муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №259»
660005. г. Красноярск, ул.Краснодарская, 11 «а», т.2-24-34-30 E-mail: dou,
ОГРН 1022402485225 ИНН/КПП 2465041236/246501001
Литературная гостиная
«Тайное становится явным»
Разработали и провели: учитель-логопед Лакомых С.М.
воспитатель Кучерявая И.В.,
Красноярск - 2020
Участники: дети старшей группы, воспитатели, логопед.
Цель: формирование понимания у детей старшего дошкольного возраста нравственного качества – честность, через произведения детской художественной литературы.
Задачи обучающие:
- учить понимать мораль и идею произведений;
- учить рассматривать иллюстрации и соотносить их с содержанием произведений;
развивающие:
- развивать умение анализировать поступки героев через художественные произведения;
- учить передавать своё отношение к поступкам;
воспитательные:
- продолжать формировать умение договариваться, работать в микро группах;
- формировать желание помочь сверстнику при составлении рассказа.
Планируемый результат:
- дети оценивают поступки героев в детских художественных произведениях;
- определяют положительные и отрицательные качества героев;
- сопереживают и сочувствуют героям;
- понимают, что такое честность, умение объяснить.
Пространственная среда: музыкальный зал.
Предметно-практическая среда: стол, стулья по количеству приглашённых, проектор, свеча, портреты детских писателей, книги о честности, две тарелки, ложка, фуражка, шапка, салфетка, солонка, сахарница, манная каша.
Среда взаимодействия:
взрослый – ребёнок – партнёрская форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, взрослый поддерживает советом, организует помощь, создаёт условия, позволяющие ребёнку проявлять собственную активность, самостоятельность, инициативу;
ребёнок – ребёнок – деятельность в группах, микро группах, индивидуальная помощь.
Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, слушание детских песен о честности, обсуждение ситуаций из жизни детей.
Этапы
Мотивационно – побудительный этап.
В музыкальный зал заходят дети, садятся в полукруг.
1. - Ребята, приветствуем вас на литературной гостиной. Зажигаем свечу литературной гостиной.
- Предлагаем вам посмотреть отрывок из мультфильма «Замок лгунов».
- Что вы можете сказать об этом мальчике?
- Какие слова постоянно он говорил маме? (честное слово)
- Правильно ли он использовал это выражение?
- А давайте поговорим сегодня на литературной гостиной о честности.
2. Воспитатель приглашает детей показать подготовленную ими сценку
по произведению Виктора Драгунского «Тайное становится явным».
- А что было тайным в сценке?
- Как узнали об этой тайне?
- А как повёл в этой истории себя Дениска?
- Понял ли Дениска, что поступил неправильно?
Основной этап.
3.Воспитатель предлагает вспомнить несколько произведений детских писателей, рассказывающих о честности.
Н. Носов «Огурцы».
- Послушайте отрывок и узнайте из какого о произведения «…Вышел Котька из деревни, пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче….» СЛАЙД
- Как называется произведение?
- Кто автор?
- Что случилось с мальчиками? (зашли на колхозный огород, нарвали огурцов)
- Почему Павлик отдал огурцы Котьке? (побоялся, что ему попадет)
- Каким оказался Павлик? (трусливым, поступил нечестно)
- Как встретила Котьку мама? (не разрешила выгружать огурцы, сказала, чтобы отнес их обратно)
- Почему Котька сразу не согласился отнести огурцы? (испугался, ночь, у дедушки ружье)
- Что сказала мама своему сыну? (пусть лучше у меня не будет сына, чем сын – вор)
- Хватило ли храбрости у Котьки признаться в своем поступке? (да, рассказал все дедушке, ночью дошел до огорода – не побоялся)
- Как отнесся дедушка к признанию мальчика? (объяснил, что так нельзя)
- Что сказал дедушка о съеденном огурце? (сторож понял, что мальчик осознал свой поступок, поэтому съеденный огурец будет считаться подаренным)
- Какой был дедушка? (мудрый)
«…..Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно….»
- Вот видите, как легко и радостно стало Котьке на душе, что он сумел признаться в своем нечестном поступке, как нашел в себе силы сказать правду даже тогда, когда ему было стыдно, страшно, неприятно.
4. - Посмотрите, ребята, узнали вы это произведение?
Л. Толстой «Косточка» СЛАЙД
- Как оно называется?
- Кто его написал?
- Напомните, какой поступок совершил Ваня?
- Что сказал папа? (кто проглотил косточку, тот через день умрет)
- Как повел себя Ваня? (сказал правду, испугался, что умрет)
- Почему же тогда все засмеялись?
- Почему заплакал Ваня?
- Чему учит нас эта история?
5. - Ребята, давайте послушаем рассказ Валентины Осеевой «Что легче?»
в исполнении Вики.
В. Осеева «Что легче?» СЛАЙД
- Помните, первый мальчик сказал отцу, что в лесу на него напал волк. Отец испугается и не будет брониться.
- Как все поняли, что это не правда? (Сторож сказал, что там нет волков)
- Помните, второй мальчик сказал маме, что встретил дедушку. Обрадуется мать и не будет брониться.
- Как все поняли, что и это не правда? (Дедушка пришел в гости)
- Что сказал третий мальчик маме? (Он сказал правду, ничего не придумывая.)
- Чему нас учит этот рассказ?
6. – Ребята, а всегда ли вы поступаете честно?
- А кто-нибудь обманывал когда-нибудь?
- Вспомните, расскажите.
- А если поступил нечестно, можно ли это исправить?
- Да.
- Каким образом?
- Ложь все равно станет известна и принесёт большие неприятности тому, кто поступил нечестно.
7. Воспитатель предлагает посмотреть инсценирование шутки про лживого мальчика.
(выходят 2 ребёнка):
-Ты конфеты съел?
-Нет, не я.
-А вкусные были?
-Очень.
- Почему вам было смешно?
7. - Про лживых людей у русского народа есть пословицы.
Какие вы знаете пословицы?
«Раз солгал – навек лгуном стал»
«У лжи короткие ножки»,
«Соврешь – не помрешь, да вперед не поверят».
«Честные глаза в бок не глядят»,
«Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный»,
« Где - правда, там и счастье»,
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»..
-Ребята, сможете объяснить смысл пословицы «Раз солгал – навек лгуном стал?»
- Лгать нельзя, раз солжешь, понравится, привыкнешь и будешь обманывать всё время, а перестанешь обманывать, могут не поверить. Лучше не начинать лгать!
8. - Ребята, как вы думаете, а взрослые обманывают?
Далее воспитатель предлагает послушать стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение Р. Алдониной «Я не вру»
Дети совместно с взрослыми обсуждают содержание стихотворения.
- Ребята, слушая стихотворение, вы улыбались, а кто-то смеялся, а почему?
- Какие фантазии взрослого вы запомнили в стихотворении?
- А можно это назвать ложью? А почему нельзя?
- Фантазии безобидные, весёлые, никому не принесут вреда, а ложь обидная и может принести вред.
9. - Ребята, а вы хотите узнать, что случилось с мальчиком из мультфильма? Волшебник забрал его в замок лгунов, где гномы проучили его: предложили ему сесть в кресло – оно сдулось, вместо мороженого подсунули мыльные пузыри, мальчик хотел выйти в дверь, а за шторой оказалась стена, и он ударился лбом. Гномы учили мальчика до тех пор, пока он не понял, что нужно говорить правду.
Рефлексивный этап.
10. - У меня, ребята, есть свеча честности. Кто хочет быть после сегодняшнего разговора честным, берёт в руки свечу и передаёт другому.
11. - А закончим сегодня нашу литературную гостиную просмотром клипа и слушанием песни «Про честность».
12. Далее детям предлагается рассмотреть выставку портретов детских писателей: Л. Толстого, В. Драгунского, Н. Носова, В. Осеевой и книг о честности.