Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №43
Конспект НОД
по театрализованной деятельности
в старшей группе
Тема: «Карабас-Барабас, не боимся больше вас!»
Подготовила: воспитатель группы №3
Перелыгина О.В.
пгт Мегет
2020 г.
Тема: «Карабас-Барабас, не боимся больше вас!»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: Развитие у детей самостоятельности в отстаивании своих прав, приобретение опыта игры с куклами би-ба-бо на ширме.
Культурная практика – театрализованная деятельность.
Культурно-смысловой контекст – освобождение от гнёта Карабаса-Барабаса и освоение свободной счастливой игры в новом кукольном театре.
Задачи:
Образовательные: создать условия для применения ранее полученных знаний о театре и театральных профессиях; учить выразительно передавать характер своего героя с помощью театральных приёмов – жеста, мимики, интонации; закреплять знания о правах ребёнка.
Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, чёткость артикуляции; развивать память, способность импровизировать.
Воспитательные: воспитывать умение работать коллективно – слушать, поддерживать друг друга; воспитывать стремление защищать сверстника, выручать из беды.
Дополнительные задачи: способствовать корректировке поведения ребёнка с особенностями в социально-коммуникативном развитии; создать условия для активного участия родителей в жизни группы.
Предварительная работа:
Познакомить детей со сказкой А.Толстого «Золотой ключик», помочь понять характеры героев;
Разучить артикуляционную гимнастику, этюды на выразительность интонации и жеста;
Вместе с детьми подготовить декорации и атрибуты к спектаклю;
Подготовить с детьми афишу и билеты;
Выучить роли, провести репетиции;
Родителям: выучить роли, помочь в подготовке костюмов, участвовать в репетициях.
Материалы и оборудование: большая ширма, занавес; декорации - «Кукольный театр Буратино», «Лес, болото, пруд» ;
атрибуты: дерево (столб), большая книга «Конвенция», книга «Конвенция» с чистыми листами (альбом), картинки по правам ребёнка, клеевые карандаши, золотой ключик.
Костюмы: для детей – Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон, лисёнок; для взрослых – Карабас-Барабас, черепаха Тортила, Лиса.
Действующие лица:
Взрослые: Карабас Барабас, черепаха Тортила, Лиса Алиса ( возможно совмещение ролей).
Дети: Буратино, Мальвина, Артемон, Пьеро, лисёнок, подружка Мальвины, доктор, летучая мышь.
Ведущая – воспитатель.
Музыкальное сопровождение: полька «Птичка польку танцевала», «Песня черепахи Тортилы».
Ход занятия
Организационная часть (5 мин.)
Ведущая приглашает заглянуть за кулисы – что делают артисты, пока не начался спектакль?
Занавес раздвигается, дети стоят кружком, выполняют артикуляционное упражнение «Часики» и «Качели».
- Здравствуйте, господа артисты! Что вы делаете?
- Гимнастику для языка.
Все вместе: «Если мы с тобой артисты,
Говорить нам надо чисто,
Чтобы все смогли понять,
Что хотим мы рассказать.
- Прекрасно!
Давайте ещё вспомним, как вы будете передавать характер ваших героев.
(Воспитатель называет эмоции, а дети жестами и мимикой изображают настроения).
- Размялись хорошо, можно начинать репетицию.
2. Основная часть
Картина 1
Дети танцуют польку под музыку:
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, хвост направо –
Это полька Карабас!
Неожиданно заходит Карабас Барабас (музыка смолкает)
- Этто что за шум? Веселитесь?! А ну-ка, быстро репетировать пьесу «33 пинка, 42 щелчка»!
Пьеро: Меня зовут, увы, Пьеро,
В глазах моих всегда мокро.
Взовьётся занавес сейчас,
Сыграем пьесу мы для вас.
В ней достаются мне толчки,
Щипки, удары, кулаки.
От смеха можно умереть…
Мальвина (вытирает слёзы): «Как не стыдно, Карабас-Барабас! У вас нет никакого права обижать детей!»
К.-Б. (удивлённо): «Что-о-о?! Пошла прочь, девчонка! Будь ты хоть красотка, у меня есть плётка, плётка семь хвостов!
Пригрожу лишь плёткой –
Мой народец кроткий
Песни распевает,
Денежки сбирает
В мой большой карман…
Артемон: Гав! Не имеете права заставлять детей всё время работать, да ещё и деньги заработанные отнимать!
Буратино: А ещё вы нарушаете наше право учиться!
Другие дети (изображают разные эмоции: усталость, обиду, мольбу, гнев):
- Не даёте отдыхать!
- Не разрешаете играть!
- Не даёте есть и пить!
- Мы хотим у вас спросить:
Почему вы никогда
Не соблюдаете детей права?!
К.Б.: Да какие такие права?!
Буратино показывает книгу «Конвенция»: «Вот «Конвенция» - это закон о правах всех детей. Кто его не выполняет, того строго наказывают!»
К.Б.: А вот я сейчас книжку-то эту заберу, и не будет у вас никаких прав!
Буратино: «Сначала догони!»
(Дети с Буратино убегают, Карабас-Барабас их пытается догнать, запутывается вокруг дерева)
Дети: «Карабас- Барабас, не боимся больше вас!»
К.Б.: «Я всё понял, больше не буду обижать детей! Простите! Отпустите!»
(Дети помогают распутаться и отпускают Карабаса-Барабаса).
Картина 2
Появляется Лиса Алиса и Лисёнок:
- Какие детки молодцы – прогнали Карабаса-Барабаса! Устали бегать… Присядьте скорее. Посмотрите, посчитайте, сколько ворон?
(пока дети считают, Лиса и Лисёнок забирают Книгу и уводят потихоньку Варю).
Ведущая: Что случилось?!........Что же делать?
Дети решают. (найти и спасти Варю, забрать Книгу. Расходятся по группе, ищут).
Дети: Отдайте нам Варю!
Лиса и Лисёнок: Не отдадим! Она у нас будет убираться и кушать нам готовить.
Дети: «Дети имеют право жить дома, с мамой и папой, а если вы нам Варю не отдадите, мы вас защекочим!»
Дети вместе с Варей: «Отдайте нашу Книгу про права! Зачем она вам?»
Лиса и Лисёнок: «Мы эту Книгу обменяем у Тортиллы на золотой ключик! Золотой!»
Дети: «Отдайте по-хорошему! Или снова защекочем!» (медленно приближаются к Лисе и Лисёнку).
Лиса выбрасывает Книгу в пруд: «Ой! Утонула!»
Ведущая: «Что же делать?»
(Дети решают сделать новую Книгу. Наклеивают в альбом картинки о правах детей).
Картина 3
Появляется черепаха Тортила.
- Молодцы, ребята! Хорошо знаете свои права. Я вам уже и ключик золотой приготовила.
Тортила: «Давайте подведём итог.
Кто Вареньку спасти помог? -Мы
Кто Карабаса победил?- Мы
Кто Книгу нашу починил? - Мы
Кто знает все свои права?- Мы
Хорошие вы дети?- Да!»
Тортила: И вот вам Ключик золотой – прошу вас следовать за мной!
(Все подходят к нарисованному очагу, «открывают» дверцу – ширма поворачивается – и «попадают» в новый кукольный театр).
Ведущая: «Вам, конечно, хочется поиграть в новом кукольном театре?
Давайте покажем нашим гостям сцену из спектакля про Буратино».
Картина 4
Действие на ширме
Появляются Лиса и Кот: «Отдай денежки! Не хочешь? Во рту держишь? Ничего, повесишь – они и выпадут!» ( подвешивают Буратино вниз головой, уходят – дети-актёры садятся в «зрительный зал»)
Артемон: «Вот разбойники, что придумали! Буратино, я тебя спасу!» (Снимает Буратино с дерева). Мальвина! (убегает; ребёнок садится в зал)
Мальвина: «Что случилось?.. Ах, доктора, доктора!» (временно уходит)
Доктор: (слушает) « Ничего страшного, сейчас дадим ему касторки!»
Буратино: (подскакивает) «Не надо касторки! Она горькая!» (доктор уходит, садится в зал).
Подружка Мальвины: «Хорошо, что ты здоров! Хочешь чаю?» (ставит кружку)
Буратино: «Конечно!» (Начинает пить, сопеть)
Подружка: «Не сопите носом!»
Буратино: «А чем же мне сопеть?»
Подружка: «Попробуйте варенье!» (вздыхает, ставит вазочку)
Буратино залазит в неё носом и чавкает.
Подружка: «Так нельзя! Кто же вас воспитывает?» (Уходит, садится в зал)
Буратино: «Никто! Я сам по себе!»
Мальвина: «Я привела вам учительницу. Она будет вас воспитывать и учить!» (уходит, садится в зал).
Учительница: «Буратино, сядьте ровно! У вас в кармане два яблока.
Буратино: «Нету!»
Учительница: «Понарошку! Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?»
Буратино: «Два!»
Учительница: «Почему?!»
Буратино: «Потому что я не отдам Некту свои яблоки!» (разваливается)
Учительница: «Очень плохо! Всё расскажу про вас Мальвине» (уходит, садится в зал).
Буратино: «Вот я попал!»
Летучие мыши: «Буратино! Бежим скорее, а то замучают совсем!» (подхватывают Буратино и уносят).
Занавес
Актёры выходят на поклон