Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по дисциплины Основы финансовой грамотности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования Ставропольского края

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»

Колледж НГГТИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.04 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

наименование учебной дисциплины

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

уровень основной профессиональной образовательной программы

19.02.10 Технология продукции общественного питания

код, наименование специальности

очная

форма обучения

базовый

уровень программы подготовки ППССЗ

технолог

наименование квалификации

3 года 10 месяцев

срок получения СПО по ППССЗ (на базе основного общего образования)

Учебный план 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

3

2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины

4

3. условия реализации УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ относится к общему гуманитарному и социально-экономическому учебному циклу раздела профессиональной подготовки.

1.3.Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ студент должен знать/понимать:

- экономические явления и процессы общественной жизни.

- структуру семейного бюджета и экономику семьи.

- депозит и кредит. Накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане.

- расчетно–кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания.

- пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений.

- виды ценных бумаг.

- сферы применения различных форм денег.

- основные элементы банковской системы.

- виды платежных средств.

- страхование и его виды.

- налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация).

- правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг.

- признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

В результате изучения учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ студент должен уметь:

- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

- определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;

- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом.

- применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности;

- применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита.

- определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию.

- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

1.4. Перечень общих и профессиональных компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

лекционные занятия

24

практические занятия

20

лабораторные работы (не предусмотрено)

-

курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося

22

Промежуточная аттестация в форме зачета во 2 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Лекции, уроки

Пр. занятия, семинары

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

РАЗДЕЛ 1. Личное финансовое планирование

22

Тема 1.1. Финансовая грамотность

Содержание учебного материала

Разумное накопление и трата собственных денег. Как заработать на собственных сбережениях.

1

Практическое занятие:

Решение задач

1

Тема 1.2. Семейный бюджет

Содержание учебного материала

Перечень доходов и расходов семьи. Финансовое здоровье семьи. Планирование доходов и расходов на будущее. Контроль движения денежных средств. И минимизирование спонтанных покупок. Достижение финансовой цели.

2

Практическое занятие

Расчет и анализ семейного бюджета

2

Самостоятельная работа

Дополнительные источники дохода

2

Тема 1.3.

Экономия ресурсов планеты

Содержание учебного материала

Природные ресурсы и их классификация. Тарифы ЖКХ. Отходы семьи.

2

Тема 1.4.

Разумные покупки товаров и услуг.

Содержание учебного материала

Состав списка покупок. Сезонные распродажи. Покупка подарков. Рекламные ловушки.

1

Практическое занятие

Составить список разумных покупок.

1

Самостоятельная работа

Примеры маркетологов. Реклама.

2

Тема 1.5.

Откладывать средства или тратить сразу.

Содержание учебного материала

Определение понятия накопление. Мечта или финансовая цель. Разработка плана достижения цели.

1

Практическое занятие

Решение задач

1

Тема 1.6.

Мошенничество. Защита денег.

Содержание учебного материала

Банковская карта. Мобильный банк. ПИН-код. Мошеннические схемы обмана граждан.

1

Практическое занятие

Практические советы и рекомендации защиты денег.

1

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение. Самые распространённые схемы мошенничества.

2

Итого по разделу 1

8

6

6

РАЗДЕЛ2. Основы банковской системы

18

Тема 2.1.

Банк и банковские депозиты

Содержание учебного материала

Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции. Банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

2

Практическое занятие

Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий

2

Самостоятельная работа

Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».

2

Тема 2.2.

Кредиты, виды банковских кредитов

для физических лиц.

Содержание учебного материала

Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

2

Практическое занятие

«Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».

2

Самостоятельная работа

Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности

2

Тема 2.3.

Расчетно-кассовые операции

Содержание учебного материала

Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.

2

Практическое занятие

Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты

2

Самостоятельная работа

Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом

2

Итого по разделу 2

6

6

6

РАЗДЕЛ 3. Различные источники доходов

16

Тема 3.1. Что такое инвестиции

Содержание учебного материала

Способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками? Диверсификация активов как способ снижения рисков

2

Практические занятия

Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации

2

Самостоятельная работа

Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска». Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».

2

Тема 3.2. Пенсионная система РФ

Содержание учебного материала

Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

2

Самостоятельна работа

Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».

2

Тема 3.3. Налоги. Налоговые льготы и вычеты.

Содержание учебного материала

Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

2

Практическое занятие

Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.

2

Самостоятельная работа

Оптимизация личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;

2

Всего по разделу 3

6

4

6

РАЗДЕЛ 4 Страхование и финансовое мошенничество

10

Тема 4.1 Страховые услуги

Содержание учебного материала

Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования. Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц.

2

Практическое занятие

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;

2

Самостоятельная работа

Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для

заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя

2

Тема 4.2. Пирамиды и финансовое мошенничество

Содержание учебного материала

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.

2

Самостоятельная работа

Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

2

Всего по разделу 4

4

2

4

Итоговое занятие: зачет

Проверочная работа

2

-

2

-

Всего по дисциплине

24

20

22

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия специализированного кабинета «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»:

Оборудование кабинета «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»:

Стол однотумбовый канцелярский для преподавателя – 1 шт., стул мягкий офисный – 1 шт.;

автоматизированное рабочее место преподавателя 1 шт (ноутбук – 1 шт.);

лицензионное программное обеспечение:

- Microsoft Windows XP Professional;

- Microsoft Office Профессиональный плюс 2007;

ESET Endpoint Antivirus.

Windows ХР Номе.

комплект учебной мебели – столы ученические - 15 шт., стулья - 30 шт.

доска учебная

ЖК телевизор с пультом и с разъемом USB

сборник законов и кодексов РФ;

комплект учебно-методической документации;

комплект учебно-наглядных пособий;

инструктивный материал, бланковый материал;

дидактические и раздаточные материалы,

комплект дифференцированных заданий по основным разделам программы для организации фронтальной и индивидуальной работы обучающихся;

комплект тестов для входного, промежуточного, текущего и итогового контроля и самоконтроля профессиональных компетенций;

набор цифровых образовательных ресурсов по основным разделам программы (презентации, иллюстрации, таблицы, схемы, видеоматериалы);

обучающие видеофильмы;

.

3.2. Информационное обеспечение образовательного процесса

Основная литература:

Турчаева, И.Н. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Турчаева, В.А. Матчинов. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2018. – 248 c. – 978-5-4487-0319-5. – Режим доступа:

Носова С.С. Основы экономики : [Электронный ресурс]: учебник /— Москва : КноРус, 2017. — 312 с. — СПО. — ISBN 978-5-406-05886-2. Режим доступа:

Дополнительная литература:

Финансовое право [Текст]: учеб. для сред. проф. образования / В.А. Мальцев. – 8-е изд., перераб. – М.: Академия, 2016. – 304 с.

Финансовое право [Текст]: учеб. для сред. проф. образования / под ред. Е.А. Ашмаровой; авт.-сост. Е.В. Терехова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 441 с.

Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учеб. для сред. проф. образования / И.И. Глотова, Е.П. Томилина [и др.]. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 377 с.

Чеберко, Е.Ф. Предпринимательская деятельность [Текст]: учеб. и практикум для сред проф. образования / Е.Ф. Чеберко. – М. : Юрайт-М, 2017. – 219 с. 

Интернет ресурсы:

– Все о финансах. Просто, доступно, удобно.

– образовательный портал по финансовой грамотности.

3.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация ППССЗ обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

4. Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины

Формы, методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся сформированность общих и профессиональных компетенций.

Результаты

(освоенные общие и профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

1

2

3

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

демонстрация интереса к будущей профессии

наблюдение за выполнением практических работ, проверочных работ, участием во внеучебной деятельности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области финансовой грамотности

оценка эффективности и качества выполнения;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области финансовой грамотности

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

оперативность поиска и результативность использования информации, необходимой для эффективного решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая Интернет-ресурсы

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

взаимодействие с работодателями, со студентами, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

четкое выполнение обязанностей при работе в команде и/или выполнении задания в группе; соблюдение норм профессиональной этики при работе в команде; построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

организация самостоятельных занятий при изучении дисциплины

ОК 1,2,3,4,5,6,8

Зачет

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области