Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО–ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ»

Последовательное, поэтапное формирование учебно-информационных умений учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО–ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ»

для 4 класса

начального общего образования

в рамках образовательной системы

«Гармония»

на _______ учебный год.

Составитель:

учитель начальных классов

Епишина Е. Г.

г. Барнаул

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии:

-с Примерными программами начального общего образования;

-с учебным планом МБОУ

На изучение данного курса во 4 классе отводится:

Всего:34 часа (1 час в неделю)

В настоящее время особенно остро стоит вопрос формирования у учащихся умений работать с информацией, т.к. количество информационных источников и самой информации растет с каждым днем. Школа, учитель и учебник давно перестали быть единственными источниками информации. Идет процесс информатизации образования, что требует изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся.

Необходимость формирования информационных умений отмечается и в стандартах нового поколения.

Под информационными умениями понимают умения осуществлять поиск, перерабатывать и использовать информацию. Данные умения, формируемые в учебном процессе и применяемые в учебной деятельности, целесообразнее называть учебно-информационными.

Исходя из информационного подхода в качестве основания для группировки учебно-информационных умений необходимо выбрать ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе обучения являются тексты и реальные объекты.

Под реальными объектами понимают предметы, процессы, явления, объективно существующие в действительности.

Под текстом понимается целостная последовательность знаковых единиц. В свою очередь, умения, направленные на работу с текстом, можно декомпозировать, учитывая деление текстов на устные (вербальные) и письменные (документальные).

На основании этого представлены три группы учебно-информационных умений: умения работать с письменными текстами;

умения работать с устными текстами;

умение работать с реальными объектами как источниками информации (умения, связанные с наблюдением и проведением исследования, эксперимента, умения по моделированию).

Основная цель курса: создание педагогических условий для эффективного формирования учебно-информационных умений у младших школьников.

Основные задачи программы:

Последовательное, поэтапное формирование учебно-информационных умений учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Обучение детей продуктивным приёмам решения информационных задач, рациональным приемам самостоятельного поиска, переработки, запоминания и передачи информации.

Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения информационных задач.

В результате обучения учащиеся приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут искать, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать и обобщать информацию, преобразовывать, представлять, создавать и передавать информацию.

В процессе работы ученик научится:

1. Создавать свои собственные тексты, заполнять и дополнять готовые

информационные объекты (таблицы, схемы, тексты).

2. Передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой и в письменной форме гипермедиа (т.е. сочетания текста, изображения, звука, (инсценировка литературных произведений; подготовка презентаций).

3. Описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,

записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем.

4. Находить информацию, факты, заданные в сообщении в явном виде: объекты, отношения и зависимости; вычленять содержащуюся в сообщении основную информацию об основных событиях и устанавливать их последовательность;

упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам; выявлять важную и второстепенную информацию для решения поставленной задачи, практической работы, исследовательского задания.

5. Использовать   справочно-библиографический    аппарат библиотеки,

справочно-поисковый аппарат информационных изданий; осуществлять

осознанный выбор тематики источников информации.

6. Использовать полученный опыт восприятия сообщений (прежде всего текстов) для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении; составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию.

Диагностика уровня сформированности

учебно-информационных умений во 4 классе.

Для диагностики уровня сформированности учебно-информационных умений используются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с текстом.

В соответствии с рабочей программой разработано тематическое планирование.

4 КЛАСС

(34 учебных часа)

Вводный урок

Продолжение разговора о книгах. Углубление знаний о структуре книги.

Внимание к тексту, шрифту, к художественной детали. Внутреннее оформление книги.

Моделирование основных элементов книги.

Продолжаем учиться работать с оглавлением (содержанием).

Обсуждение книги с друзьями, родителями, учителем.

Викторина “Элементы книги”.

Углубляем представление об информации, её видах.

Полнота и недостаточность информации.

Учимся задавать восполняющие вопросы.

Учимся задавать уточняющие вопросы.

Учимся самостоятельно формулировать вопросы по тексту.

Учимся работать с текстом. Составляем план работы.

Работаем с текстом по плану.

Проверяем умение работать с текстом.

Учимся извлекать информацию из текста.

Учимся извлекать информацию, представленную в форме таблицы.

Учимся извлекать информацию, представленную в форме простой схемы.

Учимся извлекать информацию, представленную в форме иллюстрации.

Учимся составлять блок-схемы.

Жанровые особенности текстов.

Художественно-изобразительные средства языка.

Художественно-изобразительные средства языка.

Лексическое редактирование текста.

Работа с деформированным текстом.

Разговорный, художественный, научный стиль языка. Их особенности.

Словарь. План работы со словарем.

Работа с различными видами словарей.

Работа со словарной статьёй.

Структура энциклопедии. Выделение общих признаков энциклопедий.

Составляем план работы с энциклопедией.

Учимся работать с тематическими словариками.

Игра-поиск «Книги обо всем на свете».

Подведём итоги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бединская,  Е. Основы информационной культуры школьника: Школьная библиотека.-2002.-№3.-С. 3-

Гендина,  Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. / Н.И.Гендина - М. .-Школьная библиотека.-2002.-288 с.

Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.

Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М., 1993.

Крук, М. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности /М.Крук // Школьная библиотека.-2001.-№8.-С. 16-22

Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М., 1993.

Татьянченко Д.В. Общеучебные умения: очарование очевидного/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков. – Челябинск: ЦНТИ, 1996. – 86 с.

Татьянченко Д.В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Школьные технологии. – 2002. – № 5. – С. 42-55

Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126

Федоров Б.И., Перминова Л.М. Наука обучать. – СПб., 2000

Фридман Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – Мн.: ИПК образования, 1995. – 32 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области