Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Традиционные и новые формы организации методической работы

помочь старшим воспитателям и воспитателям в организации методической работы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Традиционные и новые формы организации методической работы

Сложность и многообразие функций и задач методической работы в дошкольном учреждении, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а так же конкретные особенности того или иного содержания ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных форм и новаторское применение новых форм.

Форма определяется как внутренняя структура. Строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений, она всегда находится в единстве с содержанием. Зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание - на его способность к прогрессивному развитию или же обесценивать его.

Разнообразие форм методической работы определяется, прежде всего, сложностью стоящих перед ней целей. Многоликостью конкретных условий, в которых находятся ДОУ.

Целесообразно выделить две группы организационных форм методической работы - коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно - практические конференции, методические объединения, творческие микрогруппы педагогов, методические кабинеты ДОУ и т.д.; ко вторым - стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование ит.д.

Одной из самых важных форм методической работы является изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. При правильном выборе целей и задач по данной проблеме эта работа организует, объединяет все другие формы, становится системообразующим фактором.

Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы - методические объединения. Они создаются в ДОУ при наличии не менее трех воспитателей, работающих в одних и тех же возрастных группах, преподающих один и тот же предмет или раздел учебной программы. Педагоги других направлений могут объединятся в цикловые предметные объединения гуманитарного или естественно - научного профилей.

При определении состава методических объединений необходимо учитывать конкретные условия данного детского сада. Начиная с общего числа педагогов по разным направлениям _ а это во многом зависит от единой методической темы в детском саду, квалификации педагогов и т.д.). Только исходя из конкретных условий, и применяя разнообразные формы и приемы работы, можно избежать формализма, которым страдают многие объединения, более эффективно использовать эту достаточно продуктивную форму методической работы, осовременить ее и оказать реальную помощь педагогам в решении задач детского сада.

Заседания методобъединений проводятся, как правило, раз в месяц в соответствии с общим планом и учетом циклограмм, однако, их деятельность не сводится только к этим заседаниям, она носит повседневный характер, и это является большим достоинством этой работы.

Каждое заседание методического объединения включает в себя как теоретическую часть - доклады, сообщения, обзор методической литературы, так и практическую - посещение занятий и их обсуждение, практикумы, подведение итогов творческих и конкурсных детских работ. В детском саду практикуют выпуск рукописных журналов, выступления педагогов по обмену опытом на заседаниях педсовета, оформление стендов эффективности занятий и т.д.

Научно - практические и педагогические чтения.

Данные формы методической работы - это своеобразное подведение итогов деятельности коллектива ДОУ и отдельных педагогов над актуальными методическими проблемами, и главная их задача - выявить и обобщить лучший педагогический опыт. Однако на практики видны существенные недостатки таких форм. Не редко из года в год на трибуну выходят одни и те же педагоги, анализируют одни и те же темы, причем темы докладов иногда носят случайных характер и отражают не собственный опыт, а публикацию из педагогических журналов. Одна из причин подобных ситуаций - недостаточная предварительная работа с авторами докладов и выступлений.

Для повышения эффективности воздействия доклад необходимо сопровождать демонстрацией наглядных пособий, характеризующих данный опыт. Многие современные ДОУ практикуют новые формы проведения конференций, отличающиеся от традиционных, порой многочасовых заседаний. Педагоги делают очень краткие сообщения, которые затем обязательно обсуждаются, часто в полемической форме. Такое проведение конференций возможно только в педагогическом коллективе, где высоко развиты дух творчества и новаторства

Школа передового опыта. Наставничество.

Данная форма методической работы практикуется в ДОУ, если в коллективе трудятся один или несколько педагогов - мастеров педагогической профессии, чей передовой опыт следует передать другим педагогам. Члены коллектива ДОУ знакомятся с занятиями и мероприятиями наставника, планами его работы и другими методическими документами. Приглашают его на свои занятия. Наставничество - очень важное направление в работе опытных педагогов. Требующее соответствующего морального стимулирования со стороны коллектива ДОУ.

Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

Эта форма широко применяется руководителями ДОУ, а так же наиболее опытными педагогами в работе с молодежью, стажерами, педагогами, испытывающими затруднение в решении педагогических проблем. Большую роль в такой работе играет хорошее знание возможностей, сильных и слабых сторон, затруднений, личностных качеств педагога, а так же умение руководителей и наставников анализировать ход и результаты деятельности педагогов, формулировать конкретные рекомендации и советы в адрес педагогов. не менее важно обучать каждого педагога умению анализировать собственную деятельность. Иногда целесообразно руководителю детского сада провести собеседование с педагогом до занятия или даже вместе с ним продумать план занятий с последующим обсуждением. Помощь конкретным педагогам может приобретать повседневный, иногда деятельный характер, однако. Предпочтительнее более перспективный подход - это создание долговременной «программы выращивания творческого педагога». Наличие таких программ - признак высокого уровня постановки методической работы.

Новые формы методической работы

К новым формам методической работы относят так называемые ролевые игры. Мозговые атаки, инициативные творческие микрогруппы педагогов, а так же по - новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий и отдельных мероприятий.

Все эти коллективные формы работы объединяет стремление более полно реализовать, развить потенциальные возможности и способности каждого педагога, максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов, сделать их достоянием личности педагога.

Педагоги издавна использовали так называемые дидактические игры - игры с целью обучения. Широкое распространение приемов практической психологии позволило использовать ролевые и деловые игры для взрослых с целью наилучшего освоения тех или иных действий. Умений. Приемов, в том числе и приемов работы с детьми

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области