Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Секреты невербального общения. Язык жестов

Цель развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества подростков в процессе межличностного общения. Задачи Ознакомить подростков со спецификой невербальных средств общения, их роли в нашей жизни Научить подростков распознавать язык телодвижений, жестов, мимики и  как это применять в общении Развивать чувство открытости и доверия Проявлять уважение к индивидуальности других.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ВДЦ «Орлёнок»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

«Тайны невербального общения: Язык жестов».

Занятие - мастер-класс

Автор-составитель: Морозова Н.С.

Педагог- психолог

Цель: развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества подростков в процессе межличностного общения.

Задачи:

Ознакомить подростков со спецификой невербальных средств общения, их роли в нашей жизни;

Научить подростков распознавать язык телодвижений, жестов, мимики и  как это применять в общении;

Развивать чувство открытости и доверия;

Проявлять уважение к индивидуальности других.

Дидактические материалы:

рисунки «Мое настроение»;

рисунки жестов человека;

схемы-рисунки многообразия видов общения;

карточки для игры «Угадай эмоцию».

Оборудование:

карточки с именами участников (либо бейджики);

бумага;

ручки;

иголочки (для крепления карточек);

скотч;

флипчат.

Ход занятия

п/п

Этапы занятия

Время

Используемые методы и приемы

Оборудование и наглядные пособия

1

Организационный момент. «Мое настроение»

5 мин.

Словесный – беседа. Практический – обозначение настроения на начало занятия на карточке с использованием символов- смайликов.

Карточки с именами, символы-смайлики «Мое настроение»

2

Работа над изучением темы:

- Мир общения. Виды общения.

- Зоны общения.

- Невербальное общение. Многообразие жестов, их виды.

- Обобщение и закрепление материала.

35 мин.

Словесный – рассказ педагога-психолога.

Наглядный – демонстрация схем.

Практический – театрализованные сценки видов общения.

Словесный – рассказ.

Словесный – рассказ.

Наглядный – демонстрация схем. Практ

Словесный – обобщающая беседа.

Схемы видов общения, иголочки.

Рисунки жестов человека.

3

Итог занятия

«Мое настроение»

Релаксация. Рефлексия

5 мин.

Словесный – беседа. Практический – рисование настроения на конец занятия на карточке с использованием символов.

Ручки, карточки с именами, рисунки «Мое настроение»

Организационный момент. Начальная дискуссия.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли на наше занятие. Посмотрите на флипчат: вы увидите символы-смайлики, обозначающие настроение. Вам нужно будет взять карточку с вашим именем и приклеить на нее тот символ-смайлик, который соответствует вашему настроению.

Ответы подростков.

Тема нашего сегодняшнего занятия – «Тайны невербального общение: Язык жестов».

Мы сегодня поговорим об общении, не о речевом (вербальном), а о невербальном (неречевом). Что такое общение? Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми.

Прежде чем перейти к невербальному общению, давайте поговорим о вербальном общении, которое вам более понятно. Какие же существуют функции вербального общения:

Обмен информацией между людьми.

Организация взаимодействия между людьми.

Восприятие друг друга партнерами по общению.

Но, ребята, общаетесь ли вы одинаково и с родителями, и со сверстниками, и с продавцом в магазине?

Ответы подростков.

Здесь уместно поговорить о стратегиях вербального общения. Стратегия вообще - это крупномасштабное действие. В стратегии вербального общения выделяют:

Открытое - закрытое

Монологическое - диалогическое

Ролевое – личностное

Открытое общение - это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека. Закрытое общение - это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправданно в конфликтных ситуациях.

Монологическое общение - речь человека в форме монолога. Диалогическое общение - речь двух и более людей.

Ролевое общение - общение людей, исходящее из их социальной роли. Личностное общение - общение по душам.

Ребята, как вы считаете: к какой стратегии общения будет относиться:

а) разговор двух подруг (диалогическое, личностное, открытое)

б) общение начальника и подчиненного (диалогическое, ролевое, открытое/закрытое)

в) рассказ артиста со сцены своей автобиографии (монологическое, ролевое, открытое)?

Ответы подростков.

Теперь целесообразно поговорить о тактиках вербального общения. Тактики общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знание правил общения. Позиции общения:

доброжелательная позиция принятия собеседника

нейтральная

враждебная

доминирование (общение “сверху”)

общение на равных

подчинение (общение “снизу”).

Исследования показывают, что в ежедневном общении человека слова составляют 7%, звуки интонации 38%, а неречевое взаимодействие - 53%. Т.е. более всего информации при общении исходит от невербального канала, неречевого. Так, например, большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения.

Выделяют интимную зону (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона.

Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.

Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п.

Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия. Арсенал невербальных средств общения достаточно широк. Он включает в себя:

Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный.

Экстралингвистические средства: смех, плач, постукивания, вздохи, дыхание, касание и т.д.

Кинетические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, взгляд и т.д.

Проксемические средства: расстояния между участниками, пространственные передвижения.

Все эти средства имеют в общении существенную роль, они могут выразить то же, что и речь, превосходить то, что будет, сказано, акцентировать сказанное и т.д.

В невербальном общении можно особо выделить некоторые элементы: жесты и поза. Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много.

Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи.

А знаете ли вы ребята такие жесты?

Ответы подростков.

Показ карточек-картинок с популярными жестами и размышления ребят, какие значения могут иметь те или иные карточки.

Важно понимать, что у разных народов и культура отличная, поэтому перед тем как посетить другие страны, дабы не попасть в неловкую ситуацию важно познакомиться с особенностями этой страны и народа. Не все жесты воспринимают однозначно всеми людьми.

Мимика, взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, тоска и т.д.) по лицам на фотографиях.

Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника.

Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению.

1.Упражнение «Эмоциональное знакомство». 

Представляясь, каждый произносит свое имя дважды. Первый раз произносит с положительными чувствами, как хотел бы, чтоб к нему обращались, второй раз – с отрицательными.

2. Психологическая разминка.

Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете делать определенные действия.

Прикоснитесь к кончику носа те, кто сегодня проснулся рано,

Похлопайте в ладоши те, кто вчера вечером;

Прикоснитесь к правому уху те, у кого сегодня хорошее настроение;

Топните одной ногой те, кто сегодня был активен на ;

Улыбнитесь те, кто сегодня был вежлив;

3.Упражнение «Зеркало»

Цель: развитие способностей эффективно общаться, осознавая действия партнера.

Работа осуществляется в тех же парах. Партнеры встают друг напротив друга. Один показывает какое-то движение, а другой повторяет его, как в зеркале; затем они меняются ролями. Участникам предлагается обратить внимание на то, что показалось трудным, вызвало максимальные затруднения.

4.Упражнение «Угадай эмоцию».

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может помочь ребенку.Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Список эмоций:

Радость.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Грусть.

Веселье.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

«Из истории жестов и мимики».

Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог поединка гладиаторов: таким образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

 Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой, левую прикладывают за ухо да ещё и высовывают язык. Это означает: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен». Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете.

А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Рассказывать об истории жестов можно очень долго и интересно. Если кто-то заинтересуется, то можно найти нужный материал в библиотеке.

А где ещё мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле; существует азбука глухонемых; а в школе, на уроках – подсказки.)

  Попробуйте вспомнить примеры, как  использованы невербальные средства общения в художественной литературе.

5.Решение ситуативных задач.

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций. (Работа ведётся  в парах или по группам).

1). «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (Жест-показ: показать всей рукой, а не пальцем).

2). Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую – вы, чтобы отказаться? (Жест-приглашение и жест-отказ).

3). «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты использует учитель и ученик? (Жест-указание, жест-воспоминание).

4). Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

5). Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете папе или маме, что получили «пять». С помощью какого жеста?

6). За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? (Жест-отказ.) А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

7). «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? (Жест-указание на место.)

8). «На рыбалке». Рыба только начала клевать, и этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы – есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни одного слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.

6.Упражнение «Говорящее тело»

Участники сидят в кругу. Каждый из них получает написанное на листке бумаги задание (см. приложение) изобразить позу человека в какой-то ситуации. Задания не оглашаются для всех. Участники продумывают и показывают с помощью невербального поведения (без слов)  обозначенною в задании позу тела, другие участники должны определить, что именно показывает участник.

- Изобразите позу человека, читающего увлекательный роман

- Изобразите позу человека, читающего сложный учебник

- Изобразите позу человека, читающего юмористический журнал

- Изобразите позу человека, пишущего письмо другу

- Изобразите позу человека, ждущего вызова в кабинет стоматолога

- Изобразите позу человека, сдающего государственный экзамен в ВУЗе

- Изобразите позу человека, стоящего долгое время в очереди

- Изобразите позу человека, выигравшего  в лотерею

- Человек читает (любовную записку, учебник, неприятное сообщение);

- Человек пишет письмо (любимой, другу, врагу);

7.Упражнение «Разговор через стекло».

Для этого упражнения по желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями. Крут из стульев превращается в полукруг, обращенный к импровизированной «сцене». Двоим «актерам» дается инструкция. Они находятся в аэропорту. Один из них улетает, другой — его провожает. И вот, когда проводы закончены, и отлетающий уже перешел в отсек для отлетающих, за стекло, он внезапно вспоминает, что забыл передать провожающему очень важную информацию. Он может это сделать сейчас, он видит провожающего через стекло. Однако сложность заключается в том, что стекло звуконепроницаемое, и передать информацию можно только жестами и мимикой, без слов. Один из партнеров передает информацию, другой должен его понять и ответить (тоже без слов ). Затем они меняются ролями, и принимавший информацию теперь будет ее передавать (информация будет уже новая, какую он придумает). Остальных участников просят сохранять молчание и просто наблюдать за происходящим.

Дискуссия по упражнению. Сначала вопросы актерам: что они чувствовали, легко ли было передавать информацию? Легко ли было расшифровывать информацию? Что удалось? Что не удалось? Почему? Вопросы зрителям: какие впечатления? Удалось ли самим расшифровать информацию? Какие были версии? Почему? Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому? При желании зрителей и резерве времени можно повторить упражнение еще с одной-двумя парами.

8.Упражнение «Инсценировка песни».

Участники разделяются на две-три команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Остальные участники должны угадать эту песню. Инсценировка происходит без слов. На подготовку каждой команде дается 10—15 минут. После подготовки каждая команда по очереди показывает свою инсценировку.Участники обмениваются мнениями. Кому удалось донести смысл песни? За счет чего? Кому не удалось? Почему? Какие были трудности при передаче и расшифровке информации? Какая команда лучше справилась с заданием? Почему? Как происходит передача информации в жизни? А получение ее? Замечаем ли мы сигналы жестов, мимики? Насколько часто в жизни мы пользуемся этими каналами передачи информации?

9.Релаксация. Круг уверенности.

Мы оправляемся на прогулку по тропинке в лес. Светит солнышко, теплый ветерок касается наших щек. Мы идем по мягкой лесной тропинке, мягкая травка касается наших ног, лес наполняется приятными звуками: щебечут птички, стрекочет кузнечик, впереди слышен шум отдаленного водопада. Мы ощущаем приятный аромат сосновых почек, чистого воздуха. На душе приятно и спокойно. Мы выходим на лесную полянку. Перед нами на траве появляется, очерченный лучами солнца, большой круг. Он притягивает нас к себе. Мы входим в круг и чувствуем, как нас обволакивает большой, приятный, льющийся с небес столб света. Нам тепло и приятно. Мы глубоко вдыхаем и чувствуем, как наполняемся его силой. В нас появляется энергия, смелость, уверенность в себе. Мы делаем шаг и отправляемся в обратный путь по мягкой лесной тропинке, выходим на опушку леса, присаживаемся на травку, стараемся запомнить состояние, которое нам дал солнечный свет и медленно открываем глаза.

10.Рефлексия.

Дорогие ребята! Наше с вами занятие подходит к завершению.

А теперь я попрошу вас на карточке с вашим именем нарисовать тот символ, который соответствует тому настроению, с каким вы уйдете. Давайте сравним, у кого настроение изменилось в лучшую сторону, у кого осталось прежним, у кого стало хуже.

Ответы подростков.

Все берутся за руки и по часовой стрелке каждый высказывается о тренинге, о своем участии в нем.

Прощание проходит по ритуалу «Подари улыбку соседу».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области