Мастер класс для педагогов " Первые эксперименты: развивающие занятия и игры для ребенка 2-3 лет».
Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами предметов;
3.Развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;
4. Воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.
5. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Превращения воды
Игра знакомит со свойствами вещества
Необходимый инвентарь: фигурные формочки и формочки для льда.
Расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
Продемонстрируйте это наглядно.
Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.
Понаблюдайте за таянием льда.
Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод. Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть.
Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги — рисунок проявится.
Налил-вылил
Игра способствует развитию координации движения, расширяет представления о свойствах вещества
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
Предоставьте ребенку свободу действий.
Выжми мочалку
Игра способствует развитию мелкой моторики
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.
Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Водонос
Игра знакомит со свойствами вещества и понятием объема, способствует развитию координации движении
Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
Сравните, в какой банке воды окажется больше.
Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится.
Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).
Сквозь сито
Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.
Объясните ему, почему вода утекает.
Поплывет или утонет
Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы, и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки, емкость с водой, два пустых ведерка.
Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.
Камешки
1. Познакомить детей с камешками:
Рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.
2. Плавают или тонут?
Налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камушки. Плавают ли камушки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?
3. Шумелки:
Положить камешки в деревянную коробку и потрясти её, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки.
Ткань
1. Объяснить детям, что ткань состоит из ниточек:
Детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.
2. Показать детям, что ткань можно красить:
У воспитателя и детей белые неяркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки можно нарисовать краской. Предложить детям нарисовать горошины краской.
Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства. Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.