Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Обогащение РППС в театральной деятельности дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматривается положительное влияние театрализованной деятельности на всесторонне развитие детей младшего дошкольного возраста. Также в статье сделан акцент на возможности театрализованной деятельности для обогащения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.

Дошкольник, посещая детский сад, начинает свой образовательный путь: узнает много нового, учиться играть и дружить, находит друзей, научается создавать свой собственный творческий «продукт» (да, поначалу это только элементарные аппликации или рисунки). Хотя творчески он развивается и в игре, и на занятиях, и на прогулке. Но именно продуманная, методически эффективная и многофункциональная предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации играет в этом существенную роль. Значительный потенциал при этом в рамках такой развивающей среды занимает театрализованная деятельность, которую так любят дети разных возрастов: их привлекает возможность выступать «на сцене», надеть новый театральный костюм, сделать маску сказочного героя, а самое главное – возможность перевоплотиться, стать кем-то другим, поиграть «в волшебство».

Поэтому на современном этапе развития системы образования столь важное значение приобретает творческое развитие ребенка, так как в качестве доминанты в образовательной политике определяется всестороннее развитие личности ребенка всеми доступными для системы образования способами, что, соответственно, обуславливает приоритет театрализованной деятельности дошкольников, целью которой также является формирование творчески развитого, активного ребенка, способного к оригинальному и нестандартному мышлению.

Исследования проблемы организации театрализованной деятельности дошкольников для обогащения развивающей предметно-пространственной среды для исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к театрализованной деятельности дошкольников как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОО. Но основу обогащения развивающей предметно-пространственной среды для успешной театрализованной деятельности дошкольников составляют труды Э.Г.Чуриловой, Л.В.Артемовой, А.И.Бурениной, Т.Н.Дороновой, М.Д.Маханевой, Е.В. Мигуновой, Т.В.Антоновой, Л.М. Клариной, С.Л.Новоселовой, Л.А. Парамоновой, В.А. Петровского и др. Именно исследования данных авторов мы использовали при изучении особенностей организации театрализованной деятельности дошкольников для обогащения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации.

Проблема организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в  дошкольном образовании на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДОО) в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГОС ДОО рассматривает РППС в качестве системы материальных объектов и средств деятельности ребенка, моделирующей функционально содержание развития его физического и духовного облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования [4].

Требования ФГОС ДОО для создания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательными для соблюдения и применения всеми образовательными учреждениями, которые имеют государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм [4].

Целью создания развивающей предметно-пространственной среды является включение ребенка в активную познавательно-творческую деятельность, воспитание в нем инициативности, самостоятельности, уверенности, коммуникабельности и творчества, и именно на эти качества положительно влияет организация и проведение театрализованной деятельности в детском саду. Соответственно, «при организации театрализованной деятельности для обогащения предметно-пространственной среды ДОО, учитываться должны следующие критерии: индивидуальные предпочтения, интересы, потребности и склонности ребенка, социально-психологические особенности каждого ребенка, творческие способности и исследовательский интерес каждого ребенка и особенности эмоциональной сферы личности» [5, с. 67].

Творчески организованная РППС способствует развитию у детей речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, создает благоприятную среду для развития воображения, фантазии, творчества. Следовательно, в группе детского сада для разнообразия РППС важно иметь театральный уголок, так как театрализованная деятельность позволяет развивать у детей творчество, мелкую моторику, фантазию, способствует запоминанию сюжетов, героев и событий в сказках и рассказах.

Таким образом, педагоги детского сада, используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в детском саду, должны реализовывать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДОО:

- в рамках социально-коммуникативного развития театрализованная деятельность формирует положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности; воспитывает культуру познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) [1, с.32];

- для познавательного развития театрализованная деятельность развивает разносторонние представления о действительности (разные профессии людей, которые участвуют в создании спектакля); учить наблюдать за поведением животных, явлениями природы (передача их повадок через символические движения в играх-драматизациях) [3, с. 48];

- для речевого развития театрализованная деятельность способствует содействию развитию монологической и диалогической речи; обогащает словарь, помогает овладевать выразительными средствами общения [6, с. 89];

- для художественно-эстетического развития театрализованная деятельность способствует приобщению детей к музыке, литературе, фольклору; развивает воображение; приобщает их к совместной деятельности, направленной на моделирование декораций, элементов костюма, атрибутов; [2, с. 56];

- для физического развития театрализованная деятельность способствует умению согласовывать действия и сопровождать их речью; умению воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; учить выразительному исполнению основных видов движений; развивает общую и мелкую моторику: моторику рук, координацию движений, способствует снятию мышечного напряжения, формирует правильную осанку [5].

Таким образом, мы можем резюмировать, что театрализованная деятельность в детском саду должна быть включена, в соответствие с ФГОС ДОО, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, музыкально-художественная и т.д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

Значит, театрализованная деятельность в детском саду является замечательной возможностью для раскрытия творческого потенциала и формирования творческой способностей детей дошкольного возраста.

Список литературы

Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию / Л.П. Бочкарева. – Ульяновск, ИПКПРО, 2010. – 167 с.

Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М.: ВАКО, 2014. – 256 с.

Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html; (дата обращения: 03.09.2019).

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]: Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2013. – 157 с.

Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет / Под редакцией О.Ф. Горбуновой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области