Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


статья

художественно-речевая исполнительская деятельность детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.

«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. А без этого он засушенный цветок».

В. Сухомлинский

Речь человека – великий дар, данный нам природой, благодаря которому мы получили широкие возможности общения друг с другом. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Поэтому педагоги ДОУ уделяют большое внимание развитию речи и речевой активности детей.

Термин «художественно-речевая деятельность» был введен во второй половине XX века. Под художественно-речевой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного произведения. В дошкольном возрасте весьма актуальной является задача развития художественно-речевой деятельности, что является признаком развития самостоятельности в деятельности, формирования творческих способностей личности ребенка. С помощью средств и методов развития художественно-речевой деятельности речь детей становится выразительной, интонационно-богатой, а главное – осознанной.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности, как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Задачами художественно-речевой деятельности являются:

— воспитание любви и интереса к художественному слову;

— развитие «чувства языка»;

— формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

— воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

— формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

— развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

— развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речи;

— воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

— формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Одним из важнейших источников развития духовных начал ребенка является формирование творческих способностей. Творческие способности заложены в каждом ребенке, однако для плодотворной их реализации данные способности необходимо развивать в дошкольном возрасте.

Творчество – как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и предоставления; его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих новое о себе.

Пути формирования художественного творчества своеобразны – одним из них является формирование художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста, развитие словесного и литературного творчества.

Посредством художественно-речевой деятельности ребенок выявляет свое отношение к окружающему, понимает его и это помогает раскрыть интересы и способности ребенка. Художественно-речевая деятельность дошкольников включает чтение стихов, рассматривание альбомов, пересказ, загадывание загадок, рассказывания, обмен впечатлениями, речевые проявления, игры, дидактические игры, использование разных видов театра.

Таким образом, художественно-речевая деятельность ребенка дошкольного возраста является неотъемлемым компонентом в осуществлении художественного воспитания дошкольников, которое является основным путем развития у ребенка художественного творчества. В своем художественном творчестве дошкольники открывают новое для себя, а для окружающих – новое о себе, в нем реализуются процессы самовыражения и самоорганизации личности ребенка. Складывающиеся интересы, художественно-речевые способности выступают, как предпосылки к возникновению творчества. Развивая художественно-речевую деятельность дошкольника, педагог развивает умение познавать окружающий мир, используя литературные выразительные средства, манипулировать образами героев литературных художественных произведений, развивать свободу словесного творчества, дает свободу литературному воображению и творчеству ребенка в его свободной деятельности, то есть, развивает творческие способности ребенка.

Общеизвестно, что формирование художественной речи ребенка начинается в раннем возрасте под влиянием произведений устного народного творчества и детской литературы. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка характеризуется эмоциональностью, позволяющей ему полнее выразить свои нравственно-эстетические переживания, так как им уже накоплен определенный опыт речевой деятельности. У него интенсивно развивается способность художественного видения, осознаннее происходит художественно-образное познание действительности, успешнее обогащается словарь на основе ознакомления с произведениями детской литературы. Можно выделить несколько видов художественно-речевой деятельности детей, среди которых ведущим является восприятие литературного произведения. Практическая речевая деятельность ребенка без восприятия – немыслима. Развитие художественного восприятия происходит не только при слушании дошкольниками литературных произведений, но и при формировании у них навыков исполнительской и творческой деятельности. Качество репродукции и творчества – двух других видов художественно-речевой деятельности – в значительной степени зависит от первоначального восприятия, которое стимулирует выразительность воспроизведения детьми поэзии и прозы и побуждает их к творчеству.

Под влиянием произведений художественной литературы усиливаются взаимосвязи между всеми видами детской художественно-речевой деятельности.

Одним из эффективных средств формирования у дошкольников художественно-речевых умений, являются устное народное творчество и произведения художественной литературы для детей. 

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибутках, загадках, поговорках воспитывает в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Знакомство с народными сказками, потешками, поговорками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, поговорки, песенки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить в ходе работы над развитием речи в младших группах ДОУ. Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, легко запоминает и повторяет слова потешки. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. А также, приговаривая потешки во время таких действий, воспитатель стимулирует и детей говорить («Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие).

В ходе работы педагогами ДОУ  также используются  загадки, образные пословицы и поговорки. Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Все дети очень любят их отгадывать, поэтому и занятию можно начинать с чтения загадки. Это их легко организует на дальнейшую деятельность. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы так же можно использовать в любой режимной ситуации («Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь» и другие). Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучшее понять различные явления, события.

При ознакомлении с произведениями художественной литературы, воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно - художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка. Воспитатель при этом выразительно рассказывает сказку или читает рассказ, интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуаций. Анализируя их, обращает внимание на смысловую сторону, художественные особенности и композицию (зачин, концовка, повторы), своеобразие языка. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть сказки или рассказа представлена набором тех персонажей, которые являются главными героями. Эти персонажи могут быть обозначены и условно (цветные кружки, схематические изображения, полоски разной длины, мнемотаблицы).

 Осмыслению идейно-художественной сущности сказки или рассказа, оценке персонажей способствует беседа. Но не следует спешить ставить перед детьми вопросы сразу после прочтения произведения (или устного его пересказа).Необходимо выдержать небольшую паузу, что бы дать детям возможность пережить, лучше осознать прослушанное. Затем можно спросить, понравилась ли произведение и чем именно, почему у него такое название. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название с содержанием. Воспитателем задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения: какие яркие, красочные выражения запомнили? Какие повторения в сказке заметили?  Какими словами говорится в сказке о действиях героев, их переживаниях? Дети, отвечая на подобные вопросы, не только учатся говорить, но и знакомятся с новыми для них словами и стараются использовать в своей речи новые словесные обороты. В развитии речи детей несомненную роль играют стихотворные произведения. В арсенале воспитателей большое количество таких произведений российских и зарубежных авторов. Младших дошкольников особенно привлекают небольшие стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. При чтении больших по объему стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка. Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности). Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно, строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.

В практике дошкольного воспитания, развитие у детей художественной речи происходит двумя путями:

-в процессе повседневного общения,

-в быту и в условиях специального обучения, на занятиях.

Обучение детей художественно-речевой деятельности – это двусторонний процесс, состоящий из деятельности педагога (ознакомление детей с произведениями детской литературы и обучение их способам действия, направленным на развитие художественно-речевой деятельности) и деятельности детей (усвоение способов действия в целях приобретения навыков и умений, необходимых для восприятия, исполнения художественного произведения и творчества).

Основными условиями формирования художественно – речевой деятельности является:

художественная подготовка воспитателя;

организация предметной среды с целью создания обстановки для воплощения детьми их творческих замыслов (уголок ряженья, маски, разные виды театра, уголок книги, подобранные иллюстрации, картины, и т. д.).

обучение, предполагающее расширение знаний об окружающем мире, формирование умений, навыков;

содержательная жизнь ребёнка в детском саду (праздники, развлечения и т. д.).

Формирование художественно-речевых способностей детей в дошкольного возраста проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенным уровнем развития и проявления творческих способностей детей:

1 этап – дети обучаются восприятию и анализу литературных произведений, их содержание и выразительных средств.

2 этап — дети учатся воспроизводить готовое литературное произведение. С этой целью используются разные виды театра. Творческая самостоятельность проявляется через поиск способов передачи выразительных средств для образов, через освоение техники кукловождения.

3 этап — характеризуется созданием собственных сценок для театра, программ инсценировок и подготовки номеров. Это уже этап самостоятельной творческо-речевой деятельности.

Таким образом, косвенный характер руководства зависит:

a) от располагающей атмосферы (доброжелательного отношения взрослого, предметной среды);

b) от наличия общих элементов в самостоятельной художественной речевой деятельности и в организации занятий, праздников, развлечений;

c) от развития у детей специальных художественных способностей через специально организованное обучение, что поможет воспитателю грамотно и эффективно управлять данным видом деятельности;

d) от развития педагогических способностей воспитателей, их художественных знаний, умений, навыков, эстетического вкуса и интереса к художественно-речевой деятельности.

Вывод:

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников.

Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, драматизации, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.  Развивать у детей словесное творчество можно с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно, строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.

Таким образом, художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области