Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»."

Цель проекта Развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста через экспериментирование. Задачи проекта 1. Развивать познавательный интерес и активность детей через экспериментирование 2. Формировать практические умения детей 3. Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно- пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности 4. Повышать компетентность родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи по формированию познавательного интереса 5. Внедрять и развивать проектную деятельности в ДОУ 6. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки. 7. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов. 8. Развитие у детей познавательных способностей 9. развитие мыслительных способностей анализ, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, формулировать выводы, отстаивать свое мнение, обобщать результаты, классификация, сравнение, обобщение.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБДОУ «Детский сад №24» г. Чебоксары

Проект

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование».

Разработала

Воспитатель Петрова М.В.

Чебоксары-2016

Паспорт проекта:

Наименование проекта: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование».

Цель проекта :

Развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта

1. Развивать познавательный интерес и активность детей через экспериментирование;

2. Формировать практические умения детей;

3. Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно- пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности;

4. Повышать компетентность родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи по формированию познавательного интереса;

5. Внедрять и развивать проектную деятельности в ДОУ;

6. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

7. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

8. Развитие у детей познавательных способностей:

9. развитие мыслительных способностей анализ, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, формулировать выводы, отстаивать свое мнение, обобщать результаты, классификация, сравнение, обобщение.

Этапы реализации проекта

1.Начальный этап

2.Основной

3.Конечный

Сроки выполнения проекта: долгосрочный – с сентября 2016 по май 2016

Содержание проекта

Актуальность проблемы

Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитатели должны делать больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”

Сегодня нашему обществу нужны люди самостоятельные, творческие, интеллектуальные, способные оригинально мыслить и принимать нестандартные решения. Помочь в формировании такой личности поможет экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения сведены к минимуму. Во время экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая со временем заметно растет. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, обогащения речи, развития уверенности в себе и коммуникабельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Предполагаемые результаты:

1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

2. Умение использовать разные способы и приемы познания.

3. Интерес к экспериментированию у детей.

4. Готовность к логическому познанию.

5.Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

6.Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

7.Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

Конечный результат

1. Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

2.Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

3. Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми)

Этапы проекта

I. Подготовительный этап.

1.Изучение методической литературы, подбор литературы.

2.Постановка проблемы, определение цели, задач проекта.

3. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.

4. Создание условий для детского экспериментирования  (оснащение детской лаборатории (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

5. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

6. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

7. Проведение ежедневных бесед о неживой природе.

8. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.

9.Анкетирование родителей по данной проблеме.

10.. Консультация родителей

11.Побуждать родителей использовать при работе с детьми такой метод как экспериментирование.

 12.Анкетирование родителей по данной проблеме.

13.Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов

II. Основной этап

Работа с детьми

Формы работы

Содержание работы

Задачи

Сроки

Опытно исследовательская деятельность

1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Октябрь

Опытно исследовательская деятельность

2. Почему всё звучит?

3. Прозрачная вода.

выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус).

Опытно исследовательская деятельность

1. Какие предметы могут плавать?

дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Ноябрь

Опытно исследовательская деятельность

2. Делаем мыльные пузыри.

познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку

3. Подушка из пены.

развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).

Опытно исследовательская деятельность

1.Воздух повсюду.

: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Декабрь

2. Каждому камешку свой домик.

классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности(гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Опытно исследовательская деятельность

3.Можно ли менять форму камня и глины.

выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

1. Свет повсюду

показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча).

Январь

Опытно исследовательская деятельность

2.Замёрзшая вода.

.

выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3. Тающий лёд.

определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

Опытно исследовательская деятельность

1. Разноцветные шарики.

получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой

Февраль

2.Замёрзшая вода.

выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Опытно исследовательская деятельность

3. Таинственные картинки.

показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

1. Всё увидим, всё узнаем.

познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

Март

Опытно исследовательская деятельность

2Песочная страна.

выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

3. Где вода?

выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Опытно исследовательская деятельность

1. «Угадайка»

показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Апрель

Опытно исследовательская деятельность

2. Ловись, рыбка, и мала, и велика.

выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

3. Фокусы с магнитом

выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Опытно исследовательская деятельность

1. Что растворяется в воде?

показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Май

Опытно исследовательская деятельность

2.Волшебное сито.

познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Опытно исследовательская деятельность

3.Игры с песком.

закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

III этап. Заключительный

1.Итоговая НОД

2.Презентация проекта в ДОУ

3. Творческая презентация с участием детей: «Экспериментируем дома»

4. Составление проектной папки

Материальное обеспечение проекта

Внешние ресурсы

Территория детского сада

Внутренние ресурсы

1.Материально-технические ресурсы ДОУ;

2.Приборы-помощники: увеличительные стекла, компас, разнообразные магниты, бинокль

3.Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, песок. Птичьи перышки, ракушки, шишки, кусочки коры, листья деревьев, пух. Мох, семена растений. Шерсть

4.Бросовый материал(кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, и др.)

5. технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

6.Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.)

7. Красители безопасные : ягодный сироп, акварельные краски и др.

8. медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы, марля, мерные ложки, резиновые груши

9.Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, линейки, сито, металлические шарики, таз, сетка-авоська, спички, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинка для коктейля.

10.Игровое оборудование: игры на магнитной основе «рыбалка», теневой театр, ванна для игр с водой и песком.

Список используемой литературы:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г

2. Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска».

Москва Творческий Центр, 2005г

3. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой».

Москва Педагогическое общество России, 2005г

4. Парамонова Л. М. «Что плавает? Что тонет?»

Чебоксары 1997г

5.М.П.Костюченко. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет.-Изд.2-е прераб.-Волгоград: Учитель.-188с.

Работа в уголке экспериментирования в средней группе ДОУ началась с обзорной экскурсии, во время которой дети познакомились с хозяином уголка – дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывал детям забавные опыты. Кроме дедушки Зная к детям «заходил» его внук Почемучка, Капелька, галчонок Любознайка и другие известные детям персонажи

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Поэтому в группе оформила уголок экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:

• Песок и вода.

• Звук.

• Магниты.

• Бумага.

• Стекло.

• Резина.

Для активизации детской исследовательской деятельности я использую разнообразноеоборудование:

— разнообразные емкости; — шприцы, трубочки — увеличительные стекла, лупы; — измерительные приборы; — компас, бинокль; — губка, пенопласт, поролон, и т. д.

Опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи. И я решила провести анкетирование родителей. Целью которой было: выявить отношение родителей кэкспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком. По результатам анкетирования оформила: письменные консультации и ширмы-передвижки, провела родительское собрание. Одна из форм работы с родителями вечер ответов и вопросов.

А также вместе с родителями собираем познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум, «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин, «Что такое, Кто такой» (А. Г. Алексин и др., стихи, пословицы, загадки и т. д. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где есть картины, иллюстрации, познавательные игры.

Каждый год в детском саду проводится выставка поделок из природного материала по теме: «Природа, творчество и фантазия». Родители вместе с детьми принимают активное участие. Природный материал для изготовления поделок, заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, камушки и др. Процесс изготовления поделок является? положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает творческую активность?

За основу в своей работе я взяла программу Тугушевой Г. П Чистяковой А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Разработала перспективный план по экпериментальной  деятельности, с целью развития поисково- познавательной активности о неживой природе (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.).

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть

По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:" сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.

Каждую неделю мы посвящаем определенной познавательной теме:

«Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др. Изучая новую тему, используем определенную структуру:

• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• проверка гипотез;

• подведение итогов, вывод;

• фиксация результатов;

Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный момент (почему так);

• ситуация выбора.

В целях мониторинга эффективности разработанной системы, провела диагностику с детьми и опрос среди родителей по развитию познавательной активности в процессеэкспериментальной деятельности.

Заключительная часть

Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Список используемой литературы:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г

2. Смирнова В. В. Балуева Н. И. Парфенрва Г. М. «Тропинка в природу».

Санкт-Петербург Издательство СОЮЗ, 2001г

3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва АРКТИ,2003г

4. Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска».

Москва Творческий Центр, 2005г

5. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой».

Москва Педагогическое общество России, 2005г

6. Парамонова Л. М. «Что плавает? Что тонет?»

Чебоксары 1997г

7. Л. В. Ковинко «Секреты природы – это так интересно»

8. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей.

/ Дошкольное воспитание. N 1, 2005г.

9. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших

дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

10. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом.»

Москва Творческий Центр, 2004

ide]

Этапы реализации проекта.

Формы

работы

Содержание

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

1 этап - подготовительный

Опытно-исследовательская

деятельность

Дидактические игры

Художественная литература

Художественно-продуктивная деятельность

1.Диагностика детей по экологическому воспитанию.

2.Наблюдение за цветами на клумбе, рассматривание семян различных растений

3.Проведение дидактических игр «Угадай растение по описанию», «Найди садовый цветок», «Что лишнее»

4.Загадки о растениях

5.Разучивание стихов о цветах

6. Придумывание рассказов, сказок о любимых цветах.

7.Чтение художественной . литературы. Б. Житков «Цветок», С. Вангели «Подснежники»

8.Аппликация «Цветок своими руками»

9.Рисование «Цветы в моем саду»

10. Конструирование из бумаги «Тюльпан»

1.Информация для родителей «Удивительное о цветах», «Первоцветы»

3.Консультация для родителей «Чистота вокруг нас »

4.Акция «Семена для оригинального цветника»

5.Помощь в выращивании рассады

6.Консультация «Формирование у дошкольников экологической культуры»

7.Выставка детских работ.

1.Знакомство с проектом.

2.Работа творческой группы: разработка проекта, составление дизайна клумб,

разработка плана-реализации мероприятий

3.Обзор дидактических . игр по экологическому воспитанию детей в группах.

4.Конкурс схем- цветников «Самая оригинальная клумба»

5. Обзор книжно-иллюстративной выставки цветов в педагогическом кабинете

Сентябрь-декабрь

2 этап - основной

Формы

работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сроки

Специально-организованная деятельность

Трудовая деятельность

Дидактические и развивающие игры

Подвижные . игры

Художественно-продуктивная деятельность

Художественная литература

1.Организованная деятельность «Первоцветы», «Многообразие цветов», «Что нужно знать об уходе за растениями».

2.Практическая деятельность в уголке природы по уходу за комнатными растениями

.Ухаживание за растениями на клумбе (рыхление, полив, подкормка, прополка)

3.Дид. игры «Угадай, где растет», «Цветы садовые, полевые, лесные»

4.Подв. игры «Я садовником родился»

5.Экскурсия на цветники (наблюдение)

7.Дид. игра «Угадай цветок», «Четвертый лишний»

8.Выставка рисунков «Мой любимый цветок»

9. Чтение литературы: Е Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка». З.Александрова «Анютины глазки»

5.Экскурсия на цветники(наблюдение

1.Ознакомление родителей с результатами диагностики.

2.Опрос- анкетирование «Какой вы видите нашу клумбу?».

4.Участие родителей в оформлении клумбы

5. Целевая прогулка совместно с детьми на цветники

детского сада.

6.Помощь в уходе за клумбами

7.Фотовыставка «В мире цветов»

8. Выставка детских работ «Мой любимый цветок»

9.Интеллектуальная викторина между родителями и детьми «Что мы знаем о цветах»

1.Методическая помощь в подготовке к занятиям по экологическому воспитанию.

2.Участие в работе по оформлению клумб на территории ДОУ.

3.Акция «Продли жизнь цветку»

4.Консультация «Роль игры в нравственном воспитании дошкольников »

5.Уход за цветниками

6. Выпуск фотогазеты «В стране цветов»

Январь- июль

3 этап - заключительный

Формы

работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Беседы

Художественно-продуктивная деятельность

Практическая деятельность

Художественно-продуктивная деятельность

1.Беседа «Что изменилось на клумбах».

2.Конкурс рисунков «Мое лето»

3.Сбор семян, изготовление гербариев

4.Выставка поделок «Цветочная мозаика»

1.Анкетирование родителей по результатам проекта.

2.Отчет о работе по проекту

3Привлечение родителей к обогащению видового разнообразия комнатных растений в уголке природы

1.Выставка композиций из цветов «Осенний букет»

2.Отчет о работе по проекту

3.Справка по результатам конкурса «Самая оригинальная клумба»

Август-сентябрь

Практическая деятельность

Отчет-презентация о ходе выполнения проекта «В мире цветов»

СОДЕРЖАНИЕ

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА…. …. 8

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…. …8

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ…. 14

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ….…. 14

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…. 15

РЕСУРСЫ (БЮДЖЕТ ПРОЕКТА…. 16

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПРОЕКТА…. …18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ….20

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев

Сегодня нашему обществу нужны люди самостоятельные, творческие, интеллектуальные, способные оригинально мыслить и принимать нестандартные решения. Помочь в формировании такой личности поможет экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения сведены к минимуму. Во время экспериментированиязадействованы все органы чувств ребенка. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая со временем заметно растет. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, обогащения речи, развития уверенности в себе и коммуникабельности. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Целью данного проекта является: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Данный проект необходим для детей с целью приобретения новых знаний и умений; для педагогов нашего ДОУ с целью повышения педагогического мастерства; родителям воспитанников с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.

В результате реализации проекта у детей сформируется более высокий уровеньпознавательного развития, творческих способностей, практических навыков и умений. Сформируется уверенность в своих действиях, дети научатся проявлять активность и любознательность.

Педагоги освоят основные виды экспериментирования с детьми, повысят свой профессионализм.

Объединение семьи и ДОУ по намеченной тематике.

Проект реализовывается через вовлечение родителей и их детей в проектнуюдеятельность по намеченной теме: развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Выполняется проект автором (воспитатель, детьми и родителями группы "Лягушата".

В проект вовлечены дети и воспитатели других групп. Всего в проекте вовлечены около 40-ка воспитанников ДОУ.

Предоставляемый проект реализуется в МКДОУ д/с "Красная шапочка", Новосибирская область, Искитимский район, р п Линево. Его реализация рассчитана на 2 года. с сентября 2014 г. по май 2016 г.

Общая стоимость проекта - 11.789 рублей.

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Искитимского района Новосибирской области детский сад комбинированного вида "Красная шапочка" р п Линево.

Заведующий: Мельникова Галина Владимировна.

Год основания учреждения: 1984г.

Местонахождения учреждения: 4 - микрорайон, дом 15, р. п. Линево. Искитимский район, Новосибирская область.

Для всех детей нашего ДОУ, созданы благоприятные условия для развития как общих, так и специальных способностей. Предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей, интересов детей, имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменениям, корректировке, развитию и проектируется в соответствии с программными требованиями. Свободная деятельность детей в центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования. Регулярные экскурсии на территории детского сада и за его приделами дают возможность для развития познавательно интереса к окружающему миру. В зоне экспериментирования, все предметы и оборудование находятся в свободном для детей доступе, что позволяет не только организовывать совместную деятельность взрослых и детей при проведении элементарных опытов иэкспериментов, но и формировать навыки самостоятельной деятельности дошкольников. В детском саду используются современные формы организации обучения: занятия проводятся по подгруппам с игровой мотивацией. Весомый вклад в работу вносят родители.

В группе созданы все условия для экспериментальной и исследовательской деятельности,развития познавательного интереса, формирования у них научного мировоззрения.

В уголке "Лаборатория" собрано оборудование для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе: колбы, мензурки, пробирки, вторичные упаковочные материалы, стержни, ванночки и т. д. Разнообразные коллекции: минералов, почв, камней, насекомых и т. д. Природный материал: кора деревьев, ракушки, шишки, желуди и т. д. Постепенно«лабораторию» пополняем новыми материалами для экспериментирования, поддерживаяинтерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Вместе с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (бумага, дерево, ткань, глина и т. д., но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т. д., тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т. д.) Собрали различные коллекции: «Бумаги», «Ткани»,«Пуговиц», «Фантиков». "Камней", "Ракушек" и др.

В работе я использую все разновидности экспериментов:

• случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятсяэкспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-тоинтересное;

• плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные) ;

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

С каждым годом становится все больше детей которые не проявляют познавательнойактивности и любознательности к окружающему их миру, а так же отстают от своих сверстников в развитии.

В дошкольном возрасте развитие познавательных процессов является основой для последующего успешного обучения в школе.

Практика показывает, что к концу подготовительной группы в возрасте 6-7 лет, 40-60%дошкольников имеют неудовлетворительный уровень познавательного развития.

От познавательной активности во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, на сколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми.

В чем же причина отсутствия у ребенка желания познавать новое; откуда вялость, пассивность и даже леность ума у детей дошкольного возраста; почему нет стремления исследовать, искать; почему дети так беспомощны и пассивны там, где их сверстники активны?

Нежеланием познавать, нехотением открывать и исследовать, в психологии называется отсутствием у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Термин «мотивация» в научной литературе обозначает совокупность побуждений к жизненно значимым целям(явлениям, событиям, поступкам).

Однако мотивация — это не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает стабильную направленность деятельности, «питает» ее энергетику, придает значимость и осмысленность совершаемым действиям. Наличие познавательной мотивации(направленности, устремления, интереса) у ребенка означает активную установку на все то, что несет новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвязей между предметами и ситуациями.

При отсутствии познавательной мотивации картина прямо противоположная: пассивное поведение, безучастность, равнодушие, уход от самой возможности умственного напряжения.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста через экспериментирование.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать познавательный интерес и активность детей через экспериментирование;

2. Формировать практические умения детей;

3. Пополнить и обогатить в группе развивающую предметно- пространственную среду для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности;

4. Повышать компетентность родителей в вопросах сотрудничества детского сада и семьи по формированию познавательного интереса;

5. Внедрять и развивать проектную деятельности в ДОУ;

6. Создать материальную базу для реализации проекта.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Вид деятельности Специалисты Место и форма проведения Сроки

I ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Информирование о проекте администрацию, коллектив ДОУ.

Организация аналитической группы по оценке качества реализации проекта.

Автор проекта.

Заведующая ДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог, председатель родительского комитета группы. Методический кабинет ДОУ.

1 неделя сентября 2014г.

Составление графика работы по экспериментальной деятельности и сметы расходов по приобретению необходимых инструментов и материалов для работы.

Собрание по осуждению сметы, ее утверждение. Автор проекта, родительский комитет группы, заведующая ДОУ, старший воспитатель ДОУ. Кабинет заведующей ДОУ.

2 неделя сентября 2014г.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе;

создание в группе уголка "Лаборатория";

приобретение необходимых материалов и набор инструментов на каждого ребенка дляэкспериментирования. Автор проекта, творческая группа родителей и плотник ДОУ. Группа.

Родительское собрание. 3 неделя сентября 2014г.

Подготовить анкеты для родителей (см. приложение № 1, диагностику для детей (см. приложение № 2). Автор проекта, педагог-психолог, старший воспитатель ДОУ. Группа,

кабинет психолога, методический кабинет ДОУ. 4 неделя сентября 2014г.

Изучение литературы. Подборка экспериментов для детей в соответствии с возрастом. Автор проекта. Группа. Июнь - август 2014г.

Июнь - август 2015г.

II ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ

Работа с детьми

Вид деятельности Специалисты Место и форма проведения Сроки

Диагностика уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста(см. приложение № 2). Предоставление родителям материалов с результатами диагностикидетей. Автор проекта, председатель родительского комитета группы. Группа.

Родительское собрание.

1неделя октября 2014г.

Знакомство детей с детской "Лабораторией", изучение инструментов для опытов, вовлечениедетей в процесс пополнения уголка природным материалом. Автор проекта. Группа. Территория ДОУ. Октябрь 2014г.

Продуктивная деятельность детей. Автор проекта. Группа. На протяжении всего проекта.

Экскурсия за пределами детского сада.

Этапы реализации проекта.

Формы

работы

Содержание

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

1 этап - подготовительный

Опытно-исследовательская

деятельность

Дидактические игры

Художественная литература

Художественно-продуктивная деятельность

1.Диагностика детей по экологическому воспитанию.

2.Наблюдение за цветами на клумбе, рассматривание семян различных растений

3.Проведение дидактических игр «Угадай растение по описанию», «Найди садовый цветок», «Что лишнее»

4.Загадки о растениях

5.Разучивание стихов о цветах

6. Придумывание рассказов, сказок о любимых цветах.

7.Чтение художественной . литературы. Б. Житков «Цветок», С. Вангели «Подснежники»

8.Аппликация «Цветок своими руками»

9.Рисование «Цветы в моем саду»

10. Конструирование из бумаги «Тюльпан»

1.Информация для родителей «Удивительное о цветах», «Первоцветы»

3.Консультация для родителей «Чистота вокруг нас »

4.Акция «Семена для оригинального цветника»

5.Помощь в выращивании рассады

6.Консультация «Формирование у дошкольников экологической культуры»

7.Выставка детских работ.

1.Знакомство с проектом.

2.Работа творческой группы: разработка проекта, составление дизайна клумб,

разработка плана-реализации мероприятий

3.Обзор дидактических . игр по экологическому воспитанию детей в группах.

4.Конкурс схем- цветников «Самая оригинальная клумба»

5. Обзор книжно-иллюстративной выставки цветов в педагогическом кабинете

Сентябрь-декабрь

2 этап - основной

Формы

работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сроки

Специально-организованная деятельность

Трудовая деятельность

Дидактические и развивающие игры

Подвижные . игры

Художественно-продуктивная деятельность

Художественная литература

1.Организованная деятельность «Первоцветы», «Многообразие цветов», «Что нужно знать об уходе за растениями».

2.Практическая деятельность в уголке природы по уходу за комнатными растениями

.Ухаживание за растениями на клумбе (рыхление, полив, подкормка, прополка)

3.Дид. игры «Угадай, где растет», «Цветы садовые, полевые, лесные»

4.Подв. игры «Я садовником родился»

5.Экскурсия на цветники (наблюдение)

7.Дид. игра «Угадай цветок», «Четвертый лишний»

8.Выставка рисунков «Мой любимый цветок»

9. Чтение литературы: Е Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка». З.Александрова «Анютины глазки»

5.Экскурсия на цветники(наблюдение

1.Ознакомление родителей с результатами диагностики.

2.Опрос- анкетирование «Какой вы видите нашу клумбу?».

4.Участие родителей в оформлении клумбы

5. Целевая прогулка совместно с детьми на цветники

детского сада.

6.Помощь в уходе за клумбами

7.Фотовыставка «В мире цветов»

8. Выставка детских работ «Мой любимый цветок»

9.Интеллектуальная викторина между родителями и детьми «Что мы знаем о цветах»

1.Методическая помощь в подготовке к занятиям по экологическому воспитанию.

2.Участие в работе по оформлению клумб на территории ДОУ.

3.Акция «Продли жизнь цветку»

4.Консультация «Роль игры в нравственном воспитании дошкольников »

5.Уход за цветниками

6. Выпуск фотогазеты «В стране цветов»

Январь- июль

3 этап - заключительный

Формы

работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Беседы

Художественно-продуктивная деятельность

Практическая деятельность

Художественно-продуктивная деятельность

1.Беседа «Что изменилось на клумбах».

2.Конкурс рисунков «Мое лето»

3.Сбор семян, изготовление гербариев

4.Выставка поделок «Цветочная мозаика»

1.Анкетирование родителей по результатам проекта.

2.Отчет о работе по проекту

3Привлечение родителей к обогащению видового разнообразия комнатных растений в уголке природы

1.Выставка композиций из цветов «Осенний букет»

2.Отчет о работе по проекту

3.Справка по результатам конкурса «Самая оригинальная клумба»

Август-сентябрь

Практическая деятельность

Отчет-презентация о ходе выполнения проекта «В мире цветов»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области