Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский индустриально - полиграфический техникум»
Программа по патриотическому воспитанию
«Доблестное сердце помнит подвиг»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ РО «РИПТ»:
________________/А.М. Вигера
______ ___________ 2018 г.
Разработала воспитатель
Скоморохова Наталья Александровна
Ростов – на – Дону
2018 год
Доблестное сердце помнит подвиг.
Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях…
Н.М. Карамзин
Пояснительная записка
Сегодня для России воспитание патриотических качеств у молодежи является достаточно актуальной задачей. В нашей истории можно найти немало примеров, когда народ сплачивался вокруг патриотической и национальной идеи. Патриотическое чувство присутствует в каждом народе. Но наш народ в силу его многотрудной исторической судьбы видит в нем первоисточник трудолюбия, героизма, долготерпения, скромности, преданности, ответственности и духовности.. На базе общежития техникума по инициативе проживающих ребят в 2018 году был создан военно-патриотический кружок «Барс». Подростки искали пути самовыражения, желания общаться после занятий, приносить пользу обществу и возможности проявить свои способности. В самом начале нашей деятельности в кружок ходили только обучающиеся, проживающие в общежитии. Совместно с ребятами мы продумали название кружка, формы и виды занятий. Обменялись идеями по улучшению работы кружка, распределили обязанности и начали проводить занятия. Со временем кружок набирал все большую популярность среди обучающихся техникума. В течение года ребята готовились к серьезным областным соревнованиям. И в мае 2019 г. получили Диплом за 2 место в Спартакиаде молодежи профессиональных образовательных учреждений Ростовской области допризывного возраста, посвященной 74-годовщине Победы в Великой Отечественной войне. После этой победы популярность кружка возросла в несколько раз. И его состав пополнился новыми ребятами. Хочется отметить, что в состав кружка входят ребята различных социальных статусов (есть сироты и дети из неполных семей), вероисповеданий, а так же многообразен и национальный состав. С 2019 года военно–патриотический кружок «Барс» стал настолько популярным среди обучающихся, что администрация техникума предложила нам проводить регулярные занятия в спортивном зале во внеурочное время с преподавателем физкультуры Винокуровым Евгением Константиновичем. Продолжились внеурочные занятия с преподавателем ОБЖ Зверевым Сергеем Николаевичем, а так же и самостоятельные занятия по строевой подготовке и умению ориентироваться на местности. Можно с уверенностью сказать, что данное объединение ребят способствует их физической подготовке и духовному росту. В среде подростков нет конфликтов на национальной почве, улучшились отношения с преподавателями техникума. Традиционно в техникуме планируются и проводятся мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории нашего Отечества и людям, вписавшим в нее особые страницы своей деятельности. Особое внимание уделяется подготовке и проведению таких общегосударственных праздников, как Праздник государственного флага Российской Федерации, День Конституции РФ, День России, День народного единства и Международный день мира (21 сентября) и Международный день толерантности (16 ноября).
Значение таких мероприятий не нуждается в пояснении: они не только воспитывают патриотизм, но и вызывают у обучающихся сознание причастности к общенародным делам. Помогают обучающимся углубить свои знания об исторически сложившихся формах социального сообщества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений.
В рамках работы военно-патриотического кружка каждый месяц в общежитии проводятся кинолектории в рамках выходного дня. До просмотра фильма студенты, оказалось, почти не смотрят военные фильмы. Поэтому мы рекомендовали им военные фильмы советских, современных и якутских режиссеров: «Журавли над Ильменем» (реж. Никита Аржаков), «Снайпер – Саха» (реж. Никита Аржаков), «Снайпер 2. Тунгус» (реж. Олег Фесенко), «В бой идут одни старики» (реж. Леонид Быков), «Брестская крепость» (реж. Александр Котт) и «Битва за Севастополь» (реж. Сергей Мокрицкий). Ребята с интересом просмотрели эти фильмы. В итоге фильмы вызвали у студентов такие чувства как: удовольствие, гордость, уверенность, восхищение, уважение, благодарность, удивление, изумление, печаль, огорчение, жалость, сочувствие. Таким образом, внесение во внеурочный план данного способа воспитания приведет к повышению уровня патриотизма в нашем современном обществе.
Мы с ребятами тщательно продумываем ход проведения таких мероприятий, привлекаем к их подготовке вновь прибывших, выявляя их склонности и способности. Чтобы каждый ощущал себя неотъемлемой частью целого коллектива.
Программа «Доблестное сердце помнит подвиг…» разработана в соответствии с: - Законом РФ «Об образовании» - Конституцией РФ, - Конвенцией ООН о правах ребёнка, - Уставом техникума. - Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Сроки реализации программы: В Программе отражаются основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в ГБПОУ РО «РИПТ» на период с 2018 по 2020 учебных годов. Возможно в дальнейшем продолжение данной программы. Программа ориентирована на обучающихся проживающих в общежитии и обучающихся в техникуме студентов 1, 2 курсов. Предполагаемое количество студентов 20-15 человек. Цели и задачи Программы Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность. Она направлена на формирование у студентов патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Целью программы является: развитие системы комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения обучающихся на основе сохранения и приумножения культурного наследия. Возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие единой системы формирования патриотических чувств. Основные задачи: - создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина; - снижение уровня правонарушений и вредных привычек средствами патриотического воспитания; - разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма обучающихся; - реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их; -сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; -вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности и служению Отечеству; -сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, техникум, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта; - воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов. Основные понятия: Патриотизм — это любовь к Родине, нравственно-ценностная характеристика личности гражданина, социально-нравственная ценность, объединяющая в себе весь спектр мироощущения, возникающая в процессе отношений в разных сферах жизни и в разных видах коллективной творческой деятельности; - это эмоционально-нравственный настрой всего процесса воспитания граждан РФ; -это интегральная сущность общественного сознания и самосознания; -это осознанное желание и сформированное умение жить для Родины и готовность к защите Отечества; Педагогика патриотизма — это целостный воспитательный процесс, сущностью и пафосом которого является любовь к Родине, идеал Родины; в ходе и в результате этого процесса в специально организованных педагогических ситуациях, осуществляемых, в разных видах деятельности, происходит становление и развитие патриотической направленности личности (её гражданского, патриотического самосознания, патриотического видения мира) на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России, культурой межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре; развитие и закрепление осознанного желания и сформированного умения жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество; развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту её интересов и территориальной целостности. Патриотическая направленность — это совокупность гражданских, патриотических мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека на служение Родине, на желание жить для Родины, на заботу о людях. Определяющим фактором является гражданское, патриотическое видение мира, патриотическое мировоззрение. Главным идеалом является идеал Родины и идеал человека, истинного гражданина-патриота. Определяющими являются социальные и коллективистские мотивы, соответствие личных мотивов интересам общества, коллектива, Родины. Главенствующее значение познавательных потребностей, гармония духовных и материальных потребностей, их разумный характер, целеустремлённость к служению Отечеству и готовность встать на его защиту. Гражданин-патриот — это человек, владеющий интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидатель и творец-преобразователь способный и готовый к самоорганизации и самовоспитанию, умеющий адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей, способный и готовый встать в нужный момент на защиту Отечества. Гражданин и патриот начинаются в далеком детстве, прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, студент должен научиться быть гражданином. Знать историю, традиции, строить гуманные отношения с учителями и одноклассниками, активно участвовать во всех делах и мероприятиях техникума и общежития, способствовать формированию нравственного климата в коллективе общежития и техникума, развивать свою познавательную активность. Родина — понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений человека к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, чтобы стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для Родины. Память — важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, её боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, заботу о местах захоронения воинов, уход за мемориальными памятниками. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти, организации походов по местам боев, создании книг о подвигах героев. Память живёт в каждой семье: поколения каждой семьи внесли свой вклад в боевую и трудовую славную летопись России. В каждой семье рождается необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Всё это рождает в сердцах юных поколений гордость своей великой Родиной, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним. |
Ожидаемые результаты:
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с подростками;
- формирование гражданской грамотности обучающихся;
- внедрение новых форм работы в повышение эффективности патриотической работы;
- обеспечение духовно-нравственного единства и возрождение духовных ценностей обучающихся;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашей области, страны;
- привлечение подростков группы «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа обучающихся, совершающих правонарушения;
- повышение уровня воспитанности и нравственности обучающихся.
ПЛАН
мероприятий по патриотическому воспитанию
обучающихся
на 2018-2020 г.
№ п/п | Название мероприятия | Дата проведения |
1. | Вспомним доблестные события России «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812) | Сентябрь.2018 г |
2. | Вспомним доблестные события России «Герои земли русской», посвященное дню победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380) | Октябрь2018 г. |
3. | «Пока мы едины, мы непобедимы»- мероприятие, посвящённое Дню народного единства | Ноябрь 2018 г |
4. | Литературно-музыкальная композиция «Битва под Москвой» | Декабрь 2018 г. |
5. | «Горячие слёзы Афганистана» мероприятие, посвящённое событиям в Афганистане ( приглашены участники войны) | Январь 2018 г. |
6. | Вечер памяти «Освобождение ростова-на-Дону. Память героям.» | Февраль 2018г. |
7. | Духовно-патриотическое мероприятие «40 Севастийских мучеников" | Март 2018 г. |
8. | «Герои России» - мероприятие, посвященное Дню героев Отечества | Апрель 2018 г. |
9. | Просмотр документальных фильмов «Цена Победы 1945 года» | Май 2018 г. |
10. | Спортивный досуг «Бравые бойцы» | Июнь 2018 г |
11. | Фотовыставка «Мы дети твои, Россия» | Сентябрь 2019 г. |
12. | Историческая игра-викторина «История Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» | Октябрь 2019 г. |
13. | Литературный вечер «Детство, опалённое войной», посвящённый детям-героям ВОВ | Ноябрь 2019 г |
14. | Просмотр документальных фильмов о Великой Отечественной войне. | Декабрь 2019 г. |
15. | Экскурсия в Ростовский краеведческий музей «Сохрани свою историю» | Январь 2020 г. |
16. | Спортивно – патриотический конкурс «С 23 февраля!» | Февраль 2020 г. |
17. | Встреча с работниками райвоенкомата в техникуме | Февраль 2020 г |
18. | Духовно-патриотическое мероприятие «40 Севастийских мучеников" | Март 2020 г. |
19. | Дискуссия «Защитник Отечества. Каким он должен быть?» | Апрель 2020 |
20. | Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка», посвященной Победе советского народа в Великой Отечественной войне | Май 2020 г. |
21. | «Пусть всегда будет мир» - литературно-музыкальная композиция, посвящённая годовщине Великой Победы | Июнь 2020 г |
Воспитатель:___________/Скоморохова Н.А.
Литература
Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе" и другие.
Использование Интернет ресурсов и т.д.
Калашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина - Волгоград: Учитель, 2009 г.
Максимова Э. И. Героев наших имена - Москва.:издательство Политиздат, 1988 г.
Орешкина Т.А. Гражданско – патриотическое воспитание в школе. Родительские собрания 5-11 классы - Волгоград: Учитель, 2009 г.
Орешкина Т.А. Героико – патриотическое воспитание в школе - Волгоград: Учитель, 2007 г.
Сивова Н.А. Государственная символика России: Москва, 2003 г.
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / B.C. Селиванов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
Семейное воспитание: краткий словарь / И.В. Гребенников, J1.B. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
Силинг Ю. О так называемом и подлинном патриотическом воспитании. / Ю. Силинг // Народное образование. - 2009. - №9.
Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота, / НЛО. Синягина // Воспитание школьников. - 2011. - №1.
Советова Е.В. Школа нового поколения. Административная работа / Е.В. Советова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 318 с. - (Здравствуй школа!).
Сонькин В.Д. Законы растущего организма: пособие для учителя / В.Д. Сонькин. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
Способы оценки качества патриотического воспитания подростков. / Е.М. Сафронова, Е.Н. Попова // Воспитание школьников. - 2011. - №2.