполнить композицию коллективно. Это очень удобная форма работы, которая позволяет сдружиться в процессе творческого взаимодействия.
Слайд 7
II.Практическая часть.
- Давайте вспомним, что мы с вами делаем, прежде чем приступить к работе с детьми?
(проверяем готовность рабочего места, наличие всех инструментов материалов и оборудования, вспоминаем технику безопасности).
Мы начнем с этого же этапа.
Слайд 8
- Посмотрите внимательно, все ли материалы и инструменты на месте. Сверьтесь с изображением на слайде.
Слайд 9
-Работать нам предстоит колющими и режущими инструментами, поэтому давайте вспомним правила техники безопасности:
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
Выдвигай небольшую часть лезвия.
Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
Когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с шилом
Работай шилом только на подкладной доске.
Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.
Правила безопасной работы с ножницами
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперед.
Не оставляй ножницы открытыми.
Слайд 10
- Перед вами лежат технологические карты, в которых изображены и описаны все этапы работы, которые предстоит выполнить.
- Поскольку будем выполнять макет по образцу, первый этап работы - эскиз будущего изделия можно опустить и приступить сразу к следующим этапам.
Слайды 11-12
- Приступаем к вырезанию силуэтов. У нас два вида силуэтов, первый для переднего плана и второй для заднего. Для этого берем шаблоны, укладываем их на мат и вырезаем сначала детали внутри силуэтов и только потом по внешнему краю.
Слайд 13
- Сейчас мы превращаемся в градостроителей и приступаем к строительству домов, но предварительно рассмотрите развертки, которые лежат перед вами. Вы можете выбрать наиболее предпочтительный для вас вариант домика, над которым будете работать.
- Кладем развертку на мат для резки, чтобы не повредить стол, для большего удобства. В первую очередь вырезаем окна и другие мелкие элементы внутри развертки.
Слайд 14
- Вырезаем домик по внешнему контуру.
- Чтобы в дальнейшем было удобнее складывать, на местах сгиба делаем шилом проколы с двух сторон пунктирных линий. Переворачиваем шаблон лицевой стороной наверх и с помощью линейки и канцелярского ножа проводим едва заметные линии через проколы.
Слайд 15
- Сворачиваем домик по пунктирным линиям.
- Наносим клей на боковую часть (на место склейки).
Слайд 16
- Склеиваем.
Слайд 17
- Приступаем к крыше. Берем заготовку, с помощью линейки находим середину, делаем проколы с помощью шила и проводим едва заметную линию через проколы. Загибаем крышу вдоль линии и наносим клей на места сгиба домика, приклеиваем к домику.
Слайд 18
-У нас готово несколько домиков для нашего города.
Слайд 19
- Следующий этап нашей работы - изготовление елочек. Вырезаем елку по внешнему контуру шаблона, в намеченных местах делаем надрезы.
Слайд 20
Соединяем две детали елочки при помощи замкового соединения.
Слайд 21
– Работаем над изготовлением короба для композиции. После вырезаем лист ватмана шириной с ширину подоконника + 12 см и длиной около 80 см.
Слайд 22
-Размечаем по углам квадраты 6*6 см, не забудьте оставить прибавки для склеивания.
Слайд 23
-Вырезаем и сгибаем вдоль намеченных линий.
Слайд 24
-Наносим клей на прибавки для склеивания и склеиваем короб.
Слайд 25
-Приклеиваем силуэты города к задней стенке короба, а силуэты городской улицы к передней стенке с помощью двухстороннего скотча.
Слайд 26
-Чтобы спрятать гирлянду, делаем подиум для помещения его внутрь короба. Замеряем длину и ширину самого короба, уменьшаем их на 5 мм и чертим на листе ватмана, учитывая высоту подъема 1,5 см с каждой стороны. Вырезать.
Слайд 27
-Расставляем домики и елки на подиуме, соблюдая композиционный строй.
Слайд 28
- Делаем карандашом разметку для вывода светодиода на подиуме под домиками.
Слайд 29
-Вырезаем отверстия диаметром 3-5 мм (в соответствии с размером светодиодов) в подиуме с помощью канцелярского ножа.
Слайд 30
-Начинаем закреплять провода гирлянды с изнаночной стороны подиума при помощи скотча, предварительно выведя светодиоды на лицевую сторону через отверстия.
Слайд 31
-Помещаем подиум с гирляндой внутрь поддона и расставляем наши домики над светодиодами, а елки между ними, соблюдая композиционный строй.
Включаем гирлянду. Работа над макетом завершена.
- Благодаря тому, что мы поработали тесным, дружным коллективом у нас с вами получился огромный город, которым можно задекорировать несколько оконных проемов и украсить всю комнату, работа стала более глобальная.
- Подходит к завершению наш мастер-класс и мне хочется рассказать вам одну древнюю притчу:Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.-Жду тебя!- ответил старик. Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?- Верно!- удивился человек.- Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.-Как я это сделаю, если сам не умею летать?-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.- Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:- А меня больше всего радуют твои крылья..."Нам, педагогам, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Продолжать поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учиться, учась, и воспитывать воспитываясь.- Я приготовила для вас небольшой подарок - шаблоны подобные тем с которыми мы сегодня работали и технологическую карту нашего мастер-класса.
- Когда мастер работает над каким то творческим проектом, даже если он делает работу по образу и подобию, он все равно вводит какие то свои собственные изменения, коррективы, которые меняют первоначальный замысел. Давайте обсудим, какие у вас появились мысли по изменению нашего города, поделитесь пожалуйста с нами своими творческими идеями.
IV. Подведение итогов
- Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас, с вами было очень легко и приятно работать.
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем мастер-классе, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!
Вывод
В процессе проведения мастер-класса была достигнута поставленная цель и решены следующие задачи:
- произведен обмен опытом по макетному моделированию между педагогами;
- повышена мотивация педагогов к овладению данной техникой работы с бумагой и использованию её в работе с детьми;
- в процессе коллективной работы был изготовлен макет зимнего города;
- созданы условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер–класса.
Проведенный мастер-класс позволил убедится в том, что совместная работа активизирует деятельность и развивает творческое мышление. Особое внимание было уделено области тематического декорирования оконного пространства.
Систематизация материала по теме мастер-класса убеждает нас в необходимости включения темы декорирования оконного пространства в учебный процесс объединений художественного направления.
Данный мастер-класс не исчерпывает возможностей тематического декорирования оконного пространства и работа над этой темой будет продолжена в дальнейших проектах.
Список литературы:1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 20093. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.