Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Ботовский детский сад»
МАСТЕР – КЛАСС
Подготовка руки младших дошкольников к освоению более сложных видов театра.
Подготовила воспитатель:
Трифанова О.Н.
Первая квалификационная категория
д. Ботово 2019
Актуальность.
В воспитании детей дошкольного возраста важную роль играет театрализованная деятельность, так как именно в эти годы закладываются основы личности, её вкусы и предпочтения. В этом возрасте дети принимают активное участие в театрализованной деятельности. Обыгрывают потешки, сказки, стихи, а для этого необходимо участие не только речи, но и общая координация и движения кисти рук.
В своей деятельности я использую разные виды театра: пальчиковый, настольный, «Би-ба-бо», на кружках и т.д. Давно доказано, чтобы сказка запомнилась и произвела впечатление на ребёнка, необходимо воспользоваться игрушкой небольшого размера или куклами «Би-ба-бо».
Они одеваются на палец, держать куклу следует прямо, при этом указательный палец сгибается, а наклон куклы и поворот осуществляется наклоном и сгибом кисти рук.
Когда от простых театров мы перешли к более сложным, возникла проблема: выяснилось, что рука ребёнка не готова к тому, чтобы самостоятельно показывать театр, так как наблюдаются отклонения в развитии движений руки и пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. А ведь многие виды театра требуют, чтобы ребёнок хорошо владел своими руками: кистью, пальцами, предплечьем, плечом, т.е. мышца руки должна быть хорошо подготовлена к овладению различными видами движений.
К таким видам театра относится пальчиковый, теневой, «Би-ба-бо», «Живая рука», платковый театр. Так как в этом возрасте у детей слабо развита мелкая моторика и ребёнок ещё плохо владеет рукой, то у него просто происходит манипулирование предметами, а действия с игрушками для пальчикового театра, куклами «Би-ба-бо» не получаются.
Мы решили готовить руку ребёнка к использованию более сложных видов театра. В своей практике для развития ручной моторики детей использую кинезиологические упражнения. Когда мы начали пробовать эти упражнения на практике с детьми, то увидели, что эти упражнения могут развить не только мелкую мускулатуру рук, но и такие мышцы рук, как кисть, предплечье, плечо.
Например, упражнение «Курочка пьёт водичку» способствует увеличению подвижности суставов кисти, развитию координации движений.
Упражнение «Велосипед» способствует подвижности суставов кисти, предплечья и плеча.
Упражнение «Коготки», «Сбор ягод» способствует формированию у детей мышечного чувства, расслабления и напряжения работающих групп мелких мышц, улучшению их кровоснабжения.
Некоторые кинезиологические упражнения я хочу провести с вами, уважаемые коллеги.
Выходите, пожалуйста, вставайте в круг. Перед тем как мы начнём выполнение упражнений, нужно размять наши пальцы, предплечье, плечо. А для этого мы сделаем разминку.
Разминка
Если пальчики грустят – доброты они хотят (пальцы плотно прижимаем к ладони).
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то, значит (трясём кистями).
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем («моем» руки, дышим на них).
К себе ладошки мы прижмём (поочерёдно, 1 вверху, 1 внизу),
Гладить ласково начнём (гладим ладонь другой ладонью).
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко (скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат).
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать (каждый палец зажимаем в кулачке).
А теперь перейдём к кинезиологическим упражнениям, которые понадобятся нам для обыгрывания небольшого стихотворения в теневом театре.
Упражнения.
«Лес», «берёзка», «птица», «дом», «гнездо», «птенцы», «цветы», «солнце».
Приглашается один из педагогов обыграть стихотворение.
В лесу прекрасном и большом
Стоит берёзка белоствольная,
А в её ветвях живёт
Птица щедрая и вольная.
В дом свой птица прилетает,
Когда весна вновь наступает.
Начинает гнёзда вить,
Чтоб птенцов в нём выводить.
Вылетает из гнезда она с раннего утра,
Целый день в лесу летает – насекомых собирает,
Чтоб деревья и цветы
Быть здоровыми могли.
Лес свой любит, солнцу рада.
Разве это не отрада?
Хотя с виду, незаметная,
Птичка эта неприметная!
Подводя итог, хочется сказать, что развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев, предплечья, плеча является важнейшей задачей воспитания дошкольного возраста.
Для того чтобы определить, на сколько хорошо у детей развита мелкая моторика, проводилась диагностика в игровой форме в начале и середине года. Было обследовано 11 воспитанников группы младшего дошкольного возраста. Для этого я использовала следующие методы:
- наблюдение за детьми при выполнении ими движений кистями рук и пальцев;
-тестовые задания;
-анализ полученных данных.
Наибольшие затруднения дети испытывали в задании, где оценивалась точность движений, развитие силы кисти и выносливости.
Результаты диагностики подтвердили необходимость проведения специальной работы по подготовке руки детей к освоению более сложных видов театра. Ведь тренировка движений пальцев и всей кисти руки не только стимулируют дальнейшее развитие высших психических функций ребенка: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи, но и готовят руку ребёнка к участию в театрализованной деятельности.
И если применять кинезиологические упражнения ежедневно, то в результате их освоения, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость. И тогда ребёнок спокойно будет управлять куклами «Би-ба-бо» и показывать виды театра, которые требуют сложной координации.