Работа классного руководителя
по профилактике правонарушений
и других негативных проявлений
в подростковой среде
Подготовила: классный руководитель
Гужаковская Т.В
2019 г.
Данный вид работы присутствует в работе каждого классного руководителя с детьми любого возрастного уровня, в независимости есть в классе дети группы риска, или нет. Основной целью профилактики является оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации. Для решения данной ситуации определила следующие задачи: - выявление причин девиантности ребенка; - создание условий, способствующих социальной адаптации учащегося; - оказание помощи в достижении позитивного разрешения проблем; - формирование у ребенка ценностного отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам; - оказание семье учащегося квалифицированной педагогической помощи в воспитании. Методы и формы деятельности по профилактике: ведение документации, беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ, консультирование, индивидуальная работа, групповая работа, диагностика. Условия нормального воспитания и развития личности ребенка: - гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса; - демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками; - разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве; - возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых. Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых учеников в классе. В начале учебного года создала паспорт семей, выявила трудных детей, создала банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи. Посетила семьи, составила акты посещения. В результате посещения семей сложилась полная картина о том что некоторым учащимся необходимо уделять повышенное внимание (неблагоприятные условия проживания, семья многодетная, мама не работает, имеются младшие сестра и брат. Семью обеспечивает отчим.) 2. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагога-предметника и успевающих учеников. На часе общения избрана ответственная ученица которая ежедневно проверяет письменные домашнии задания. Вначале работы были сложности с тем, что ребята не хотели показывать выполнение домашних заданий, но в дальнейшем работа наладилась. После проверки домашнего задания ответственный информирует классного руководителя о выполнении домашнего задания. На родительском собрании выступает с отчетом о выполнении заданий. 2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. За пропуски в классе также на часе общения назначен ответственный, который контролирует пропуски и сообщает классному руководителю. В случае пропуска занятий учеником выясняю у родителей причину отсутствия. 3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. 4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. В начале учебного года приняли участие в Дне Здоровья, в течении года принимали участие в соревнованиях по волейболу. К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек широко используется детский потенциал: провели классный час на котором рассказали о вреде курения. 5 . В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних проведены беседы, разъяснительные работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. 6. При выявлении негативных фактов информирую Совет профилактики школы, так в течении года была предупреждена неуспеваемость учащихся, также на Совет были приглашены учащиеся и их родители по профилактике вредных привычек, где их ознакомили с ответственностью за курение на территории школы. Важными направлениями в этой работе являются: установление доверительных отношений между родителями и педагогом; разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность; формирование у родителей правильного отношения к чувству самооценки ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании того, что только в этих условиях формируется положительная личностная установка; формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. Ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей, консультации. Некоторые родители находясь в трудном положении обращаются за помощью. 7. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»). |
В дальнейшем планирую продолжить работу используя современные подходы в системе профилактики, а именно:
Информационный подход – формирование у подростков знаний о своих правах и обязанностях, последствиях негативного поведения.
Поведенческий подход – формирование навыков правильного поведения в ситуации, связанной с выбором, принятием жизненно важного решения, мотивация на безопасные способы поведения, привитие навыков эффективного разрешения споров.
Альтернативный подход - развитие сферы социально значимых интересов и видов деятельности для детей и подростков. Одна из задач этого подхода - научить подростков реализовывать свои потребности за счёт собственных знаний и умений и получать удовольствие от социально ценных источников.
Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся,
Посеять в душах благодать увы, не каждый раз даётся.
Но мы обязаны мечтать о дивном времени, о веке
Когда цветком прекрасным стать сумеет личность человека.
И мы обязаны творить презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать, чтобы в толпе не раствориться
Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться.