Конспект занятия учителя – логопеда
по формированию лексико-грамматических категорий
детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Тема: День рождения звука Р….
Цель: эффективное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем как один из инструментов успешной реализации ФГОС ДО, презентация достижения позитивного результата у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить правильное произношение звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях.
- Продолжать учить выделять звук [Р] из ряда звуков, слогов, слов.
- Закрепить словарь на тему «День рождение».
Коррекционно-развивающие:
-Обеспечить сохранение и преумножение здоровья детей с ОВЗ.
- Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
- Продолжать развивать слуховое восприятие.
- Развивать внимание, память, мелкую моторику.
- Развивать воображение, детское творчество.
-Создать благоприятный эмоциональный микроклимат в группе.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества детей.
- Поддерживать детскую инициативу.
Материал: праздничное оформление зала: шарики, цветы; бейджики для детей (изображение поставленных звуков у ребенка), буква ЭР, карточки с чистоговорками, перчатка – игрушка «Язычок», «Волшебный слоненок» - «коробка ощущений (ТРИЗ)», лист для рисования, карандаши, кисти для рисования, салфетка, акварельные краски, компьютер-ИКТ: презентация «Веселые скороговорки со звуком [Р] », диск «Музыкальная терапия Рушеля Блаво».
Ход:
Организационный момент:
Учитель – логопед входит с мальчиком.
Логопед: Девочки и мальчики! Максим научился правильно и красиво произносить звук [Р] Устроим праздник и будем отмечать День рождения звука [Р] .
Логопед: Много звуков есть на свете: Шелест листьев, плеск волны, А бывают звуки речи Мы их точно знать должны!
Основная часть:
Логопед: Послушайте, ребята, как хорошо Максим научился произносить звук [Р] и предлагает ребенку вспомнить уклад звука [Р]: Максим, язычок подними вверх , вдох носиком, улыбайся, и рычи РРРРРРРР.
Повтори за мной: слоговые ряды: РА-РО-РУ-РЫ, АР-ОР-УР-ЫР.
Логопед: Дети, а кто еще умеет так рычать? Предлагает всем вместе произнести звук [Р].
Логопед: Показывает букву Эр и читает стишок:
Р-р-рада, встр-р-рече с вами я,Буквой Рэ-рэ-рэ зовут меня,Будем с вами мы др-р-рузья!Давно жду вас, поджидаю,День р-р-рождения без вас,Не начинаю!
Логопед: Со звуком [Р] и буквой Эр Максим не расстанется никогда! И чтобы все взрослые и дети знали, что Максим отлично умеет говорить звук [Р] (вручает букву Эр мальчику).
Воспитатель: дети, что мы обычно поем в День рождения? Споем все вместе звуку [Р] песню «Каравай»:
Это самый чудный праздник,Песней мы его встречаем,Выходи честной народ,В наш весёлый хоровод!Исполняется песня «Каравай»:Звуку [Р] на День рождения,Испекли мы каравай,Вот такой вышины,Вот такой ширины!Каравай, каравай, 2 разаКого любишь, выбирай.Мальчик Я люблю, конечно, всех, а вот (имя детей со звуком Р) больше всех.Выводит ребёнка на середину круга и танцует с ним.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.Учитель-логопед: надевает на руку перчатку – Язычок: Ой, ребята, посмотрите, кто-то в гости к нам идёт. Кто ты, странный незнакомец?Учитель-логопед: Язычок:
Я чудесный Язычок, Я ваш славненький дружок! Здравствуйте.Я живу у вас во рту,Не молчу, а говорюПравильно!Учитель-логопед: Здравствуй, славный Язычок!Учитель-логопед: Покажи ребятам веселую зарядку для язычка.Учитель-логопед: Язычок:
Чтобы чётко и красиво научиться говорить,Надо, дети, потрудиться.Дружно и без лени,Выполняйте речевые упражнения.Учитель-логопед: проводит артикуляционную гимнастику для верхнего подъема язычка с элементами биоэнергопластики (содружественное взаимодействие рук и языка):
Язычок:Язык «лопаткой» положи Тянуть губы прямо к ушкам,И под счёт его держи: Очень нравится лягушкам.Раз, два, три, четыре, пять! Улыбаются, смеются,Язык надо расслаблять! А глаза у них как блюдца.(«Лопатка») («Улыбка»)
В барабан мы сильно бьём И все вместе мы поём:«Ды-ды-ды-ды-ды…»(«Барабан»), «Качели», «Лошадка», «Маляр».Учитель-логопед: Спасибо, Язычок, показал нам весёлую гимнастику. Дети, Язычок с вами так подружился, что останется у вас. И каждый день вы будете с ним выполнять артикуляционную гимнастику (логопед снимает с руки перчатку и передает воспитателю).
Воспитатель: Игровые технологии: А ещё звук [Р] для тебя у нас в подарок есть игра!Предлагаю поиграть в словесную игру «Поймай звук [Р]», «Поймай звук Р в слоге», «Поймай звук Р в слове».
Учитель-логопед: Мальчики и девочки! Послушайте загадку:
Очень сильный и большой.У него предлинный нос,И короткий тонкий хвост,Бивнями зовут клыки,Уши очень широки (Слон).
Учитель-логопед:
Молодцы. А как вы догадались? (ответы детей).
Тактильная игра «Волшебный слоненок» - «коробка ощущений ( ТРИЗ)» (внутри слоненка мелкие игрушки, в названии которых есть звук [Р] в различных позициях, такие как рыбка, крокодил, ракушка, тигр, крышка, корзинка и т.п.):Учитель-логопед: Какой чудесный слоненок! У слоненка в подарок есть игрушки со звуком Р. Ребята, нужно засунуть руку в хоботок, вытащить игрушку, назвать предмет и определить место звука [Р] в слове.Воспитатель: Язычок не зря мы вместе разминали, будем повторять чистоговорки и скороговорки (приготавливает карточки с чистоговорками со звуком [Р] и предлагает ребенку произнести чистоговорку). Использование ИКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Веселые скороговорки со звуком [Р] ».
Учитель-логопед: Гимнастика для глаз (Аветисов Н.В.).
Воспитатель: Предлагаю подарить Максиму альбом с рисунками. Пусть каждый постарается и нарисует свой подарок-рисунок (по выбору) со звуком [Р].
Самостоятельная художественно - продуктивная деятельность детей: детское творчество «Рисование нетрадиционной техникой: рисование акварелью «по - мокрому» листу. Музыкальный фон: звучит музыка Рушеля Блаво.
Воспитатель: Какие чудесные и необычные рисунки! Максим, ребята поздравляют и подарочки вручают. Подарим, ваши рисунки звуку [Р].
Дети: я тебе дарю розу, я дарю робота, динозаврика …..(воспитатель оформляет в альбом детские рисунки для автоматизации звука [Р] в словах в индувидиальной работе с детьми).
Итог. Личностно-ориентированный подход к детям.
Учитель-логопед: Подружился Максим со звуком [Р] на всегда
И теперь любое слово
Произнесет он без труда.
Учитель-логопед: Дружно поздравим звук [Р] с Днем рождения!
Дети: Поздравляем!!!