Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Речевой этикет в профессиональной деятельности педагога

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 395

Смолякова Татьяна Андреевна

Ставропольский государственный педагогический институт,

Ставрополь

Smolyakova T.A.

Stavropol State Pedagogical Institute,

Stavropol

E-mail: tanya.smolyakova.99@mail.ru

Научный руководитель: Черкашина С.П., доцент

Речевой этикет в профессиональной деятельности педагога

Speech etiquette in the professional activities of the teacher

Аннотация: Владение речевым этикетом повышает авторитет педагога в его профессиональной деятельности, а также способствует уважению и доверию со стороны окружающих людей.

Abstract:Possession of speech etiquette enhances the authority of the teacher in his professional activities, and also contributes to the respect and confidence of the people around him..

Ключевые слова: Этикет, нормы речевого поведения, специфика педагогического речевого общения, культура поведения педагога.

Index terms: Etiquette, the norms of speech behavior, the specifics of pedagogical speech communication, the culture of behavior of the teacher.

Актуальность данной проблемы прежде всего заключается в том, что педагогу, вне зависимости от его стажа, количества проводимых уроков, нужно соблюдать правила и нормы речевого этикета и культуры общения.

Этикет - это манера поведения. Также к нему относятся опрятность, хорошее поведение и правила вежливости. Поэтому, очевидно, что этикет играет огромную роль в профессиональной деятельности педагога.

Речь преподавателя служит одним из основных показателей развития общества. Ведь одной из основных особенностей речевого общения является техника правильно подобранных и осмысленных, а также передача знаний, умений и навыков из одного поколения в другое.

Так как в последнее время возникают всё новые и новые тенденции модернизации образования, поэтому речевой этикет в профессиональной деятельности педагога приобретает огромное значение. Ведь теперь педагог не просто объясняет материал урока, но и даёт возможность обучающимся самим добывать его, используя при этом различные методы и приёмы. Вежливость при взаимодействии с учеником выражается в стремлении помочь ему, избегая неловких ситуаций, а также признанием достоинств обучающегося.

Педагог должен знакомить школьников с культурой общения, правилами поведения. Это проявляется в том, что учащиеся должны спорить с учителем, при этом отстаивая корректно свою точку зрения, а также это проявляется во взаимном уважении партнера и принятии его мнения. Конечно же, этого всего нельзя будет достичь, если педагог не будет сам не заинтересован в партнёрстве и сотрудничестве , и не будет стремиться к этому, обладая при этом словесной вежливостью и владением этикетными правилами и нормами.

Особое место занимает этикет в рамках учебной деятельности. Первоклассники, которые только что перешли на другую ступень развития, ещё не знают о нормах, правилах речевого поведения не только на уроке, но и во вне учебной деятельности, а также в повседневной жизни. Именно педагог должен в привить эти нормы и правила, тем самым заложив их на всю последующую жизнь. Педагог должен быть авторитетом, на него обучающиеся должны равняться и быть примером во всём. Наиболее простым из правил речевого этикета служит приветствие или прощание на уроке, поощрение или похвала, а также побуждение к действию. Педагог должен сам заиинтересовывать учеником в привитии необходимых правил речевого поведения, тем самым давая возможность самореализовываться учащимся на уроках.

Педагог должен выбирать наиболее оптимальный стиль общения, при этом учитывая возрастные или индивидуальные особенности учащихся. Такой стиль также относится и к родителям обучающихся, ведь зачастую многие из них просто не хотят идти на контакт с учителем, при этом не проявляя никакой заинтересованности в учёбе своего ребёнка. Учитель при общении с такими родителями, должен быть терпимым, выдержанным, а также неизменно толерантным. Ведь любое повышение голоса приводит к крику и непониманию со стороны собеседника, поэтому педагог должен находить те способы, при которых общение с родителями не будет переходить никаких границ.

Частая позиция учителя-это позиция говорящего. Он на протяжении всего дня знакомит детей с учебным материалом, рассказывает какие-либо поучающие рассказы или истории, направленные на всестороннее развитие личности обучающегося. Поэтому педагогу изначально необходимо настроить себя на положительную атмосферу и доброжелательное отношение не только к обучающимся и их родителям, но и к другим людям в частности. При этом учитель должен быть доброжелательным и уважительным к людям, которые его окружают. Не нужно показывать наигранную вежливость в общении, ведь рано или поздно окружающие увидят этого педагога «прочувствовав» его, а это ни к чему хорошему не приведёт, так как будут постоянные конфликты и недопонимания со стороны данных людей.

Педагог должен выбирать наиболее подходящие темы для разговора. Не стоит на весь класс обсуждать семейные проблемы учащихся, выставляя их не только на всеобщее посмешище, но и унижая при этом чувства и достоинства учеников. Обсуждение на такие темы лучше всего выбирать во время перемены, или после уроков. Но, ещё одним нюансом таких разговоров «с глазу на глаз» служит то, что педагог может переступать черту и оскорблять или унижать ученика в чём-либо, так как это является некорректным и нецелесообразным не только для самого педагога, но и для его дальнейшей педагогической деятельности.

Поэтому, стилистическими ошибками речевого этикета в профессиональной деятельности педагога в первую очередь являются:

Применение низкой стилистической окраски в речи;

Злоупотребление словами «паразитами», связанными с низким эмоционально-оценочным смыслом;

Бесполезная строгость в высказывании;

Безграмотное произношение тех или иных слов в своей речи (это проявляется прежде всего в неправильном ударении);

Именно поэтому, речь преподавателя должна быть изысканной и правильной, тем самым, став для обучающихся неким идеалом не только при соблюдении языковых норм, но и при и при выполнении всех необходимых правил речевого этикета. Следовательно, преподаватель должен создавать в своём классе атмосферу уважения и добра, чтобы каждый из учащихся чувствовал себя комфортно и защищённо.

В книге В.В.Соколовой «Культура речи и культура общения» цитируются слова А.С.Макаренко о том, что очень важен в речи педагога тон. Ведь одну фразу можно произнести пятьюдесятью самыми разнообразными способами. Это говорит о том, что педагог должен быть развитым, целеустремлённым, а также грамотным в своей речи. Поэтому, каждому педагогу нужно стремиться к обдумыванию смысла сказанных слов, ведь любое, даже самое незначительное слово может пониматься по-разному, тем самым вызывая значительное воздействие на человека.

Нами был проведён опрос на тему: « Применение речевого этикета в профессиональной деятельности педагога». И был задан вопрос: «Как вы думаете, педагог должен обладать речевым этикетом в своей профессиональной деятельности?» Всего приняло в опросе 37 человек. Важно отметить, что 62% опрошенных выбрали вариант: « Да, так как это является обязательным элементом в профессиональной деятельности педагога», 29% отметили вариант: « Да, но не всегда педагог способен общаться с учениками, соблюдая при этом все нормы и правила речевого общения», и лишь 8% опрошенных отметили вариант: « Скорее да, чем нет». На основании проведённого опроса можно сделать вывод о том, что в настоящее время педагог действительно должен обладать речевым этикетом и применять его в своей педагогической деятельности, так как это является одним из основополагающих компонентов современной системы образования. Хотелось бы отметить, что многие в опросе отметили тот вариант, где педагог по существу должен обладать всеми необходимыми нормами и правилами речевого этикета, но не всегда это происходит в современных школах. Это зависит в свою очередь не только от того, насколько педагог любит свою работу и стремится к похвале или повышению, а от того, кем делает педагог учащихся, кем они станут в будущем. Ведь, как отмечалось ранее, учитель-это, прежде всего, пример для подражания. А какой может быть пример, если педагог в принципе не облает манерой общения, определёнными нормами поведения, а стремится только к удовлетворению потребностей? Кем станут тогда его ученики? Кто должен заниматься этой проблемой? В современном обществе только люди могут сделать то, что на самом деле кажется неосуществимым. Ведь если каждый педагог в своей педагогической деятельности будет соблюдать нормы и правила, то мир станет действительно лучше, мы станем лучше…

Таким образом, подведя итог всему вышесказанному, хочется сказать, что любому современному учителю необходимо владеть речевым этикетом. Учитывая все функции этикета, педагог должен контролировать своё поведение, создавать в классе благоприятную атмосферу, где каждый из учащихся будет чувствовать себя комфортно и спокойно. Учитель-это не профессия, а образ жизни. Нет в мире почётнее профессии, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем учительский труд. Поэтому, каждый учитель должен вдохновлять своих учеников, быть не только примером, но и образцом для подражания, но так же учитель должен самореализовываться, стремиться к профессиональному росту и творчески относиться к своей профессии.

Список литературы:

Анна Константиновна Михальская . Педагогическая риторика: учебное пособие: для педагогических вузов, - Ростов, 2015г.

Алина Александровна Акишина и Наталья Ивановна Формановская. Русский речевой этикет,- Москва, 2013г.

Изабела Борисовна Котова и Евгений Николаевич Шиянов. Педагог: профессия и личность, - Новосибирск, 2011г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области