Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация сотрудничества с родителями в том числе разработки родительских собраний

Цель организация работы с родителями и сотрудниками. Задачи - проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физиологического развития ребенка - привлекать родителей для организации и проведения мероприятий в группах и образовательном учреждении - оценивать и анализировать работу с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними - проводить родительские собрания.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Номинация: «Организация сотрудничества с родителями (в том числе разработки родительских собраний)».

Выполнила:

Кузнецова Лидия Николаевна

Учитель начальных классов.

Филиал МОУ СОШ №26 птг. Кропачево в селе Ерал

Работаю в 3 классе, являюсь классным руководителям в этом классе.

Личный телефон – 8-963-086-42- 33

Школьный телефон – 8(35159)75- 1- 85

Электронный адрес личный - lida5719@mail.ru

Электронный адрес школы – eral_school@mail.ru

Педагогика должна стать наукой для всех –

И для учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам педагогики и психологии.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно делать одному. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.

Причем, психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковым возрасте, когда подростковый возраст детей уже наступил и принес свои проблемы. Об этом и многом другом необходимо говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те трудности, которые могут встретиться на их родительском пути.

Если психолого- педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут обращаться к нему за советом и помощью и приходить на родительские собрания в класс, где учиться их ребенок.

Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Если они задают вопрос, значит, либо проблема, заключенная в вопросе, уже назрела, либо она имеет временный характер.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников.

Физиологические особенности младших школьников.

Особенности адаптации ребенка в школе.

Значение режима дня в жизни школьника.

Как научить ребенка учиться.

Как бороться с ленью.

Книга в жизни семьи и ребенка.

Праздники в доме. Какими им быть?

Дружба в жизни старших и младших членов семьи.

Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.

Как воспитать в ребенке ответственность за свои поступки и поступки.

Права и обязанности ребенка в семье.

Здоровье ребенка – основам успешности в учении.

Если ребенок одинок.

Если ребенок успевает слабо.

Конфликты в семье и их искусство преодоления.

Страхи ребенка. Что за этим стоит?

Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно – воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.

Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с Уставом школы, ее традициями, историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой; родители должны знать какими учителями гордится школа. Такая встреча поможет узнать проблемы школы, которые требуют решения с участием родителей.

Большое внимание учитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе. Для того чтобы в дальнейшем не разочароваться в родителях своих учеников, учитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел и принимать активное участие в их проведение.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы.

Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.

Праздник рождения класса.

Встреча с администрацией учебного заведения и социально – психологической службой.

Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».

Родительское собрание «Наши первые книжки».

Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику».

Презентация классного журнала «Новости школьных уроков».

Организация и проведение родительских уроков.

Участие в общешкольной родительской конференции «Есть проблема – есть решение».

«День открытых дверей в классе» - демонстрация достижений учащихся, родителей и педагога коллективу педагогов школы.

Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими:

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!

НЕ беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

То, что вам родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!

Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

Если педагог, в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым формам работы можно отнести родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения, а родители отмечают те

формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя.

Примерное планирование организации работы с семьей учащихся младших классов на новый учебный год.

Сентябрь

Классные родительские собрания совместно с учащимися. Тема собрания «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Встреча администрации учебного заведения с родительскими комитетами младших классов. Анализ работы за прошлый учебный год и планы ее на будущее.

Октябрь

Мои родительские университеты. Занятие1. Тема заседания: «Как сохранить здоровье ребенка?»

Вечер вопросов и ответов для родителей первоклассников «Есть проблемы – есть решение».

Ноябрь

Родительские собрания «Анализ результатов 1 четверти».

Конференция родителей начальной школы «Традиции семьи и их значение в воспитании». Обмен опытом воспитания детей в семье.

Декабрь

Мои родительские университеты. Занятие 2. «Правовые знания и их значение в жизни семьи».

Маленькие и большие радости празднуем вместе. Совместное празднование Нового года родителями и детьми.

Январь

Заседание попечительского совета учебного заведения. Отчеты родительских комитетов школы о проделанной работе за первое полугодие.

Заседание дискуссионного клуба родителей «Эврика».

Встреча с психологом и социальным педагогом школы.

Февраль

Праздничное подведение итогов конкурса «Папа, мама , я – счастливая семья».

Родительские собрания по теме «Мой вопрос школьному учебнику».

Март

Мои родительские университеты. Занятие 3. «Как научить ребенка быть нравственным».

Родительское собрание «Азбука нравственности».

Апрель

Радость творим вместе. Неделя совместного творческого общения детей и родителей класса.

Круглый стол совместно с администрацией учебного заведения на тему «Поговорим? Поговорим!»

Май

Общешкольное родительское собрание родителей учащихся младших классов.

Итоговая отчетная конференция родительских комитетов школы.

Итоговые родительские собрания в классах. Тема собрания «Вот и стали мы на год взрослей».

Июнь

Участие родителей в ремонте школьного здания и подготовке школы к новому учебному году.

Участие инициативной группы родителей в походах и поездках с учащимися класса.

Наиболее распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся.

В течение всего учебного года учитель обязан провести четыре обязательных родительских собрания.

Первое родительское собрание я является, как правило, организационным и проводится в конце августа – начале сентября.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие – это собрания с традиционной повесткой дня; результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические – это собрания, которые посвящены актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей класса.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнит прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Не менее важной формой работы с родителями является конференция.

Их уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Она, как и любая встреча с родителями, заранее планируется и тщательно готовится. К конференции необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме.

Большое значение в организации сотрудничества с родителями имеет индивидуальная работа. К этой форме работы можно отнести: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Посещение на дому ребенка – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Однако, если совместная школьная жизнь учащихся только начинается, необходимо их учить быть нужными друг другу. Это значит, в беде и в радости быть вместе. Учитель может не только придти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика.

На собрании в классах выбирается родительский комитет, который играет немаловажную роль в сотрудничестве родителей учащихся и классного руководителя. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции.

Родительский комитет имеет право:

активно участвовать в организации образователь – воспитательного процессе в классе;

помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

посещать вместе с родителями учащихся на дому;

присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

высказывать свое мнение от проводимых в классе мероприятиях;

принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;

проводить беседы с проблемными учащимися;

привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.

Заседания родительского комитета проходят два – три раза в неделю.

Родительское собрание№1.

Поговорим о дружбе.

Друзья познаются в беде, настоящие друзья в радости.

Народная мудрость.

Задачи собрания:

1. формировать у родителей понимание значения дружбы в жизни ребенка.

2. Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе.

Форма проведения: костер дружбы.

Если нет возможности встретиться всем вместе на природе, можно провести в классе. А вот форма проведения сохраняется.

Для этого имитируют костер, и все усаживаются по кругу.

Подготовительная работа к собранию.

Анкетирование учащихся№1.

Есть ли у тебя друзья?

Кого ты считаешь своим лучшим другом?

Почему ты так считаешь?

Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?

Знакомы ли они с ним?

Бывает ли твой друг у тебя дома?

Как часто вы с ним видитесь?

Как родители относятся к вашим встречам?

Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?

Знаком ли ты с ними?

Какое мнение у тебя о них?

Анкетирование для родителей №1.

- Знаете ли вы друзей своего сына?

- Как давно они дружат?

- Довольны ли вы этой дружбой?

- Считаете ли вы эту дружбу равноправной?

- Бывает ли друг вашего ребенка у вас дома?

- Как вы к нему относите5сь?

- Знаком ли ваш ребенок с вашими друзьями?

- Как он к ним относится?

- Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребенка с его друзьями?

Выставка сочинений «Мой друг» или конкурс рассказов учащихся «История нашей дружбы».

Подготовка сюрпризов «Подарок другу».

Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.

«Кладовая дружбы». Фото – коллаж, рассказывающий о друзьях семей.

Ход собрания

<Object: word/embeddings/______Microsoft_PowerPoint1.sldx>

Пока все рассаживаются, звучит песня «Дружба».

Вступительное слово классного руководителя.

Как здорово, что сегодня все мы собрались. Как здорово, что мы сегодня вместе – папы, мамы, девочки и мальчики. Тема нашего сегодня разговора о дружбе.

- А что значит слово «дружба»?

- А что объединяет все пословицы и поговорки о дружбе?

(Ребята называют аргументы: умение быть нужным, бескорыстным и т. д.).

Звучит песня В. Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».

Кого можно назвать своим другом? (Дети приводят аргументы и зачитывают свои сочинения о друзьях.)

Анализ анкетирования

Классный руководитель продолжает свое выступление и приводит примеры мнения ребят о дружбе (по материалам анкетирования).

- А у вашей семьи, ваших родителей много друзей?

- Почему народная мудрость гласит: Друг познается в беде, лучший друг в радости?

Классный руководитель рассказывает ребятам притчу и просит в ее подтверждение привести пословицу, которая достаточно часто употребляется в речи.

«Давным-давно жил в горах человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды в дом к нему пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен. А семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть людей в облаке пыли. Это были его друзья, Каждый из его друзей шли не с пустым руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Т Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих товарищей, которые спасли жизнь его семьи».

- Вопрос классу: О какой пословице шла речь в начале притчи?

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

- Вопрос родителям: Можете ли вы привести примеры подобного рода для того, чтобы подтвердить, что в жизни происходит именно так?

– Вопрос классу: От чего может погибнуть дружба?

Анализ стихотворений С. Михалкова «Хорошие приятели».

Мальчик Миша мается –

Миша заикается.

Как другие - чисто, ясно, -

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву «кА»,

Но ребята не смеются –

Дружба классная крепка.

- ты, Мишутка, не теряйся!

Ты с других пример бери!

Просто с духом собирайся

И смелее говори!

Миша выговорил слово,

А другого не видать…

Но приятели готовы,

Если нужно, подождать!

- Как сберечь дружбу?

Сценка «Репка».

<Object: word/embeddings/______Microsoft_PowerPoint2.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_PowerPoint3.sldx>

Итоги собрания

Вручение сувениров друзьям.

Рефлексия собрания.

(В приложении прикладывается презентация к данной работе)

Используемая литература:

Работа с родителями: Сборник статей./ Под общей ред. Осиповой М. П.,Бутрим Г. А. Минск: УП "Экоперспектива", 2003.

Работа с родителями: Сборник статей./ Под общей ред. Осиповой М. П.,Бутрим Г. А. Минск: УП "Экоперспектива", 2003.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.., 2000.

Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1992.

Энциклопедия этикета. СПб., 1996.

ФридманЛ. М. Психопедагогика общего образования. М., 1997.

Макаренко А. С. О воспитании М., 1998.

СиницынаЛ. Умные сказки. М., 1997.

Бушелева Б. В..О культуре поведения. М.,1974.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области