Воспитывать детей не просто ответственно, но еще и очень трудно. Эту профессию можно назвать одной из наиболее важных и при этом недооцененных в жизни человека. От профессиональных знаний и умений воспитателя ДОУ во многом зависит развитие ребенка, состояние его здоровья и психики. Особенно это важно в том случае, если дети попадают в дошкольные учреждения в младшем возрасте, когда характер только формируется, а навыков коммуникации и пользования различными предметами еще практически не имеется.
Человек, с которым ребенку предстоит общаться в течение нескольких наиболее важных и ответственных лет его жизни, оказывает на него не меньшее влияние, чем родители и семья – бабушки, дедушки, другие родственники. От того, насколько хорошо подготовлен педагог к своей роли и как много он готов отдать профессии и воспитанникам зависит будущее наших детей.
Педагогика как призвание
К педагогу любого уровня предъявляются очень высокие требования, связанные не только с педагогическими умениями воспитателя детского сада, но и с его личностными характеристиками. Можно смело утверждать, что любая работа с детьми – это не специальность и не способ заработка, а самое настоящее призвание. Все дело в том, что кроме отличной профильной подготовки и значительного запаса знаний каждый преподаватель должен иметь чисто человеческие свойства, позволяющие ему успешно работать с детьми:
- Эмпатия, лояльное и предельно доброжелательное отношение как к своим воспитанникам, так и к сотрудникам дошкольного учебного заведения, к родителям и опекунам детей. Это очень важно для формирования здорового микроклимата в коллективе, который влияет не только взаимоотношения воспитанников и старших, но и на общее восприятие ДОУ в семье. Ребенок как губка впитывает все, что он видит и слышит дома, в детском саду и на улице, поэтому крайне важно обеспечить спокойную, доброжелательную атмосферу и оказать полноценную поддержку не только родителями, но и воспитателями.
- Психологическая стабильность и стрессоустойчивость. Работа с детьми и с людьми вообще зачастую наиболее сложная именно из-за того, что у каждого воспитанника и его родителей собственный характер и представление о воспитании. От тактичности и житейской мудрости педагога зависит микроклимат в ДОУ и грамотная коммуникация с родителями детей.
- Умение выделить особенности характера и склонностей воспитанников, которое помогает сориентировать детей в развитии их способностей. Мудрый и хорошо подготовленный учитель обязательно отметит и поддержит в ребенке такие склонности, как художественное дарование, лидерские черты, активность, спортивность, желание петь, танцевать и так далее. Для полноценного формирования ребенка как личности крайне важна поддержка его стремлений, положительная оценка способностей, тактичное направление природных склонностей в нужное русло.
- Высокий уровень профессиональной подготовки и постоянное стремление развиваться и самосовершенствоваться. Хороший воспитатель понимает, что педагогика – наука неуклонно развивающаяся. С каждым годом возникают все новые методики, которые необходимо изучать и стремиться адаптировать к конкретным условиям и контингенту ДОУ. Это принесет несомненную пользу и самому воспитателю, коллективу, где он работает, и в первую очередь воспитанникам дошкольного учреждения.
Кроме теоретической подготовки у каждого педагога должны быть и практические навыки. Например, умения младшего воспитателя в значительной степени связаны со знанием физиологии детей дошкольного возраста. Такой воспитатель должен уметь обслуживать малышей, следить за их питанием и здоровьем, уметь предпринять необходимые меры в случае заболевания или травмы воспитанника, а также всячески поддерживать и помогать педагогу в проведении занятий в детском дошкольном учреждении.
Умения старшего воспитателя более широкие и в значительной мере связанные с психологией дошкольников, их развитием и обучением. Ему также придется проявлять гибкость и дипломатический талант, чтобы гасить неминуемые конфликты между детьми и улаживать столкновения с недовольными родителями.
Психологически и физически работа воспитателя сложна и ответственна, но она столь же значима. От воспитателя в значительной степени зависит наше будущее, ведь воспитанные им дети – это новое поколение, которое будет развивать те основы, которые в нем заложили в семье и в обществе.
Профильные характеристики воспитателя дошкольного учебного заведения
Существует много методик деления профессиональных умений педагога. Суммируя их, можно выделить следующие:
- Коммуникативные умения воспитателя. От его умения строить отношения с окружающими зависит атмосфера в детском коллективе, коммуникация с родителями или опекунами воспитанников, а также между сотрудниками детского учебного заведения.
- Развивающие умения воспитателя. Он должен уметь увидеть в каждом ребенке личность с собственными дарованиями, выделить и поддержать, направить деятельность в наиболее перспективное и правильное русло.
- Гностические, то есть познавательные умения позволяют педагогу изучать детей, взрослых, а также усваивать и перенимать педагогический опыт других специалистов, в дальнейшем адаптируя его и применяя в своей деятельности.
- Трудовые умения воспитателя, благодаря которым он сможет не просто прививать основные навыки работы своим воспитанникам, но обучит правильному выполнению любых операций. Это касается как элементарных вещей типа присмотра за растениями и питомцами в живом уголке, так и более сложных умений – уборки помещения, сохранения порядка в личных вещах и в оборудовании группы, уход за собой, включая умывание, причесывание, застилку постелей, а также ручной труд. Это очень обширная область деятельности, требующая от воспитателя значительных теоретических знаний и практического опыта. Так как дети быстро привыкают к однообразным операциям и действиям, педагогу придется самому развиваться, чтобы находить для воспитанников интересные и полезные занятия, например, создавать поделки из подручных и природных материалов, выращивать растения из семян, кормить птиц и так далее.
- Организаторские способности жизненно важны для работы любого сотрудника ДОУ, так как ему приходится постоянно формировать и направлять деятельность коллектива детей, а также участвовать в работе всего дошкольного учреждения. Также ему придется применять свои дарования в работе с родителями, потому что деятельность ДОУ напрямую связана с дисциплинированностью не только сотрудников и воспитанников, но и с ответственным отношением семьи.
- Игровые умения воспитателя. Он должен не просто заинтересовать детей игрой и занятиями, но и сам уметь петь, танцевать, декламировать стихотворения, обладать хорошей дикцией и поставленным голосом. Эта работа требует несомненного таланта и является призванием, а не просто способом получения средств к существованию.
Для того чтобы деятельность воспитателя ДОУ была максимально эффективной, он должен обладать целым комплексом навыков и умений, но главное – иметь подлинное призвание к такого рода деятельности, искреннюю любовь к детям.