Тема проекта: «Подводный мир».
Вид проекта:
познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой, интегрированный.
Сроки реализации: 03. 02. 2020 г. - 14. 02.2020 г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Актуальность: На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальных и значимых проблем не только нашей страны, но и всего мира в целом. Ознакомление детей с окружающим миром необходимо начинать в дошкольном возрасте. Это является необходимостью для воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения с детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Проблема: Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не сформированы представления об окружающем их мире. Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете, флоре и фауне морей и океанов. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Участие детей в проекте «Подводный мир» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря и океана, развить связную речь, творческие способности детей. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей; Расширить знания детей о подводном мире и его обитателях; Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие:
- Совершенствовать навыки речевого общения;
- Развивать творчество, воображение, фантазию;
- Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
- Формировать навыки поисковой деятельности;
- Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемый результат:
- овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
- углубить представление о водоеме как среде обитания рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб;
- стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
- развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
- расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу;
- вызвать интерес к жизни рыб, желание больше узнать о них, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.
Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, просмотр мультимедийных презентаций, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, лепка.
План работы над проектом
Содержание деятельности | Цель | Результат |
1 этап. Организационный. | ||
1. Интегрированная НОД «Путешествие в подводный мир» Создание проблемной ситуации: медвежонок Кеша очень хочет посмотреть и узнать, кто живет в морях и океанах. Дети проявляют желание помочь Кеше. 2. Анализ проблемы. Беседы «Знаешь ли ты морских обитателей?», « Все о ракушках», « Все о морских растениях» Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы можем это все узнать? 3. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы. 4. Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта. Чтение энциклопедической литературы о рыбах подводного мира; Чтение: С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению». Разучивание стихов, загадок о рыбах. 5. Обогащение ИКТ – среды. Мультимедийные презентации «Мир глубин морей» «Обитатели морей и океанов» «Подводный мир» «Коралловые рифы» 6. Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок. подвижные игры «Караси и щука», «Ручеек» игра-моделирование «Мы — капельки», «Море волнуется» дидактические игры «Где, чей дом», «Узнай рыбу по описанию», «Чей хвост (туловище, голова)», «Как появляется рыбка» 7. Свободная деятельность детей вне занятий (обводили трафареты и раскрашивали самостоятельно). | Заинтересовать детей данной темой. Мотивировать дальнейшее стремление как можно больше узнать о подводном мире. Выявить у детей знания о подводном мире. Учить ставить проблемные вопросы. Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, стремление к информационному поиску и обогащению своих знаний. | Дети с радостью отправились в путешествие на «подводной лодке». Узнали, кто живет на поверхности моря и в его глубинах. Слепили красивых морских звезд и рыб в мастерской океана. Было выявлено, что дети знают только самых популярных морских животных и рыб (кит, дельфин, акула, морская звезда). Задача воспитателя, как можно больше и интересней рассказать о других необычных обитателей морей и океанов (Морской огурец, медуза португальский кораблик, рыба –еж, рыба – хирург и т.д.) Дети принесли из дома свои энциклопедии и журналы. Мы оформили папку -передвижку. Каждый ребенок выбрал морское животное, о котором он будет рассказывать. Мы совместно с родителями нашли небольшие рассказы о них. |
2 этап. Реализация проекта. | ||
Организованная форма деятельности. 1. НОД «Путешествие в подводный мир» 2. Наблюдение:«Кто живет в нашем аквариуме» «Как рыбы плавают и отдыхают» «Наведи порядок в аквариуме» Проведение экспериментально-исследовательской деятельности. «Как сделать морскую воду» «Соль – это кристаллы» 3. Просмотр мультимедийной презентации «Кораллы животные или растения?» Проведение опыта «Выращивание кораллов путем кристаллизации соли» Художественно-эстетическая деятельность: • Рисование: «Волшебное царство золотой рыбки» нетрадиционная техника рисования по мокрому листу • Лепка: Пластилинография «Коралловые фантазии» Аппликация: «Рыбки в аквариуме» Композиция морского дна Взаимодействие с родителями: Изучение энциклопедий. Беседа с детьми о подводном мире. | Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания; учить образовывать притяжательные прилагательные. Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях. закрепить знания детей о жизнедеятельности рыб и черепах; учить детей выделять признаки сходства и различия; укрепить желание ухаживать за обитателями аквариума Развивать познавательный интерес, умение делать выводы, заключения | Дети узнали о таких морских обитателях как: рыба клоун, раба – еж, разновидностях акулы (китовая, белая, молот) и кита (усатые, зубатые). Также узнали о растительном мире океанов и морей (ламинария, фитопланктон, морской латук, фукус и т.д.) В результате наблюдений и опытов дети узнали о жизни обитателей аквариумов, чем морская вода отличается от пресной, в какой воде легче плавать, а в какой нырять. Узнали, что соль, как и снежинки, имеют кристаллическую форму. Рассмотрели кристаллы соли через лупу. Дети с огромным интересом приступили к опыту. Сначала сделали морскую воду, затем на небольшой кусочек проволоки обмотали ниткой и опустили воду. В процессе испарения воды на проволоке «росли» кристаллы. Воспитатели, дети. |
3 этап. Презентация проекта. | ||
Художественная выставка по проекту «Подводный мир»; Совместная композиция «Удивительные морские глубины»; Рассказы детей о морских животных; Создание макета «морское дно»; Изготовление коллективной работы «рыбки в аквариуме» | ||
4 этап. Анализ деятельности. | ||
В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информации. Смогли реализовать свои творческие способности. |