Проект урока по теме «Изменение имён прилагательных по падежам»
Выполнил: учитель начальных классов
МАОУ «Школа№59» Автозаводского района
Красникова Татьяна Михайловна
Квалификационная категория первая
Н.Новгород
2019
Проект урока
Структура
Русский язык
УМК «Школа России»
Тема урока: «Изменение имен прилагательных по падежам», 3 класс
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока :
повысить уровень знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное»;
обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма определения падежей имен прилагательных;
развивать умение определять падеж и другие грамматические признаки имен прилагательных;
способствовать формированию у обучающихся способности логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли;
развивать умение соблюдать литературные нормы при употреблении имен прилагательных
2
Ожидаемые результаты
Предметные :
овладеть умением согласовать имя прилагательное с именем существительным;
применять алгоритм определения падежа у имени прилагательного;
изменять имена прилагательные по падежам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике;
планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться найти способ их преодоления.
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.
Личностные :
проявлять интерес к предмету;
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
испытывать потребность к расширению знаний;
проявлять уважительное отношение к чужому мнению.
Оборудование урока:
учебник
презентация
карточки
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения новой темы
В области морфологии:
знают грамматические признаки имен существительных и имен прилагательных;
умеют изменять имя существительное по падежам
В области фонетики и графики:
умеют различать звуки и буквы, объяснять их несовпадение
В области орфографии
умеют разграничивать орфограммы на изученные неизученные правила
План и хронометраж урока
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
1. | Организационный | 1 мин |
2. | Мотивация к учебной деятельности | 3 мин |
3. | Актуализация знаний. | 5 мин |
4. | Работа по теме урока: а) создание проблемной ситуации; б) построение проекта выхода из проблемной ситуации. | 12 мин |
5. | Первичное закрепление. | 8 мин |
6. | Физкультминутка. | 2 мин |
7. | Самостоятельная работа | 6 мин |
8. | Вторичное закрепление. | 4 мин |
9. | Рефлексия учебной деятельности. | 2 мин |
10. | Домашнее задание . | 2 мин |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теореттческое основание |
1.Организационный момент | Приветствие учителя. Открываем тетради. Подписываем число, классная работа. | Проверяют готовность к уроку. Следят за осанкой, занимают рабочее положение за партами. Выполняют действия под руководством учителя. | Личностные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу, выполнять правила поведения на уроке. |
2.Мотивация к учебной деятельности. | Ребята, к вам приехал друг из другого города. Познакомьте его с нашим городом. Расскажите , какой он? (слайд 2) - Ребята, слова какой части речи вы использовали в своих ответах? - Именно эту часть речи , мы будем с вами изучать сегодня. - Для чего употребляются имена прилагательные? -Очевидно, что при составлении интересных, захватывающих рассказов без прилагательных не обойтись. | Обращают внимание на слайд, вступают в диалог сучителем. Предполагаемые ответы:красивый, любимый, интересный, старинный и т.д. Предполагаемый ответ: имя прилагательное. Предполагаемый ответ: они делают нашу речь более выразительной, красочной, яркой, помогают описывать предметы. | Метапредметные: Регулятивные УУД:высказывать свое мнение на основе работы с материалом. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы учителя используя жизненный опыт и информаци. |
3.Актуализация знаний | -Чем отличаются данные имена прилагательные? (слайд 3) - Значит они изменяются по … - Вспомните, как еще изменяются имена прилагательные? Составьте словосочетание с данными именами прилагательными. весенний … весенняя … весеннее … -Почему вы использовали имена существительные ? - Как согласуется имя прилагательное с именем существительным? - О чем вам говорит эта схема? (слайд 4) - Что же мы должны выяснить на уроке? | Используют имеющие знания. Предполагаемый ответ: они стоят в мужском, женском и среднем роде. Они изменяются по родам. По числам. Предполагаемый ответ: потому что имя прилагательное связано с именем существительным, согласуется с ним. Предполагаемый ответ: в роде и числе. Предполагаемый ответ: имена прилагательные еще как-то изменяются. Предполагаемый ответ: как еще изменяются имена прилагательные? | Предметные результаты: умение выявлять принадлежность слова к части речи по его морфологическим признакам. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний. Предметные УУД: умение согласовывать имя прилагательное с именем существительным. Познавательные УУД: Логические: выдвижение гипотезы. Общеучебные: умение понимать информаю представленную в схеме. |
4. Работа по теме урока: а)создание проблемной ситуации) | В нашем городе много красивых, интересных мест. А есть у нас места, где можно отлично провести время всей семьей? - Вы узнали , что это за место? (слайд 5) - Я предлагаю вам поработать в парах и подготовить небольшое сообщение об Автозаводском парке. - Возьмите желтые карточки, прочитайте текст, догадайтесь какое задание вам необходимо выполнить? - А что вам дано в помощь? Автозаводский парк – один из самых больших и популярных парков Нижнего Новгорода. Приятно пройтись по … аллее, постоять под …дубом. Здесь можно послушать …музыку …оркестра и с сфотографироваться на … мостике. Слова для справок : липовая, могучий, живая, духовой, маленький. - Нужно ли изменять форму слова? - Что у вас получилось? Прочитайте. Проверьте себя. Исправьте, если ошиблись.(слайд 6) - С какими трудностями столкнулись при выполнении этого задания? - Не переживайте, если не удалось выполнить это задание без ошибок. | Предполагаемый ответ : да. Рассматривают слайд. Предполагаемый ответ: Автозаводский парк. Работают в парах. Формулируют задание. Предполагаемый ответ: вставить пропущенные слова. Вставляют пропущенные слова, используя слова для справок. Зачитывают полученный текст , сверяют его с доской, исправляют ошибки. Предполагаемый ответ: изменяли окончания прилагательных для связи слов в предложении. | Предметные УУД: умение согласововать имя прилагательное с именем существительным. Регулятивные УУД: планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в парах Личностные УУД: осознавать роль языка и речи в жизни людей |
б) построение проекта выхода из проблемной ситуации. | - Вы изменяли окончания имен прилагательных. Форма рода и числа имен прилагательных при этом не изменялась. Тогда что менялось? - К какому открытию вы пришли? -Отлично, теперь вы можете назвать тему нашего урока? - Какие цели поставим перед собой? -Назовите словосочетания имен прилагательных во 2-ом предложении. - Определите падеж имени существительного в словосочетании «по липовой аллее» . Как это сделать? - Догадайтесь, что можно сказать о падеже прилагательного «липовый»? - Обозначьте падеж имени существительного и прилагательного по образцу: (слайд 7) -Запишите второе словосочетание из этого предложения. Определите падеж имени прилагательного.(под могучим дубом) - Какой вывод можно сделать? -Ребята, а какое словарное слово встретилось вам в этом тексте? -Написание каких букв в этом слове надо запомнить? -Рассмотрите рисунок, на котором художник изобразил аллею.(слайд 8) Вы видите на рисунке буквы а и буквы лл. Я надеюсь, этот рисунок поможет вам никогда не ошибаться при написании этого слова. Уверена, теперь сможете запоминать написание словарных слов при помощи рисунков. - Вы молодцы, как вы думаете, понравилось вашему другу в Автозаводском парке? - Найдите на парте карточку зеленого цвета. Давайте составим последовательность действий для того , чтобы правильно определять падеж имен прилагательных. Прикрепите подходящие стикеры вместо пропущенных слов. ( На стикерах слова: существительное, падеж, существительного). - Что у вас получилось? Сверьте ваш алгоритм с изображением на экране. В случае ошибки – исправьте.(слайд 9) (алгоритм записывается учителем на классной доске) - Пусть составленный алгоритм станет вашим помощником. | Предполагаемый ответ: падеж имени прилагательного. Предполагаемый ответ: имена прилагательные изменяются по падежам. Предполагаемый ответ: изменение имен прилагательных по падежам. Предполагаемый ответ: научиться определять падеж имен прилагательных, узнать как изменяются имена прилагательные по падежам, научиться склонять (изменять по падежам) имена прилагательные. Предполагаемый ответ: по липовой аллее, под могучим дубом. Предполагаемый ответ: задаем вопрос от глагола «пройтись», пройтись (по чему?) по аллее. Дательный падеж. Предполагаемый ответ: он такой же, как и связанного с ним имени существительного «аллее», дательный. Записывают словосочетание, обозначают падеж. Один ученик это сделает у доски. Записывает и определяет падежную форму имени прилагательного. Остальные обучающиеся работают в тетрадях. Формулируют вывод: имя прилагательное стоит в том же падеже , что и имя существительное, к которому относится имя прилагательное. Предполагаемый ответ: аллея. Предполагаемый ответ: а, лл. Читают лексическое значение слова. Работают с карточками индивидуально. Приклеивают стикеры вместо пропусков . Составляют алгоритм определения падежа имени прилагательного. Сверяют полученный алгоритм с эталоном на экране. | Метапредметные: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; высказывать свое мнение на основе работы с материалом. Познавательные УУД:умение понимать информацию, представленную в схеме. Познавательные УУД:находить ответы на вопросы, используя информацию полученную на уроке. Предметные УУД: умение обнаруживать орфограммы. Предметные УУД: составление алгоритма определения падежа имени прилагательного. Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться найти способы их преодоления. |
5. Первичное закрепление. | Интерактивное задание (слайд 10) Давайте продолжим знакомить вашего друга с Нижним Новгородом. Прошу одного из вас выйти к доске. - Ты узнаешь это место? Устно составь предложение с этим словосочетанием. А какие животные там содержатся? Используй в своем ответе имена прилагательные . Определи падеж имени прилагательного в данном словосочетании. Ты можешь использовать составленный нами алгоритм. - Спасибо за интересную информации. Молодцы. | Один ученик выходит к доске , составляет предложение со словосочетанием «в нижегородском зоопарке». Ученик определяет падеж имени прилагательного по алгоритму. Выполнивший задание ученик вызывает к доске следующего обучающего | Метапредметные : Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, использовать свой жизненный опыт и информацию. Личностные УУД:осознавать ответственность за выполнение работы. Предметные УУД: применять алгоритм определения падежа у имени прилагательного. |
6. Физкультминутка. | Мы по Нижнему шагаем И зарядку начинаем. На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся, Повернемся влево, вправо- Это легкая забава. Руки в стороны потянем И на место снова сядем. | Выполняют движения. | |
7. Самостоятельная работа. | -Теперь поработаем с учебником. Откройте его на странице 82. В течение одной минуты внимательно рассмотрите таблицу и подумайте, какую помощь она может оказать. - Как вы думаете, почему словосочетания распределены в 3 столбика? | Рассматривают и изучают таблицу. Предполагаемые ответы: склонять имена прилагательные, правильно писать окончания имен прилагательных, определять падеж имен прилагательных по вопросу и окончанию. Предполагаемый ответ: имена прилагательные мужского, среднего и женского рода склоняются по-разному. | Познавательные УУД: умение понимать информацию, представленную в таблице. Предметные УУД: изменять имена прилагательные по падежам. Регулятивные УУД:высказывать свое мнение на основе работы с материалом. |
8. Вторичное закрепление. | (слайд 11) Посмотрите , что изображено на экране? - Да, это герб Нижегородской области. Олень является символом величия, мудрости, благородства и справедливости. Я прошу вас одного выйти к доске и выполнить задание. Просклонять имя прилагательное благородный в словосочетании благородный олень, правильно подставляя вопросы и форму имени прилагательного в каждом падеже. В помощь можно взять учебник и пользоваться таблицей. Работа с учебником. - А пока ученик работает у доски, мы с вами поработаем вместе по учебнику. Прочитайте задание на с.83, упражнение 144. - Устно просклоняйте одно из данных имен прилагательных вместе с именем существительным. (Лесной дом, лесная ягода, лесное озеро, морской берег, морская волна, морское дно). Учитель проверяет , как выполнено задание у доски. | Предполагаемый ответ: герб Нижегородской области. Вызванный ученик работает у доски самостоятельно. Работают фронтально. Склоняют на выбор одно из словосочетаний. Обучающие класса помогают проверить выполненное задание у доски. | Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Предметные УУД: использовать таблицу учебника при изменении имен прилагательных по падежам. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: планировать , координировать , контролировать и оценивать свою деятельность. Личностные УУД: осознавать ответственность за выполнение работы. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | - Наше занятие подходит к концу. Благодаря вам, ваш друг узнал много интересного о нашем городе. - А какие открытия вы сегодня сделали на уроке? - Какие цели мы ставили перед собой? - Сумели ли мы их достичь? - Мне очень понравилось с вами сегодня работать. Вы не только получили новые знания об имени прилагательном, но и «провели экскурсию» по Нижнему Новгороду. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют учебную деятельность. Предполагаемые ответы: имена прилагательные изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного можно определить по связанному с ним имени существительному. Предполагаемые ответы: научиться определять падеж имен прилагательных, научиться склонять (изменять по падежам имена прилагательные). | Регулятивные УУД: принимать и удерживать учебную задачу- развить умение определять падеж и другие грамматические признаки имен прилагательных. Личностные УУД: чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
10. Домашнее задание. | -Откройте дневники и запишите домашнее задание. Кто хочет выполнить чуть сложное , то записывает с.84,упр. 145. Если вы выбираете полегче – с.84, упр. 146) Задание записывается учителем на доске. | Записывают домашнее задание, выбрав уровень сложности. | Регулятивные УУД. |
Литература
Дидактический материал (упражнения) под редакцией Комиссаровой Л.Ю., Издательство «БАЛАСС», 2014г.
Русский язык (учебник) под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.,
Издательство «Прсвещение», 2016 г.
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС под ред. Деменевой Н.Н., Издательство «АРКТИ»,2014г.
Формирование лингвистических понятий у младших школьников под редакцией Яшиной Н.Ю., Нижегородский гуманитарный центр, 2007 г.