Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО–ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ»
для 4 класса
начального общего образования
в рамках образовательной системы
«Гармония»
на _______ учебный год.
Составитель:
учитель начальных классов
Епишина Е. Г.
г. Барнаул
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии:
-с Примерными программами начального общего образования;
-с учебным планом МБОУ
На изучение данного курса во 4 классе отводится:
Всего:34 часа (1 час в неделю)
В настоящее время особенно остро стоит вопрос формирования у учащихся умений работать с информацией, т.к. количество информационных источников и самой информации растет с каждым днем. Школа, учитель и учебник давно перестали быть единственными источниками информации. Идет процесс информатизации образования, что требует изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся.
Необходимость формирования информационных умений отмечается и в стандартах нового поколения.
Под информационными умениями понимают умения осуществлять поиск, перерабатывать и использовать информацию. Данные умения, формируемые в учебном процессе и применяемые в учебной деятельности, целесообразнее называть учебно-информационными.
Исходя из информационного подхода в качестве основания для группировки учебно-информационных умений необходимо выбрать ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе обучения являются тексты и реальные объекты.
Под реальными объектами понимают предметы, процессы, явления, объективно существующие в действительности.
Под текстом понимается целостная последовательность знаковых единиц. В свою очередь, умения, направленные на работу с текстом, можно декомпозировать, учитывая деление текстов на устные (вербальные) и письменные (документальные).
На основании этого представлены три группы учебно-информационных умений: умения работать с письменными текстами;
умения работать с устными текстами;
умение работать с реальными объектами как источниками информации (умения, связанные с наблюдением и проведением исследования, эксперимента, умения по моделированию).
Основная цель курса: создание педагогических условий для эффективного формирования учебно-информационных умений у младших школьников.
Основные задачи программы:
Последовательное, поэтапное формирование учебно-информационных умений учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Обучение детей продуктивным приёмам решения информационных задач, рациональным приемам самостоятельного поиска, переработки, запоминания и передачи информации.
Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения информационных задач.
В результате обучения учащиеся приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут искать, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать и обобщать информацию, преобразовывать, представлять, создавать и передавать информацию.
В процессе работы ученик научится:
1. Создавать свои собственные тексты, заполнять и дополнять готовые
информационные объекты (таблицы, схемы, тексты).
2. Передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой и в письменной форме гипермедиа (т.е. сочетания текста, изображения, звука, (инсценировка литературных произведений; подготовка презентаций).
3. Описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем.
4. Находить информацию, факты, заданные в сообщении в явном виде: объекты, отношения и зависимости; вычленять содержащуюся в сообщении основную информацию об основных событиях и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам; выявлять важную и второстепенную информацию для решения поставленной задачи, практической работы, исследовательского задания.
5. Использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки,
справочно-поисковый аппарат информационных изданий; осуществлять
осознанный выбор тематики источников информации.
6. Использовать полученный опыт восприятия сообщений (прежде всего текстов) для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении; составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию.
Диагностика уровня сформированности
учебно-информационных умений во 4 классе.
Для диагностики уровня сформированности учебно-информационных умений используются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с текстом.
В соответствии с рабочей программой разработано тематическое планирование.
4 КЛАСС
(34 учебных часа)
Вводный урок
Продолжение разговора о книгах. Углубление знаний о структуре книги.
Внимание к тексту, шрифту, к художественной детали. Внутреннее оформление книги.
Моделирование основных элементов книги.
Продолжаем учиться работать с оглавлением (содержанием).
Обсуждение книги с друзьями, родителями, учителем.
Викторина “Элементы книги”.
Углубляем представление об информации, её видах.
Полнота и недостаточность информации.
Учимся задавать восполняющие вопросы.
Учимся задавать уточняющие вопросы.
Учимся самостоятельно формулировать вопросы по тексту.
Учимся работать с текстом. Составляем план работы.
Работаем с текстом по плану.
Проверяем умение работать с текстом.
Учимся извлекать информацию из текста.
Учимся извлекать информацию, представленную в форме таблицы.
Учимся извлекать информацию, представленную в форме простой схемы.
Учимся извлекать информацию, представленную в форме иллюстрации.
Учимся составлять блок-схемы.
Жанровые особенности текстов.
Художественно-изобразительные средства языка.
Художественно-изобразительные средства языка.
Лексическое редактирование текста.
Работа с деформированным текстом.
Разговорный, художественный, научный стиль языка. Их особенности.
Словарь. План работы со словарем.
Работа с различными видами словарей.
Работа со словарной статьёй.
Структура энциклопедии. Выделение общих признаков энциклопедий.
Составляем план работы с энциклопедией.
Учимся работать с тематическими словариками.
Игра-поиск «Книги обо всем на свете».
Подведём итоги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бединская, Е. Основы информационной культуры школьника: Школьная библиотека.-2002.-№3.-С. 3-
Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. / Н.И.Гендина - М. .-Школьная библиотека.-2002.-288 с.
Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М., 1993.
Крук, М. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности /М.Крук // Школьная библиотека.-2001.-№8.-С. 16-22
Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М., 1993.
Татьянченко Д.В. Общеучебные умения: очарование очевидного/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков. – Челябинск: ЦНТИ, 1996. – 86 с.
Татьянченко Д.В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Школьные технологии. – 2002. – № 5. – С. 42-55
Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126
Федоров Б.И., Перминова Л.М. Наука обучать. – СПб., 2000
Фридман Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – Мн.: ИПК образования, 1995. – 32 с.