Творческий отчет воспитателя представляет собой один из множества вариантов аттестации. Он состоит в предоставлении педагогом детского дошкольного учреждения, проходящего аттестационный процесс, опыта собственной деятельности по профессии, разработанного и испытанного на практике в период между предыдущей и нынешней аттестацией. При этом в отчете должны иметься элементы новизны и применения свежих, передовых методик, с тем, чтобы полученный результат в дальнейшем можно было использовать в работе других педагогов ДОУ. Творческий отчет воспитателя на аттестацию создается таким образом, чтобы он мог дать возможность оценить вклад воспитателя в обучение и воспитание дошкольников, а также в работу всего детского образовательного учреждения.
В основу работы над документом помещаются такие способы совершенствования деятельности педагогического коллектива, как самоанализ, рефлексия и объективная оценка самим сотрудником ДОУ результатов и эффективности своей профессиональной деятельности.
Первым этапом подготовки к созданию отчета является определение и формулировка проблемы или нескольких проблем, с которыми воспитатель столкнулся на предыдущем этапе. Началом документа становится анализ проделанной работы и определение полученного результата, решения ранее имевшихся задач.
В работе могут быть задействованы различные темы творческих отчетов воспитателей, а также используются собственные или заимствованные у коллег и творчески переосмысленные методические разработки, оригинальные способы взаимодействия с детьми, другими сотрудниками ДОУ и родителями. При выборе темы необходимо ориентироваться в первую очередь на практичность, то есть, даст ли она реальный результат, который принесет пользу другим педагогам, поможет ли в решении проблем.
Отчет правильно оформляется и дополняется пояснениями, демонстрациями, иллюстративным материалом, а выводы подтверждаются обоснованиями.
Составные элементы творческих отчетов воспитателей ДОУ
В состав творческого отчета воспитателя о проделанной работе должны входить следующие компоненты:
- Доклад аттестуемого педагога. Он должен содержать тему, выбранную для работы, с расшифровкой используемых методик и применяющихся систем. В докладе должен быть четко определим профессиональный уровень педагога и его квалификация в работе с детьми.
- Учебно-методические составляющие, демонстрирующие наличие научного обоснования проделанной работы.
- Описание сути проделанной работы, анализ используемой методики с точки зрения теории и практики, содержание, организация, метод, приемы и формы педагогической деятельности сотрудника ДОУ.
- Результаты деятельности, в каких условиях приходилось работать, с какими трудностями столкнулись.
- Период, в который проводилась работа, то есть длительность проведения опыта воспитателем.
- Демонстрация элементов уроков или занятий с воспитанниками, возможно, в виде видеозаписи.
- Показ графиков, таблиц и выкладок, полученных в результате деятельности и иллюстрирующих результативность работы воспитателя.
- Демонстрация использовавшегося наглядного и дидактического материала.
Размер документа зависит от объемов выполняемой воспитателем учебной и воспитательной работы.
Оформление документа
Хотя отчет и выполняется в произвольной форме, основные его компоненты должны обязательно присутствовать. В обязательном порядке должно быть указано количество воспитанников в группе – мальчиков и девочек. Если речь идет о младшей группе, то в отчете должны присутствовать тесты на адаптацию детей к условиям нахождения и обучения в детском саду. Для старшей группы в него вносятся данные об оценке готовности воспитанников к школе. Также вносятся данные о посещении детьми различных кружков и секций.
Дополняется документ всесторонней характеристикой детей группы с указанием имеющихся проблем и способов их решения.
Отчет состоит из следующих разделов:
- Титульный лист. Здесь обязательно должно присутствовать наименование ДОУ, личные данные воспитателя, период, за который отвечает отчет. Если этот документ подготавливался на аттестацию, нужно указать стаж работы, имеющуюся квалификационную категорию и ту, на которую педагог претендует.
- Основная часть или пояснительная записка. В нее входят такие компоненты, как введение, анализ проделанной работы и заключение. Все части должны быть логически связанными между собой и являться смысловым продолжением друг друга.
- Прилагающиеся материалы и документы. Можно использовать любые способы демонстрации, в том числе и современные компьютерные технологии.
В оценке проделанной работы используются следующие критерии:
- Актуальность выбранной темы, ее соответствие современным направлениям дошкольной педагогики.
- Четко обрисованная и сформулированная основная идея.
- Качественный последовательный анализ своей работы и взаимоотношений с воспитанниками.
- Определение конкретных задач.
- Свежие методические находки с обоснованием необходимости и полезности их применения.
- Логика в составлении документа и в изложении материала.
- Культура речи педагога.
- Навыки выступления на публике.
На основании полученных суммарных данных принимается решение о качестве и успешности проделанной специалистом работы.
Творческий отчет по теме самообразования воспитателя больше внимания должен уделять прогрессу в профессиональной деятельности педагога, уровню его развития как личности и специалиста. В него должны входить персональные наработки и пусть небольшие, но важные открытия в сфере применения педагогических знаний на практике. В этом воспитателям помогает методист, подсказывающий наиболее актуальные направления деятельности, снабжающий методическим и дидактическим материалом, литературой.
Творческий отчет старшего воспитателя содержит в себе обобщение всей его деятельности в ДОУ за определенный отрезок и свидетельствует о том, насколько хорошо в этом детском дошкольном учреждении владеют современными методиками работы с детьми.