Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Интерактивные формы работы по формированию словаря дошкольника"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146»

Выступление на семинаре

«Интерактивные формы работы по формированию словаря дошкольников с учетом регионального компонента»

Подготовлено воспитателем ВКК

Щелкуновой М.Ю.

Рязань,2020

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования (С. Л. Новоселовой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) доказывают не только возможность и целесообразность использования ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.  В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает огромное значение, признаётся важнейшим национальным приоритетом, о чём говорится в ФГОС ДО.

 В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Ведь именно от уровня речевого и интеллектуального развития ребёнка зависит его дальнейшее овладение знаниями и успешное обучение в школе. Одна из задач речевого развития – формирование словаря ребёнка, которое рассматривается в двух аспектах. Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметного соответствия слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими словами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи.

Выделяют четыре основные задачи.

Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их словаре. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий и др.).

Уточнение словаря, т.е. словарно — стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами.

Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как в процессе восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — ещё и мускульно-двигательный и кинестетический (тактильный) анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Первая группа методов словарной работы:

а) непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические словесные игры и упражнения.

Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются в разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Роль художественной литературы в формировании словаря детей дошкольного возраста

Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, большую роль играет и в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка.

Многие современные родители мало и неохотно побуждают детей к речевой активности, недостаточно читают произведения художественной литературы и фольклора, которые, несомненно, дают ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается богатство, легкость и выразительность языка, наполненного образными выражениями и сравнениями. Приобщаясь к художественной литературе, ребенок дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи родного языка.

Особую роль произведения художественной литературы выполняют в обогащении речи детей образными словами и выражениями: «Поёт зима, аукает», «Чародейкою зимою околдован лес стоит», «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна». Знакомя детей с художественной литературой и произведениями устного народного творчества важно включать произведения своего края, своей Малой Родины.

На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой используются следующие приемы работы над словом:

обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;

акцентирование внимания детей на словах, несущих основную смысловую нагрузку;

лексический анализ языка художественного произведения (объяснение значений незнакомых слов и выражений, уточнение значения слов, употребляемых в переносном значении, анализ выразительных средств языка);

проговаривание незнакомых слов детьми;

замена авторских слов словами близкими по смыслу;

подбор слов, характеризующих героев произведения;

употребление новых слов в разном контексте;

Прекрасным средством развития мышления и образной речи ребёнка являются пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки. Работа над пониманием смысла этих произведений проходит в несколько этапов: объяснение смысла фольклорного произведения, непосредственное включение в нужную ситуацию, самостоятельное использование детьми в активной речи.

В своей работе по формированию словаря детей используем материалы краеведческого плана. Знакомя детей с родным городом, с его историей и культурой мы обогащаем, уточняем и активизируем в речи детей новые слова и выражения, которые в дальнейшем будут использоваться детьми в связной речи.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления у детей дошкольного возраста для успешного решения задач по речевому развитию (а так же по другим направлениям образовательной работы) нужна хорошая демонстрационная база, и здесь на помощь приходят ИКТ и ЭОР. Электронные ресурсы позволяют провести виртуальные экскурсии, подобрать качественный эстетический материал, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям детей, позволяет создать мотивацию у детей к активной деятельности, погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Использование ИКТ возможно на любом этапе изучения темы: при объяснении нового материала, при закреплении и обобщении. Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала являются мультимедийные презентации, эффективнее включать их в образовательную деятельность на этапе ознакомления с миром природы, социальным окружением, с региональным компонентом и на этапе обогащения и уточнения словаря. Для образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию мной созданы мультимедийные презентации:

«Рязанская народная игрушка»

«Окский биосферный заповедник»

«Птицы Рязанского края»

«В стране берёзового ситца»

«История одной улицы»

«Профессия-повар» по ознакомлению с профессией повара, расширению и уточнению предметного и глагольного словаря

«Едет, лети, плывёт» на классификацию видов транспорта, обогащению и уточнению предметного и глагольного словаря по теме «Транспорт»

Созданы электронные картотеки «Загадки о старинных предметах», «Морские загадки»

Лэпбук «Птицы Рязанского края», в котором есть фонотека «Голоса птиц»

На этапе закрепления знаний о предметах и явлениях, активизации словаря использую ЭОР, ко многим презентациям разработаны игры с триггерами, которые позволяют в увлекательной игре обобщить, закрепить определённые знания и конечно ввести новые слова в активную речь детей.

 Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, поэтому в своей работе сочетаю традиционные и электронные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области