Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для педагогов тема «Логопедические игры на формирование у дошкольников знаний о природе .»

Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В.А. Сухомлинский

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №1»

Консультация для педагогов тема : «Логопедические игры на формирование

у дошкольников знаний о природе .»

Составила учитель –логопед : Латышкова Т.Н.

Г. Михайловск

План:

1.Актуальность .

2. Игры для детей младшего и среднего возраста.

3.Игры старшего и подготовительный возраст .

4.Вывод.

Природа - это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство

для интеллектуального, нравственного и

речевого развития ребенка.

(В. А.Сухомлинский)

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс образовательной деятельности, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды. нужно сначала понять взаимосвязь логопедии и природы ,а затем выстроить коррекционно-образовательный процесс. И первое, что я могу связать с природой, это, конечно, естественнонаучный подход, который охватывает разнообразную тематику используемую в коррекционной деятельности по окружающему миру, включая лексические темы: «Деревья», «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Ягоды» и т. д., которые ознакомят детей с живой и неживой природой, а также, через различную игровую деятельность активизируют их речь.

В коррекционной работе по формированию и развитию речи свою работу строю в тесной взаимосвязи, в комплексе с различными видами деятельности. А что, как не окружающий мир природы может развивать все компоненты - знания, мышление, воображение, речь.

Всё это формируется в тесной взаимосвязи. Взаимодействие с природой имеет решающее значение, дети слушают и впитывают ласковый разговор взрослого, слушают и соотносят предметы, признаки, действия, слышат и повторяют подражательные звуки, накапливают пассивный словарь, используют накопленное в связном высказывании.

Любая деятельность с дошкольниками является слиянием целей и мотивов к речевой деятельности. Именно слово, конкретизирует, пополняет, уточняется знания о явлениях природы, фактах из жизни животных и растений, людей. Природные явления, окружающие живые и неживые предметы, являются предметом обсуждения, уточнения, систематизации. К тому же восприятие речи, будь это просто беседа, либо рассказ, либо пересказ, или лаконичный четкий ответ является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребёнок должен не только слышать взрослого, но и на основе услышанного воссоздавать яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорят, соотносить новое содержание со своим предыдущим опытом.

Я, работаю с детьми, у которых имеются речевые нарушения, уже девять лет.

В моей практике, встречались дети с разными логопедическими заключениями (ОНР, ФФН,

Алалия, Дизартрия, дети ОВЗ). И я, могу с уверенностью сказать, что у таких детей наблюдается ограниченность или отсутствия словарного запаса, заметны трудности в осмыслении и

использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Инициативность речевого поиска в процессе общения у них нулевая, к тому же помимо нарушения звукопроизношения, нарушено понимание речи, большая часть общения выстраивается через жесты и мимику. А также, у таких детей, недостаточно сформированы познавательные процессы тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).

Так, как основным видом деятельности детей дошкольников является игра, в своей коррекционной работе в этом направлении, я использую их разнообразие.

Эти игры способствуют развитию как всех речевых процессов (понимание речи, формирование правильного звукопроизношения, навыков звукового анализа, развитие лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи), так и познавательно-психических.

Многие игры помогают вызвать подражательную речевую деятельность в любых звуковых направлениях, особенно у детей с тяжёлыми нарушениями. (Н: «Как пищит мышка», «Как дует ветер»). Учат классификациям, обогащают словарь (лексические темы), игры с дарами

природы (камешки, палочки, шишки, листочки...) способствуют формированию сенсорных

направлений.

Практически весь природный материал можно обыграть и применить на практике в развитие различных компонентов речи. Игра с песком и водой играют большую роль не только в речевом развитии, но и несут своего рода психологическую терапию, дают возможность ребёнку получить информацию об окружающем, соотнести речь и движения, повысить его эмоциональный настрой.

Игры предлагаются детям, как традиционные, так и нетрадиционные с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

2.Младший – средний возраст.

Понимание речи.

«Иди ко мне»,

«Дай мне камешек…»,

«Покажи домик, утку..»,

«Беги, стой»,

«Покорми птичек»,

«Мишке мед, мне цветок..»,

«Возьми, кати, бросай..» ,

«Поменяй местами…», - эти и многие другие игры, предполагают, выполнения детьми речевой инструкции взрослого, развивают умение находить названный

предмет, действовать не импульсивно, а с коррекцией своего поведения со слов взрослого.

Понимание речи с мимической, артикуляционной, дыхательной гимнастикой.

«Волк злой, а зайка добрый» (изменение мимики лица),

«Вот хомяк, а это рыбка»

Вот хомяк,

А это — рыбка,

Посмотри на них с улыбкой.

Надуть щёчки, затем вытянуть вперёд трубочкой. Раздвинуть губы в широкой улыбке. Чередовать движения 6-7 раз. Ребёнок показывает нужную картинку.

/Анищенкова, Е.С./

Голосовая гимнастика.

«Ы-Ы-Ы» — ревёт медведь,

Покусали пчёлы.

«Ы-Ы-Ы» — обидно как!

Покажи картинку, где мишку покусали пчёлы..

/Анищенкова, Е.С

«Подуй на облачко» (макет облака из ваты)

Облачко с неба спустилось,

Перед нами появилось..

Давай поможем облачку подняться вверх.

Артикуляционная гимнастика

Ах, какое наслажденье

Есть вишнёвое варенье!

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Дыхательная гимнастика

Лягушка открывает рот.

И шумно выдыхает... Вот!

Поднять вверх руки, сделать круговое движение.

На слове «Вот» — продолжить выдох со звуком «...ффф».

«ПИИИ», — пищит в подвале мышь, Дружно скажем мы ей: «Кыш»!

Произносить длительно звуки и слоги.

Артикуляционная гимнастика

Ветер дул на одуванчик —

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Мимическая гимнастика.

Молоко лакает киска -

Улыбается Алиска.

Убежала наша киска,

И расстроилась Алиска.

Покажи, где киска лакает молоко. Ребёнок языком имитирует движение.

Голосовая гимнастика.

«У-У-У» — в густом лесу

Волки воют — «у у у».

Волки воют на Луну —

«У-у- у, у-у-у»

Произносить длительно «уууу..», меняя тональность голоса. Упражнение сопровождается показом картинок.

Дыхательная гимнастика

Дышать в лесу приятно и легко.

Мы в лес пришли, и дышим глубоко.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...». На экране картинки леса со звуковым сопровождением.

Развитие фонематического слуха и речевого внимания.

«Пчелы и мухи» (пчелы гудят «З-З-З-З, мухи шумят ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-»),

«Живое, не живое»,

«Ветер-ветерок»,

«Падают листья»,

«Где живут песенки?»…

Понимание речи с соотнесением движений пальцев рук и тела.

Солнечные зайчики

Задрожали пальчики,

Как солнечные зайчики.

Пляшут, пляшут зайчики,

И трепещут пальчики.

Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами.

Логоритмическая ритмика

Пингвины

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В чёрном фраке и манишке.

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу. Картинки пингвин большой, поменьше, маленький. Где самый большой, где поменьше, где самый маленький.

Пальчиковая гимнастика

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки?

Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их. На экране анимация с распускающимися почками.

Понимание речи и накопление словаря.

«Кто летает?»,

«Кто ползает?»,

«Кто крадётся?»,

«Кто, что любит?»,

«Найдём домик»,

«Детеныш потерялся»…

3.Старший - подготовительный возраст.

Развитие речевого внимания.

«Найди ошибки» (детям зачитывается шуточный стих, а они находят в нём ошибки Н: Чуковский «Путаница»),

«Слова перепутались» (с опорой на картинку ребятам зачитывается предложение с перепутанным словом, ребята вставляют нужное Н: Кошка убегает от мышки)

«Прокати снежный ком»,

«Доскажи » (Н: ромашка, василёк, гвоздика, мак – это..),

«Назови лишнее слово» (существительные, прилагательные, глаголы - Н: слива, яблоко, помидор, абрикос, груша),

«Послушай слова, какие из них обозначают.. (овощи, фрукты, природу, животных..)»,

«Отгадай»….

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Послушай и назови » - ребенку предлагается послушать звуки животных, природы… и назвать нужный предмет.

«На полянке» - собрались животные и каждый постучал по разному (ритмический рисунок). Эту игру можно усложнять, добавляя звукоподражание разной высоты.

«Что ближе, что дальше» - ребёнок прослушивает звуки живой не живой природы с разной громкостью и определяет где находиться предмет.

«Послушай и выбери» - Н: банан, баван, банан, банан. Назовите лишнее слово.

«Выложи»- ребёнку предлагается выложить столько (камешек, веточек, шишек, ягод..), сколько частей у слова.

«Помоги попугаю» - Учить выделять слова с заданным звуком. Н: попугай просит назвать всех цветов, где есть звук С.

«Что получиться» Н: ТЫ-ТЫ-ТЫ-КВА-КВА-КВА – ТЫКВА

«В гости к тигру» - тигр пригласил в гости диких животных, в названии которых есть звук Р.

Накопление словаря.

«Пара к паре» ( подбор слов по аналогии подбор )

Огурец – овощ, ромашка (зверь, цветок, клумба);

Кошка – котенок, курица (утка, цыпленок, петух);

Шерсть – овца, молоко (сыр, овца, корова);

«Что общего у»

Слон, собака –

Ромашка, тюльпан –

Мяч, солнце, шар –

Лист, трава, крокодил –

И т. д.

«Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находиться предмет..»

Растут на грядке в огороде, используются в пищу, зелёные, хрустящие…

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие..

Высокая, стройная, белоствольная…

«Сравни»

По вкусу: мед и горчицу.

По цвету: василёк и ромашку.

По высоте: дерево и цветок. Дерево и куст. И т.д.

«На что похоже»

Белый снег похож на…..

Синий лед похож на….

Густой туман похож на…

Блестящая на солнце паутина похожа на….

«Подбери сравнение»

Земля покрыта снегом, как…

Лед блестит у берега….

Туман стелиться над озером, как….

«Добавь подходящее слово»

Дерево, цветы – что делают?

Льётся, журчит – что?

Шумит, дует – что?

Растет, зеленеет – что?

Снег, лед – какие?....и т.д.

«Какой, какая, какие, какое?» (использовать в по разным темам «времена года», «Животные», «Космос»…)

Солнце, небо, облака, дождь, ветер, листья, земля, трава…

«Что за животное?» («Что за предмет?» - использовать в разном лексическом планировании)

Сторожит, грызёт, лает – это кто?

Ржет, бегает, скачет – это кто?

«Словообразование»

Соловей – соловушка;

Береза – берёзонька;

Корова – коровушка…

Или

Шуба – шубка;

Капля – каелька;

Птица – птичка…

«Чьи хвосты?»

Хвост собаки – собачий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост овцы – овечий….

«Назови правильно»

Лист дуда – дубовый лист.

Лист осины – осиновый лист.

Лист яблони – яблоневый лист

«Как?»

Утром светло, а днём (как?) ещё светлее.

Вечером темно, а ночью….. ещё темнее.

Весной птицы поют звонко, а летом…..ещё звонче.

«Кто где обитает?»

Собака живёт в….конуре.

Мышка живёт в …..норке.

Волк живёт в….логове.

Корова живёт в ….коровнике. И т. д

Системное знакомство с миром природы позволяет развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

При этом решаются следующие коррекционные задачи:

Обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;

Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

Развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

В итоге образовательная деятельность коррекционного направления воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.

Также в своей деятельности на индивидуальных занятиях, для закрепления

лексических тем я использую: методику «камешки Марблс» (детям предлагается выбрать картинки овощей или фруктов, и в соответствии с цветом выбранного предмета выложить его камушками такого же цвета). Информационно - коммуникационные технологии (презентации, сборники интерактивных игр).

Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается. Особое место в своей работе я уделяю совместной деятельности детей и их родителей:

Выполнение еженедельных домашних заданий для детей по закреплению материала, в которой предлагаются задания для обогащения словаря детей, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи связанные с экологией и не только.

В углублённой работе над темой по коррекции речи придерживаюсь следующих принципов:

принцип природосообразности: занятия строятся согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей;

принцип индивидуализации: в группе созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка;

принцип индивидуального подхода: мною максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и созданы наиболее благоприятные условия для развития;

Расширяя представление об окружающем в процессе коррекционной деятельности, придерживаюсь, технологии сотрудничества, которая включает в себя алгоритм совместной деятельности. Этот алгоритм выражен следующими этапами:

Побуждения ребёнка к активности;

Поиск смысла происходящих изменений или открытие в знакомом незнакомого;

Освоение и применение новых представлений в разных видах коррекционной деятельности;

Рефлексия и анализ, самоанализ деятельности.

Всё это, одновременно решает следующие задачи:

обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;

воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова;

формировать умения правильно употреблять в речи слова;

обеспечить количественное накопление слов для содержательного общения;

воспитывать эстетические чувства к родной природе;

формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.

Вся коррекционная деятельность имеет свою силу, когда проводится в системе, совместно с педагогами ДОУ. Использование игровых методов, обеспечивает динамичность процесса обучения, максимальное

удовлетворение потребностей маленького ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.

Многие методами и приемами, которые использую в работе с детьми для развития творческой продуктивности я рекомендую педагогам массовых групп. Вот некоторые из них:

Речевые минутки о природе.

Цель – создание проблемных ситуаций.

Решаются речевые задачи:

развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;

совершенствовать монологическую речь детей;

поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например: «Почему деревья белые». Исправить ошибки и обосновать.

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Экологические сказки (психологические)

Цель – развитие детской фантазии.

Решаются речевые задачи:

пополнять и активизировать словарь детей;

развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;

развивать мышление, память, воображение.

Например: «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки», «Почему в морозы трещат деревья?».

Реклама. Презентация.

Цель – развитие образного мышления.

Решаются речевые задачи:

совершенствовать монологическую речь детей;

развивать логические рассуждения;

совершенствовать моторику.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму (баннер, вывеска, флайер). Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.

Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. « Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».

Дидактические игры.

Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы.

Решаются речевые задачи:

упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать;

решать логические задачи.

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе.

Сочинение загадок, стихов.

Цель – развитие звучности рифм.

Решаются речевые задачи:

развивать творческое познание слова, действий с ним;

формировать грамматический строй речи.

Пословицы и поговорки.

Задачи: знакомить детей с краткими мудрыми изречениями с поучительным смыслом. Учить толковать, объяснять, в какой ситуации можно употребить эти выражения. Н: Яблоко от яблони недалеко падает. Утром роса – не жди дождя.

4.Вывод:Я считаю, что богатейший материал, который может дать окружающая природа, обеспечивает всестороннее развитие детей как психолого-педагогического, познавательного, так и логопедического характера. У детей совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, связная речь, повышается культура поведения в природе и окружающей среде. Поэтому предлагаю использовать в своей работе воспитателям.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №1»

Консультация для педагогов тема : «Логопедические игры на формирование

у дошкольников знаний о природе .»

Составила учитель –логопед : Латышкова Т.Н.

Г. Михайловск

План:

1.Актуальность .

2. Игры для детей младшего и среднего возраста.

3.Игры старшего и подготовительный возраст .

4.Вывод.

Природа - это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство

для интеллектуального, нравственного и

речевого развития ребенка.

(В. А.Сухомлинский)

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс образовательной деятельности, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды. нужно сначала понять взаимосвязь логопедии и природы ,а затем выстроить коррекционно-образовательный процесс. И первое, что я могу связать с природой, это, конечно, естественнонаучный подход, который охватывает разнообразную тематику используемую в коррекционной деятельности по окружающему миру, включая лексические темы: «Деревья», «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Ягоды» и т. д., которые ознакомят детей с живой и неживой природой, а также, через различную игровую деятельность активизируют их речь.

В коррекционной работе по формированию и развитию речи свою работу строю в тесной взаимосвязи, в комплексе с различными видами деятельности. А что, как не окружающий мир природы может развивать все компоненты - знания, мышление, воображение, речь.

Всё это формируется в тесной взаимосвязи. Взаимодействие с природой имеет решающее значение, дети слушают и впитывают ласковый разговор взрослого, слушают и соотносят предметы, признаки, действия, слышат и повторяют подражательные звуки, накапливают пассивный словарь, используют накопленное в связном высказывании.

Любая деятельность с дошкольниками является слиянием целей и мотивов к речевой деятельности. Именно слово, конкретизирует, пополняет, уточняется знания о явлениях природы, фактах из жизни животных и растений, людей. Природные явления, окружающие живые и неживые предметы, являются предметом обсуждения, уточнения, систематизации. К тому же восприятие речи, будь это просто беседа, либо рассказ, либо пересказ, или лаконичный четкий ответ является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребёнок должен не только слышать взрослого, но и на основе услышанного воссоздавать яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорят, соотносить новое содержание со своим предыдущим опытом.

Я, работаю с детьми, у которых имеются речевые нарушения, уже девять лет.

В моей практике, встречались дети с разными логопедическими заключениями (ОНР, ФФН,

Алалия, Дизартрия, дети ОВЗ). И я, могу с уверенностью сказать, что у таких детей наблюдается ограниченность или отсутствия словарного запаса, заметны трудности в осмыслении и

использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Инициативность речевого поиска в процессе общения у них нулевая, к тому же помимо нарушения звукопроизношения, нарушено понимание речи, большая часть общения выстраивается через жесты и мимику. А также, у таких детей, недостаточно сформированы познавательные процессы тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).

Так, как основным видом деятельности детей дошкольников является игра, в своей коррекционной работе в этом направлении, я использую их разнообразие.

Эти игры способствуют развитию как всех речевых процессов (понимание речи, формирование правильного звукопроизношения, навыков звукового анализа, развитие лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи), так и познавательно-психических.

Многие игры помогают вызвать подражательную речевую деятельность в любых звуковых направлениях, особенно у детей с тяжёлыми нарушениями. (Н: «Как пищит мышка», «Как дует ветер»). Учат классификациям, обогащают словарь (лексические темы), игры с дарами

природы (камешки, палочки, шишки, листочки...) способствуют формированию сенсорных

направлений.

Практически весь природный материал можно обыграть и применить на практике в развитие различных компонентов речи. Игра с песком и водой играют большую роль не только в речевом развитии, но и несут своего рода психологическую терапию, дают возможность ребёнку получить информацию об окружающем, соотнести речь и движения, повысить его эмоциональный настрой.

Игры предлагаются детям, как традиционные, так и нетрадиционные с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

2.Младший – средний возраст.

Понимание речи.

«Иди ко мне»,

«Дай мне камешек…»,

«Покажи домик, утку..»,

«Беги, стой»,

«Покорми птичек»,

«Мишке мед, мне цветок..»,

«Возьми, кати, бросай..» ,

«Поменяй местами…», - эти и многие другие игры, предполагают, выполнения детьми речевой инструкции взрослого, развивают умение находить названный

предмет, действовать не импульсивно, а с коррекцией своего поведения со слов взрослого.

Понимание речи с мимической, артикуляционной, дыхательной гимнастикой.

«Волк злой, а зайка добрый» (изменение мимики лица),

«Вот хомяк, а это рыбка»

Вот хомяк,

А это — рыбка,

Посмотри на них с улыбкой.

Надуть щёчки, затем вытянуть вперёд трубочкой. Раздвинуть губы в широкой улыбке. Чередовать движения 6-7 раз. Ребёнок показывает нужную картинку.

/Анищенкова, Е.С./

Голосовая гимнастика.

«Ы-Ы-Ы» — ревёт медведь,

Покусали пчёлы.

«Ы-Ы-Ы» — обидно как!

Покажи картинку, где мишку покусали пчёлы..

/Анищенкова, Е.С

«Подуй на облачко» (макет облака из ваты)

Облачко с неба спустилось,

Перед нами появилось..

Давай поможем облачку подняться вверх.

Артикуляционная гимнастика

Ах, какое наслажденье

Есть вишнёвое варенье!

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Дыхательная гимнастика

Лягушка открывает рот.

И шумно выдыхает... Вот!

Поднять вверх руки, сделать круговое движение.

На слове «Вот» — продолжить выдох со звуком «...ффф».

«ПИИИ», — пищит в подвале мышь, Дружно скажем мы ей: «Кыш»!

Произносить длительно звуки и слоги.

Артикуляционная гимнастика

Ветер дул на одуванчик —

Разлетелся сарафанчик.

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.

Мимическая гимнастика.

Молоко лакает киска -

Улыбается Алиска.

Убежала наша киска,

И расстроилась Алиска.

Покажи, где киска лакает молоко. Ребёнок языком имитирует движение.

Голосовая гимнастика.

«У-У-У» — в густом лесу

Волки воют — «у у у».

Волки воют на Луну —

«У-у- у, у-у-у»

Произносить длительно «уууу..», меняя тональность голоса. Упражнение сопровождается показом картинок.

Дыхательная гимнастика

Дышать в лесу приятно и легко.

Мы в лес пришли, и дышим глубоко.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «шшшш...» или «ффф...». На экране картинки леса со звуковым сопровождением.

Развитие фонематического слуха и речевого внимания.

«Пчелы и мухи» (пчелы гудят «З-З-З-З, мухи шумят ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-»),

«Живое, не живое»,

«Ветер-ветерок»,

«Падают листья»,

«Где живут песенки?»…

Понимание речи с соотнесением движений пальцев рук и тела.

Солнечные зайчики

Задрожали пальчики,

Как солнечные зайчики.

Пляшут, пляшут зайчики,

И трепещут пальчики.

Поднять обе руки ладонями к себе, пальцы расставить широко. Энергично пошевелить пальцами.

Логоритмическая ритмика

Пингвины

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В чёрном фраке и манишке.

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу. Картинки пингвин большой, поменьше, маленький. Где самый большой, где поменьше, где самый маленький.

Пальчиковая гимнастика

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки?

Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их. На экране анимация с распускающимися почками.

Понимание речи и накопление словаря.

«Кто летает?»,

«Кто ползает?»,

«Кто крадётся?»,

«Кто, что любит?»,

«Найдём домик»,

«Детеныш потерялся»…

3.Старший - подготовительный возраст.

Развитие речевого внимания.

«Найди ошибки» (детям зачитывается шуточный стих, а они находят в нём ошибки Н: Чуковский «Путаница»),

«Слова перепутались» (с опорой на картинку ребятам зачитывается предложение с перепутанным словом, ребята вставляют нужное Н: Кошка убегает от мышки)

«Прокати снежный ком»,

«Доскажи » (Н: ромашка, василёк, гвоздика, мак – это..),

«Назови лишнее слово» (существительные, прилагательные, глаголы - Н: слива, яблоко, помидор, абрикос, груша),

«Послушай слова, какие из них обозначают.. (овощи, фрукты, природу, животных..)»,

«Отгадай»….

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Послушай и назови » - ребенку предлагается послушать звуки животных, природы… и назвать нужный предмет.

«На полянке» - собрались животные и каждый постучал по разному (ритмический рисунок). Эту игру можно усложнять, добавляя звукоподражание разной высоты.

«Что ближе, что дальше» - ребёнок прослушивает звуки живой не живой природы с разной громкостью и определяет где находиться предмет.

«Послушай и выбери» - Н: банан, баван, банан, банан. Назовите лишнее слово.

«Выложи»- ребёнку предлагается выложить столько (камешек, веточек, шишек, ягод..), сколько частей у слова.

«Помоги попугаю» - Учить выделять слова с заданным звуком. Н: попугай просит назвать всех цветов, где есть звук С.

«Что получиться» Н: ТЫ-ТЫ-ТЫ-КВА-КВА-КВА – ТЫКВА

«В гости к тигру» - тигр пригласил в гости диких животных, в названии которых есть звук Р.

Накопление словаря.

«Пара к паре» ( подбор слов по аналогии подбор )

Огурец – овощ, ромашка (зверь, цветок, клумба);

Кошка – котенок, курица (утка, цыпленок, петух);

Шерсть – овца, молоко (сыр, овца, корова);

«Что общего у»

Слон, собака –

Ромашка, тюльпан –

Мяч, солнце, шар –

Лист, трава, крокодил –

И т. д.

«Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находиться предмет..»

Растут на грядке в огороде, используются в пищу, зелёные, хрустящие…

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие..

Высокая, стройная, белоствольная…

«Сравни»

По вкусу: мед и горчицу.

По цвету: василёк и ромашку.

По высоте: дерево и цветок. Дерево и куст. И т.д.

«На что похоже»

Белый снег похож на…..

Синий лед похож на….

Густой туман похож на…

Блестящая на солнце паутина похожа на….

«Подбери сравнение»

Земля покрыта снегом, как…

Лед блестит у берега….

Туман стелиться над озером, как….

«Добавь подходящее слово»

Дерево, цветы – что делают?

Льётся, журчит – что?

Шумит, дует – что?

Растет, зеленеет – что?

Снег, лед – какие?....и т.д.

«Какой, какая, какие, какое?» (использовать в по разным темам «времена года», «Животные», «Космос»…)

Солнце, небо, облака, дождь, ветер, листья, земля, трава…

«Что за животное?» («Что за предмет?» - использовать в разном лексическом планировании)

Сторожит, грызёт, лает – это кто?

Ржет, бегает, скачет – это кто?

«Словообразование»

Соловей – соловушка;

Береза – берёзонька;

Корова – коровушка…

Или

Шуба – шубка;

Капля – каелька;

Птица – птичка…

«Чьи хвосты?»

Хвост собаки – собачий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост овцы – овечий….

«Назови правильно»

Лист дуда – дубовый лист.

Лист осины – осиновый лист.

Лист яблони – яблоневый лист

«Как?»

Утром светло, а днём (как?) ещё светлее.

Вечером темно, а ночью….. ещё темнее.

Весной птицы поют звонко, а летом…..ещё звонче.

«Кто где обитает?»

Собака живёт в….конуре.

Мышка живёт в …..норке.

Волк живёт в….логове.

Корова живёт в ….коровнике. И т. д

Системное знакомство с миром природы позволяет развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

При этом решаются следующие коррекционные задачи:

Обогащение словаря новыми лексическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе;

Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

Развитие бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

В итоге образовательная деятельность коррекционного направления воспитателя и учителя-логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях.

Также в своей деятельности на индивидуальных занятиях, для закрепления

лексических тем я использую: методику «камешки Марблс» (детям предлагается выбрать картинки овощей или фруктов, и в соответствии с цветом выбранного предмета выложить его камушками такого же цвета). Информационно - коммуникационные технологии (презентации, сборники интерактивных игр).

Такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается. Особое место в своей работе я уделяю совместной деятельности детей и их родителей:

Выполнение еженедельных домашних заданий для детей по закреплению материала, в которой предлагаются задания для обогащения словаря детей, список лексико-грамматических игр и игр на развитие связной речи связанные с экологией и не только.

В углублённой работе над темой по коррекции речи придерживаюсь следующих принципов:

принцип природосообразности: занятия строятся согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей;

принцип индивидуализации: в группе созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка;

принцип индивидуального подхода: мною максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и созданы наиболее благоприятные условия для развития;

Расширяя представление об окружающем в процессе коррекционной деятельности, придерживаюсь, технологии сотрудничества, которая включает в себя алгоритм совместной деятельности. Этот алгоритм выражен следующими этапами:

Побуждения ребёнка к активности;

Поиск смысла происходящих изменений или открытие в знакомом незнакомого;

Освоение и применение новых представлений в разных видах коррекционной деятельности;

Рефлексия и анализ, самоанализ деятельности.

Всё это, одновременно решает следующие задачи:

обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями;

воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слова;

формировать умения правильно употреблять в речи слова;

обеспечить количественное накопление слов для содержательного общения;

воспитывать эстетические чувства к родной природе;

формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.

Вся коррекционная деятельность имеет свою силу, когда проводится в системе, совместно с педагогами ДОУ. Использование игровых методов, обеспечивает динамичность процесса обучения, максимальное

удовлетворение потребностей маленького ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой.

Многие методами и приемами, которые использую в работе с детьми для развития творческой продуктивности я рекомендую педагогам массовых групп. Вот некоторые из них:

Речевые минутки о природе.

Цель – создание проблемных ситуаций.

Решаются речевые задачи:

развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;

совершенствовать монологическую речь детей;

поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например: «Почему деревья белые». Исправить ошибки и обосновать.

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Экологические сказки (психологические)

Цель – развитие детской фантазии.

Решаются речевые задачи:

пополнять и активизировать словарь детей;

развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли;

развивать мышление, память, воображение.

Например: «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки», «Почему в морозы трещат деревья?».

Реклама. Презентация.

Цель – развитие образного мышления.

Решаются речевые задачи:

совершенствовать монологическую речь детей;

развивать логические рассуждения;

совершенствовать моторику.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму (баннер, вывеска, флайер). Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.

Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания. « Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».

Дидактические игры.

Цель – закрепление представлений о предметах и явлениях природы.

Решаются речевые задачи:

упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать;

решать логические задачи.

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе.

Сочинение загадок, стихов.

Цель – развитие звучности рифм.

Решаются речевые задачи:

развивать творческое познание слова, действий с ним;

формировать грамматический строй речи.

Пословицы и поговорки.

Задачи: знакомить детей с краткими мудрыми изречениями с поучительным смыслом. Учить толковать, объяснять, в какой ситуации можно употребить эти выражения. Н: Яблоко от яблони недалеко падает. Утром роса – не жди дождя.

4.Вывод:Я считаю, что богатейший материал, который может дать окружающая природа, обеспечивает всестороннее развитие детей как психолого-педагогического, познавательного, так и логопедического характера. У детей совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, связная речь, повышается культура поведения в природе и окружающей среде. Поэтому предлагаю использовать в своей работе воспитателям.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области