Непосредственно - образовательная деятельность « Речевое развитие»
Тема:«В деревне у бабушки и дедушки»
Доминирующая образовательная область:«Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Интегрированные задачи:
1.Образовательные:Познакомить детей с понятием «сельский двор». Закреплять знания об устройстве сельского подворья, его жителях. Обогащать представления детей о родном крае, природе, быте. Дать понятие о жизни сельскохозяйственных животных. Формировать умение выделять последовательность звуков в простых словах. Расширять знания детей, связанные с культурой, ремеслом, бытом русского народа.
2.Развивающие:Развивать устойчивый интерес к пословицам и поговоркам, речь, обогащать словарный запас детей названиями жилья домашних животных. Совершенствовать умение детей строить повествовательные распространенные предложения с этими словами, формулировать четкие ответы на вопросы. Совершенствовать повествовательную и пояснительную речь.
3.Воспитывающие:Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд. Прививать чувство любви к родной деревне, ее красоте, естественности, простоте, неразделимой связи с природой, к домашним животным и птицам, желание о них заботиться, помогать им.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Методы и приемы:наглядный метод (демонстрация картинок, схем), практический метод (психогимнастика, игры, дыхательная и зрительная гимнастики), словесный метод (беседа)
Виды детской деятельности:коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная
Предварительная работа:знакомство с пословицами и поговорками о труде и добре, беседы на тему «Работа в деревне», о домашних животных и птицах, о городской среде, рассматривание картинок с изображением города и села, народных игрушек
Материал:Картина «Сельский двор», интеллектуальная схема «Деревня», картинки с изображением домашних животных и птиц, аудиозаписи « Утро в деревне» и «Шум города», письмо из деревни, картина с изображением дома бабушки и дедушки, предметные картинки с изображением овощей и наборное полотно, дидактический материал к игре «Чудесный мешочек».
Структура НОД:
1.Вводная часть
2.Основная часть
3.Заключительная часть
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Доброе утро!
Улыбнись скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова,
«Будьте все здоровы!»
Воспитатель: Давайте поздороваемся и с нашими гостями (дети здороваются) Воспитатель: Ребята, утром нам принесли письмо от дедушки Николы и бабушки Софьи. Вот послушайте, что они пишут. « Здравствуйте, дорогие ребята! У нас есть внучка Катя. Она сейчас очень далеко и не может к нам приехать. Но она очень хочет знать, как мы живем, чем занимаемся, с кем дружим. Мы очень плохо видим и не можем ей обо всем написать. Помогите нам, пожалуйста, рассказать внучке о нашей жизни. Мы надеемся, что вы много интересного знаете и можете нам помочь. Большое вам спасибо.
Дедушка Никола и бабушка Софья»
Воспитатель: Ребята, поможем дедушке с бабушкой? (да)Воспитатель: Ребята, все ваши ответы и рассказы я буду записывать с помощью телефона и после окончания нашей беседы мы напишем письмо внучке Кате.
ПСИХОГИМНАСТИКА
Воспитатель: Давайте закроем глаза и на минутку представим, что мы с вами в гостях у бабушки и дедушки. УТРО, МЫ ПРОСНУЛИСЬ, ПОТЯНУЛИСЬ, СКВОЗЬ ПОЛУЗАКРЫТЫЕ ГЛАЗА МЫ ЧУСТВУЕМ КАК В ОКОШКО ЯРКО СВЕТИТ СОЛНЫШКО. Так приятно, спокойно и хорошо на душе (включается аудиозапись «Утро в деревне»)
Воспитатель: Представили ребята? (да)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, открывайте глаза и скажите, где же мы с вами оказались? (в деревне)
Воспитатель: Чьи звуки вы услышали? (петуха, коровы, свиньи ,лошади, пчел, шум трактора)
Воспитатель: Дедушка Никола и бабушка Софья живут в деревне в своем доме, вот в таком красивом, маленьком, но очень уютном.
( картинка с изображением деревянного дома)
Дедушке и бабушке некогда скучать. Они много работают, учат своих детей и внуков труду и добру. А какие пословицы и поговорки вы знаете о труде и добре?
Дети: БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
ДОБРОЕ ДЕЛО САМО СЕБЯ ХВАЛИТ.
ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.
ГДЕ ТРУД, ТАМ И СЧАСТЬЕ!
Воспитатель: Молодцы! А что значат ваши пословицы? (они учат нас добру, трудолюбию)
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Лучик- лучик озорной, поиграй-ка ты со мной (моргание глазами),
Ну-ка лучик повернись, на глаза мне покажись (круговые движения глаз)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду (отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду (отводят взгляд вправо)
Воспитатель: Молодцы ребята! Наши глазки отдохнули, теперь можно и поработать
БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ
Воспитатель: Дети, посмотрите! Это сельский двор! Как вы думаете, кого здесь не хватает? (домашних животных и птиц)
Воспитатель: Давайте поселим их на этом дворе. Но для начала рассмотрим их жилища. Посмотрите, что это? (конура)
Воспитатель: Кто в ней живет? (собака)
(воспитатель ставит животное)
Воспитатель: А это чье жилище? (лошади)
Воспитатель: Как оно называется? (конюшня)
Воспитатель: Верно ребята! Конюшни бывают огромных размеров, так как там могут ночевать несколько лошадей. Лошадь трудится целый день, а на ночлег приходит в свой дом, который называется конюшней. Ребята, а вы знаете, что лошади спят стоя? (ответы детей)
Воспитатель: А кто-нибудь мне скажет, что это? (телега с соломой). Кто же мог ее привезти? (лошадь)
( ребенок выставляет лошадь)
Воспитатель: А теперь посмотрите, это фляги, туда сливают сцеженное молоко, после того, как корову подоит хозяйка. Значит, кого мы сюда поставим? (корову).
Воспитатель: А где живут коровы? (в коровнике)
Воспитатель: А кто еще нам дает молоко? (козы)
Воспитатель: Козы любят полакомиться свежими листочками, поэтому козу поставим вот здесь. А где отдыхают вечером козы? (в теплом хлеву) Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой большой дом. Здесь с одной стороны живут козы в хлеву, а с другой - овцы. И называется их жилище как? (овчарня)
Воспитатель: Но сейчас наши овцы на прогулке, поэтому поставим их вот здесь.
Воспитатель: А вот это корыто для кормления кого, как вы думаете? (свиней)
Воспитатель: И свиньям тоже нужен дом. Как он называется? (свинарник)
(воспитатель выставляет свинью рядом с корытом)
Воспитатель: Дети, а ведь на сельском дворе живут не только домашние животные, но и домашние птицы. Кто это? (утки, гуси, индюки, куры и петух)
Воспитатель: Верно!(воспитатель показывает на курятник) Это жилище для кур и называется оно…(курятником), а с другой стороны этого домика живут утки, гуси и индюки).И живут они в утятнике, гусятнике, индюшатнике.
Воспитатель: Вот это - кормушка для птиц. Каждое утро хозяева кормят своих птиц, засыпая ее зерном.
Воспитатель: Посмотрите, какой огромный двор, сколько жителей на нем. Ребята, за всеми этими животными нужен большой уход. Как вы думаете, какой? (кормить, поить, чистить, ухаживать?)
Воспитатель: Верно, ребята! А еще самое главное любить!!! А сейчас немного отдохнем
ФИЗМИНУТКА
Цок-цок-цок-цок! (топаем двумя ногами по – очереди)
Я лошадка – серый бок! (повороты в стороны)
Я копытцем постучу, (ходьба на месте)
Если хочешь - прокачу! (легкий бег на месте)
Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива, (наклоны туловища)
Цок-цок-цок-цок! Я лошадка – серый бок! (кружимся на месте)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
(дети на ощупь угадывают домашних животных и птиц)
Воспитатель: Ребята, скажите, где домашним животным и птицам будет уютнее: в городе или в деревне? Почему ( Потому что в городе для жизни домашних животных не имеется условий. Грязный воздух, многоэтажные сооружения, нет места для выгона, дороги, по которым быстро ездит разный транспорт).
Воспитатель: Верно!
Воспитатель: Дети, а ведь бабушка с дедушкой занимаются не только животноводством, а еще и земледелием. У них есть огород, где растет много овощей и сад, где растут яблони, груши, сливы.
ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Воспитатель: У бабушки Софьи есть огород, но она плохо видит и не может посеять овощи. Давайте ей поможем и посеем овощи. На первую грядку посадим только те овощи, в названии которых звук (к) стоит в начале слова, на вторую грядку посадим овощи, в названии которых звук (к) стоит в середине слова, а на третью грядку посадим только те овощи, в названии которых звук (к) стоит в конце слова.
(свекла тыква морковь; капуста кабачок картофель; лук, чеснок)
Бабушка с дедушкой каждый день работают на огороде. Как вы думаете, чем они там занимаются? (поливают, полют, сажают, копают)
Воспитатель: Верно!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Воспитатель: А вечерами, когда вся работа за день выполнена, люди села отдыхают, восстанавливают силы и дыхание. Давайте и мы с вами выполним дыхательную гимнастику. Представим, что целый день косили траву
КОСИМ ТРАВУ.
Ноги на ширине плеч, руки опущены.
Воспитатель читает стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну,
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3–4 раза
Воспитатель: Ну, а после восстановления сил люди села занимаются народным промыслом: вышивают крестиком, вяжут, шьют, занимаются резьбой по дереву и изготавливают деревянные игрушки, а потом их расписывают.
Воспитатель: Игрушка существовала не только для забавы, она была оберегом ребенка. Оберегала его от беды и зла. Народная игрушка знакомит вас с родным краем, воспитывает любовь к людям труда.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Я думаю нам пора мысленно вернуться в город. Давайте закроем глаза (включается аудиозапись «Шум города»)
Воспитатель: Давайте подведем итог нашему путешествию в виде интеллектуальной схемы «Село». Чем же богато село? (молочной продукцией, шерстью и пухом, фруктами, овощами, животными и птицами, и конечно же народным промыслом)
Воспитатель: Все это изобилие они производят не только для себя, но и для нас городских жителей. Благодаря их труду, мы сыты!
Воспитатель: Я записала все ваши рассказы, ответы, каждое ваше слово. Вечером я напишу письмо, и мы отправим его внучке Кате. Из него она узнает о жизни людей в деревне. Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: Вы, ребята, сегодня все были молодцы! Спасибо вам!