Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер - класс для педагогов ДОУ Экспериментальная деятельность дошкольников

Цель мастер класса дать практические знания об опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала. Задачи - раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад «Надежда»

г. Вязьма Смоленской области

Мастер - класс для педагогов ДОУ

Экспериментальная деятельность дошкольников

Выполнила: Зинкевич А.А. воспитатель

первой кв. категории

Здравствуйте, уважаемы коллеги! Я рада вас приветствовать! Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании.

Слайд 2

Цель: мастер класса дать практические знания об опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала.

Задачи:

- раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Слайд 3

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Слайд 4

Исследовательские качества наблюдаются у детей с 1 года. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывать краску по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твердую поверхность).

Слайд 5

С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5 лет.

Слайд 6

В возрасте 5 лет дошкольники способны к более длительным наблюдениям они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретенные навыки.

Слайд 7

Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельному продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Слайд 8

Во время опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ формируются и расширяются представления у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Слайд 9

Педагог работает в этом направление во время проведения занятий, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности.

Слайд 10

Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создается уголок исследований, центр экспериментирования или мини лаборатории. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Слайд 11

А вот теперь мы с вами подошли к практической части. Сначала мы с вами ответим на вопросы и первый звучит так.

Вопросы к участникам семинара.

1.Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство?

Давайте обратимся к теории.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

Любопытный – отличающийся любопытством, выражающий любопытство ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство).

Слайд 12

Перейдем к следующему вопросу.

2. Последовательность детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите правильную последовательность в организации и проведение опытов с дошкольниками.

Даны фразы, которые вы должны построить в определенной последовательности наиболее верной на ваш взгляд.

И опять давайте обратимся к теории.

Слайд 13

Ответ:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предложения.

Если предположение подтвердилось: формулировка выводов

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы

Слайд 14

Следующем этапом нашего практикума будут объяснялки, мои воспитанники приготовили для вас научные загадки, а вы должны догадаться, о чем они говорят.

Объяснялки.

Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно. Там работают дяди и тети в белых халатах. (Лаборатория).

Слайд 15

Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент).

Слайд 16

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

Посмотрим, что же получится у нас? Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побывать в роли детей и поэкспериментировать.

Но я хочу напомнить, что детям мы обязательно говорим о технике безопасности, знакомим с правилами обращения с оборудованием, после чего проводится опыт или эксперимент.

Слайд 17

Экспериментирование с бумагой происходит с раннего детства. Дети любят мять, рвать. Поэтому с бумагой экспериментов очень много. Маленькие дети наблюдают. Старшие дошкольники непосредственно знакомятся с бумагой. А эксперимент «Цветы лотоса показывает, что происходит с бумагой при намокании.

Эксперимент 1. «Цветы лотоса»

Цель: формирование представлений детей о свойствах бумаги, намокает в воде, становится тяжелее, тонет, становится непрочной, рвется.

Развитие умений делать предложения и выводы: бумага тонет, потому что стала тяжелее, не – тонет потому что, не намокла.

Вырежьте из бумаги цветы лотоса с длинными лепестками. С помощью карандаша или ножниц, а можно руками сложить лепестки к центру друг на друга по очереди. В тарелку налить воды, затем опустить на ее поверхность цветки. «Лотос» будет распускаться прямо на глазах. Намокая, бумага тяжелеет, и тяжелые листики сами тянутся вниз.

Слайд 18

Вода — это то с чем дети любят играть больше всего. Поэтому и экспериментов с водой тоже очень много. Со старшими дошкольниками, которые имеют первичные знания о воде, можно проводить опыты с элементами фокуса, сюрпризными моментами. Один из таких экспериментов

Эксперимент 2. «Радужная вода».

Старшие дошкольники, которые имеют первичные знания о воде.

Цель: расширить знание детей о свойствах воды. Объяснить качества воды (цвет, запах, текучесть, вкус), определить и называть основные признаки (чистая, грязная цветная). Развивать внимание, логическое мышление, связную речь, наблюдательность, умение и желание самостоятельно делать опыт, выводы.

Материалы и оборудование: 1 высокий стакан, 4 низких стакана, соль, вода, краски, кисточка, шприц.

Ход эксперимента: в 1-ый стакан не насыпаем соль, во 2-ой кладем 1 чайную ложку соли, в 3-ий 2 чайных ложки соли, в 4-ый 3 чайные ложки соли. Затем в каждый из стаканов добавим одинаковое количество воды и размешиваем соль до растворения. Далее: в 1-й стакан добавим красную краску, во 2-ой зеленую, в 3-ий черную, в 4-ый желтую. Возьмем шприц, наберем воду из стакана с красной краской и выпустим ее в высокий стакан. Потом набираем воду из стакана с зеленой краской, опускаем шприц на дно высокого стакана и медленно выпускаем воду. Аналогично проделываем с водой черного цвета, потом с водой желтого цвета.

Слайд 19

Очень много познавательного материала дается детям с изучением вулканов, гейзеров, они смотрят энциклопедии, познавательные передачи. Большой интерес вызывает, когда они делают это сами.

Один н из таких экспериментов «Лавовая лампа»

Эксперимент 3. «Лавовая лампа».

Цель: формировать у детей навык смешивания жидкости, вспомнить и закрепить знания детей о свойстве воды, познакомить со свойствами растительного масла, вызвать познавательный интерес.

Вода: не имеет формы, цвета, запаха и вкуса.

Растительное масло: имеет цвет, запах, вкус, не имеет формы – текучее.

Материалы и оборудование: вода, растительное масло, гуашь, стеклянная емкость, шипучая таблетка.

Последовательность действий:

1. Наполнить емкость 2/3 водой.

2. Окрасить воду гуашью.

3. Заполнить оставшуюся часть емкостью растительным маслом.

4. Кинуть шипучую таблетку.

Слайд 20

Любой эксперимент может быть включен в исследовательский проект. Проблемы экологии всегда изучаются на занятиях. А наглядный показ более эффективно запоминается детям. Один из таких проектов может быть «Окрашивание цветов»

Исследовательский проект «Окрашивание цветов»

Цель проекта: показать, как питаются растения, как вода движется по стеблям растений и как она попадает в лепестки, загрязнение почвы может привести к гибели растений.

Для проекта можно использовать только белые цветы, (хризантемы, розы, нарциссы). У некоторых растений, например у сельдерея, можно довольно четко видеть каналы, по которым идет вода. Также для окрашивания можно использовать листья пекинской капусты. Для окрашивания используются только пищевые красители.

Слайд 21

Исследовательский проект: «Выращивание кристаллов»

Цель: изучение «мира кристаллов», научиться их выращивать из разных веществ.

Задачи: - обогащать представление детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.

- познакомиться со способами выращивания кристаллов.

- провести наблюдение за процессом кристаллизации.

Выводы: - Кристалл – это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней.

-Кристаллы бывают разных цветов, в большинстве своем прозрачны.

- Кристаллы окружают нас повсюду.

Слайд 22

Теперь подведем итог нашего мероприятия.

Вывод: опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Слайд 23

В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского:

«Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

Слайд 24

Спасибо за внимание! Творческих успехов!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области