Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по литературе 7 класс

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 17 города Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

Рассмотрено Согласовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании ШМО Зам директора по УВР Директор МБОУ ООШ№ 17

Протокол № ___________________ ___________________

от« » августа 2019г./Т.А.Димитова/ /Р.Г.Баширова/

Рук.ШМО __________« » августа 2019г.« » августа 2019г.

/Ф.С.Валеева/ Приказ №

Рабочая программа

по предмету «Литература»

Уровень образования: основное общее образование, 7 класс

Срок реализации: 2019-2020 учебный год

Количество часов в неделю: 2

Программа составлена на основе :

1. Программы по литературе 5-11 классы.

Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлева и др. - //Программы для общеобразовательных учреждений. - М., .

2. Учебника

Литература. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2013.

Составитель:

Валеева Флюза Сабировна,

учитель русского языка и литературы

Ишимбай 2019

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

 собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Личностные

Ученик научится:

осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; владеть языком, культурой своего народа; проявлять чувства ответственности и долга перед Родиной;

ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

проявлять целостное восприятие мира, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;

проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

-проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

проявлять основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, проявлять уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Ученик получит возможность научиться:

проявлять готовность и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

осознавать эстетическую ценность русской литературы;

оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные результаты(УУД):

Познавательные

Ученик научится:

осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

применять знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;

строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Регулятивные

Ученик научится:

самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

осуществлять контроль;

принимать решения в проблемных ситуациях;

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Ученик получит возможность научиться:

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

владеть основами саморегуляции;

осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные.

Ученик научится:

-организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

вступать в диалог;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий*.

Содержание учебного предмета

Введение (1ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». НравственныезаветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч)

Михаил Васильевич Ломоносов.Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 23 ч)

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена вЧудовоммонастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическоеигуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.)

Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь( 5 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.)

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА (8 ч.)

Иван Алексеевич Бунин (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов (5 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НАЧАЛА XX ВЕКА (11 ч.)

Максим Горький (4 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные

представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак (1 ч.)

Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (7 часов)

Федор Александрович Абрамов (1ч. )

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Александр Трифонович Твардовский. (1 ч.)

Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. (1 ч.)

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Вн.чт. «Тихая моя Родина». Стихотворения поэтов XX века о природе (2 ч.)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч)

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку(трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела, тема

Количество часов

I триместр

Введение (1час)

1.

Инструктаж по ТБ. Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Устное народное творчество. Былины (3 часа)

2.

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

1

3.

Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Особенности былинного стиха и поэтических интонаций.

1

4.

Идейно-художественное содержание былины «Садко»

1

Древнерусская литература (3 часа)

5.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси

1

6.

«Повесть о Петре и Февронии». Черты жития и сказки в повести.

1

7.

Контрольная работа по темам «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература»

1

Русская литература 18 века (2 часа)

8.

Работа над ошибками. М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

1

9.

Р/р Г. Р. Державин. «На птичку», «Признание». Философское размышление о смысле жизни и свободе творчества

1

Русская литература XIX века (23 часа)

Творчество А. С. Пушкина (6 часов)

10.

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Пётр I и Карл XII.

1

11.

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра I. Образ автора.

1

12.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Развитие понятия о балладе

1

13.

Р.р. А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена вЧудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

1

14.

А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Главные герои. Изображение «маленького человека».

1

15.

Р.р. Композиция повести «Станционный смотритель».Авторское отношения к героям. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

1

Творчество М. Ю. Лермонтова (4 часа)

16.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века

1

II триместр

17.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

18.

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов

1

19.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Написание сочинения.

1

Творчество Н. В. Гоголя (5 часов)

20.

Анализ сочинений. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев

1

21.

Запорожская Сечь. Отражение эпохи в характерах героев, в их образе жизни

1

22.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

1

23.

Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Развитие понятия о литературном герое

1

24.

Контрольная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Творчество И. С. Тургенева (2 часа)

25.

Работа над ошибками. И.С.Тургенев Цикл рассказов «Записки охотника» Нравственные проблемы рассказа «Бирюк»

1

26.

Р.р.И. С. Тургенев Стихотворения в прозе. Особенности жанра. «Русский язык» ,«Близнецы», «Два богача»

1

Творчество Н. А. Некрасова (2 часа)

27.

Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

1

28.

Вн.чт. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

1

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина (2 часа)

29.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

1

30.

Р.р.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Понятие о гротеске. Подготовка к написанию домашнего сочинения

1

Творчество Л.Н.Толстого (2 часа)

31.

Анализ сочинений. Л.Н.Толстой. «Детство».Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

32.

Главный герой повести «Детство» Л.Н.Толстого. Его чувства, поступки и духовный мир

1

Литература конца XIX-начала XX века (8 часов)

Творчество И.А.Бунина (3 часа)

33.

Инструктаж по ТБ. И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

1

34.

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика

1

35.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Отзыв о рассказах И.А Бунина». Написание сочинения.

1

Творчество А.П.Чехова (5 часов)

36.

Анализ сочинений. А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков.

1

37.

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

1

38.

Два лица России в рассказе в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»

1

39.

Р.р .Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова

1

40.

Анализ контрольных работ. Р.р.Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирического текста

1

Русская литература начала 20 века (12 часов)

Творчество М.Горького (4 часа)

41.

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

1

42.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Вера в творческие силы народа

1

43.

Р.р. Анализ эпизода повести М.Горького «Детство»

1

44.

Вн.чт. М. Горький. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

1

Творчество В.В.Маяковского (2 часа)

45.

В. В. Маяковский. Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

46.

Вн.чт. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое

1

47.

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

1

Творчество А.П.Платонова (2 часа)

48.

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Гуманизм рассказа

Тесты

1

49.

Вн.чт. А. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

1

50.

Р.р.Подготовка к написанию сочинения «Проблема нравственности в произведениях русской литературы начала 20 века»

1

51.

Р.р.Написание сочинения «Проблема нравственности в произведениях русской литературы начала 20 века»

1

52.

Анализ сочинений. Вн.чт. Литературная гостиная по лирике Б.Л. Пастернака "Во всем мне хочется дойти до самой сути…"

1

Русская литература второй половины 20 века (7 часов)

53.

Ф. А. Абрамов Рассказ о писателе. «О чём плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

1

54.

Е.И. Носов. «Кукла». Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему.

1

55.

Ю.П. Казаков. « Тихое утро». Взросление, взаимопомощь и взаимовыручка детей.

1

56.

Вн.чт. «Тихая моя Родина». Стихотворения поэтов XX века о природе.

1

57.

Контрольная работа. Письменный анализ лирического произведения

1

58.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют», «Июль-макушка лета». Философские проблемы в лирике Твардовского

1

59.

Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

1

Зарубежная литература (6 часов)

60.

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление поэта о справедливости и честности.

1

61.

Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!» как прославление подвига во имя свободы

1

62.

Японские хокку . Особенности жанра.

1

63.

О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

64.

Вн.чт. Р.Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы. Фантастический рассказ-предупреждение.»

1

65.

Джеймс Олдридж. «Отец и сын». Ответственность за судьбу близкого человека

1

66.

Итоговая контрольная работа по произведениям, изученным в 7 классе

1

67.

Анализ контрольных работ. Повторение и систематизация изученного по литературе в 7 классе

1

68.

Обобщение изученного материала. Рекомендация литературы для чтения летом

1

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Примечания

План

Факт

I триместр

Введение (1час)

1.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

03.09

Устное народное творчество. Былины (3 часа)

2.

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

05.09

3.

Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Особенности былинного стиха и поэтических интонаций.

10.09

4.

Идейно-художественное содержание былины «Садко»

12.09

Древнерусская литература (3 часа)

5.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха». Поучение как жанр литературы. Нравственные заветы Древней Руси

17.09

6.

«Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Черты жития и сказки в повести.

19.09

7.

Контрольная работа по темам «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература»

24.09

Русская литература 18 века (2 часа)

8.

Анализ контрольных работ. М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

26.09

9.

Р/р Г. Р. Державин. «На птичку», «Признание». Философское размышление о смысле жизни и свободе творчества

01.10

Русская литература XIX века (23 часа)

Творчество А. С. Пушкина (6 часов)

10.

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Пётр I и Карл XII.

03.10

11.

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра I. Образ автора.

08.10

12.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Развитие понятия о балладе

10.10

13.

Р/р А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

15.10

14.

А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Главные герои. Изображение «маленького человека».

17.10

15.

Р/р Композиция повести «Станционный смотритель».Авторское отношения к героям. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

22.10

Творчество М. Ю. Лермонтова (4 часа)

16.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века

24.10

Итого за I триместр:

16

II триместр

17.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

05.11

18.

М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов

07.11

19.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Написание сочинения.

12.11

Творчество Н. В. Гоголя (5 часов)

20.

Анализ сочинений. Н.В. Гоголь.Слово о писателе. «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев

14.11

21.

Запорожская Сечь. Отражение эпохи в характерах героев, в их образе жизни

19.11

22.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

21.11

23.

Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Развитие понятия о литературном герое

26.11

24.

Контрольная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

28.11

Творчество И. С. Тургенева (2 часа)

25.

Анализ контрольных работ. И.С.Тургенев Цикл рассказов «Записки охотника» Нравственные проблемы рассказа «Бирюк»

03.12

26.

Р/р И. С. Тургенев Стихотворения в прозе. Особенности жанра. «Русский язык» - «Близнецы», «Два богача»

05.12

Творчество Н. А. Некрасова (2 часа)

27.

Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

10.12

28.

Вн.чт. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

12.12

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (2 часа)

29.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

17.12

30.

Р/р М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению

19.12

Творчество Л.Н.Толстого (2 часа)

31.

Анализ сочинений. Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

24.12

32.

Главный герой повести «Детство» А.Н.Толстого Его чувства, поступки и духовный мир

26.12

Литература конца XIX-начала XX века (8 часов)

Творчество И.А.Бунина (3 часа)

33.

Инструктаж по ТБ. И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

09.01

34.

И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика

11.01

35.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Отзыв о рассказах И.А Бунина». Написание сочинения.

14.01

Творчество А.П.Чехова (5 часов)

36.

Анализ сочинений. А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков.

16.01

37.

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

21.01

38.

Два лица России в рассказе в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»

23.01

39.

Р/р Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова

28.01

40.

Анализ контрольных работ. Р/р Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирического текста

30.01

Русская литература начала 20 века (12 часов)

Творчество М.Горького (4 часа)

41.

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

04.02

42.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Вера в творческие силы народа

06.02

43.

Р/р Анализ эпизода повести М.Горького «Детство»

11.02

44.

Вн.чт. М. Горький. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

13.02

Итого за II триместр:

28

Творчество В.В.Маяковского (2 часа)

45.

В. В. Маяковский. Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

25.02

46.

Вн.чт. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое

27.02

47.

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

04.03

Творчество А.П.Платонова (2 часа)

48.

А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Гуманизм рассказа

Тесты

06.03

49.

Вн.чт. А. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

11.03

50.

Р.р. Подготовка к написанию сочинения «Проблема нравственности в произведениях русской литературы начала 20 века»

13.03

51.

Р.р.Написание сочинения «Проблема нравственности в произведениях русской литературы начала 20 века»

18.03

52.

Анализ сочинений. Вн.чт. Литературная гостиная по лирике Б.Л. Пастернака "Во всем мне хочется дойти до самой сути…"

20.03

Русская литература второй половины 20 века (7 часов)

53.

Ф. А. Абрамов Рассказ о писателе. «О чём плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

25.03

54.

Е.И. Носов. «Кукла». Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему.

27.03

55.

Ю.П. Казаков. « Тихое утро». Взросление, взаимопомощь и взаимовыручка детей.

01.04

56.

Вн.чт. «Тихая моя Родина». Стихотворения поэтов XX века о природе.

03.04

57.

Контрольная работа. Письменный анализ лирического произведения

15.04

58.

Анализ контрольных работ. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют», «Июль-макушка лета». Философские проблемы в лирике Твардовского

17.04

59.

Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

22.04

Зарубежная литература (6 часов)

60.

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление поэта о справедливости и честности.

24.04

61.

Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!» как прославление подвига во имя свободы

29.04

62.

Японские хокку . Особенности жанра.

01.05

63.

О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

06.05

64.

Вн.чт. Р.Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы. Фантастический рассказ-предупреждение.»

08.05

65.

Джеймс Олдридж. «Отец и сын». Ответственность за судьбу близкого человека

13.05

66.

Итоговая контрольная работа по произведениям, изученным в 7 классе

15.05

67.

Анализ контрольных работ. Повторение и систематизация изученного по литературе в 7 классе

20.05

68.

Обобщение изученного материала. Рекомендация литературы для чтения летом

22.05

Итого за III триместр:

24

Итого за год:

68

Результаты освоения и система их оценки

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59%.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области