Методологические основы электронных учебников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методологические основы электронных учебников

В современное время наблюдается повышенный интерес к применению мультимедийных пособий или обучающих материалов в школе на уроках в том числе и географии. Применение электронных материалов не ограничивается в современном образовании только в использовании в специальных дисциплинах. Появляется множество программных продуктов, таких как электронные учебники, пособия, энциклопедии и прочие обучающие материалы, которые способны повысить эффективность обучения.

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении позволяет включить в активную учебную деятельность наибольшее число учеников класса, обеспечить своевременную обратную связь, выполнить общее число учебных задач. Это особенно актуально при изучении информативно насыщенных тем, богатых фактическим материалом, имеющих межпредметные связи. Так, вопросы о географических открытиях и научных исследованиях регионов планеты есть во всех школьных курсах физический географии.

В зависимости от технического обеспечения учебного процесса, целей и задач урока возможны следующие варианты практического использования мультимедиа технологий:

I. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер для учителя + проектор): лекция (изложение нового материала), закрепление материала, практическое задание.

II. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (урок в компьютерном классе без выхода в Интернет): работа с презентацией при изучении нового материала, контроль знаний, практические задания, групповые и индивидуальные проекты.

III. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (урок в компьютерном классе с выходом в Интернет): творческие задания на поиск и отбор информации.

В естественнонаучных направлениях основным стало иллюстрирование  процессов: географических, физических, химических, биологических, геологических и др. К примеру, физическая география относится к естественным наукам, поэтому в основу использования мультимедиа легло отображение процессов, происходящих в геосферах. Однако физико-географические процессы, в отличие от многих других природных процессов, зримо и наглядно отражаются в облике Земли в виде физико-географических явлений и объектов: различных типов климата, форм рельефа, родов, типов и видов ландшафтов — природных комплексов, объединяющих в себе литогенную основу, рельеф, почвы и растительность. Эта особенность налагает свой отпечаток при использовании мультимедиа в физической географии: показ процесса обязательно должен завершаться показом его следствий.

Компьютерная презентация каждого урока состоит из трех частей: вводной, иллюстраций процесса и иллюстраций его следствий — различных физико-географических явлений и объектов. Вводная часть содержит заглавие урока — название темы, основные ее положения, раскрытие которых составляет содержание темы. Иногда полезно бывает высветить и внутреннюю рубрикацию темы. Эта часть показывается на экране с самого начала урока, а иногда и немного раньше.

Мультимедиа-технологии так же положили начало «электронной книге» - новому типу книги, «живые» и озвученные страницы которой отображаются на экране дисплея. Они являются более совершенной и сложной технологией, чем просто мультимедиа-презентации.

Электронный учебник – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Для достижения наиболее эффективного результата необходима универсальность обучающий системы. Это означает, что данное электронное пособие должно содержать все материалы, необходимые для изучения данной конкретного предмета в наиболее полном объеме.

Должна быть централизованность электронного пособия, то есть наличие одного центра управления, который осуществляет координацию работы обучающей системы по различным направлениям. Должен осуществляться централизованный запуск всех компонентов электронного пособия средствами управляющего центра. Возможность запуска определенных сторонних компонентов может быть разрешена или запрещена.

При возможности запуска компонентов извне он должен осуществляться для документов или программой стандартного типа для данного электронного продукта, при запрете сторонние компоненты представлены в специфическом формате, которые пособие может не поддерживать.

Интерфейс электронного учебника должен быть наиболее простым, интуитивно понятен для обучающегося. Если интерфейс пособия разработан с определенными ошибками, это затруднит его использование, так же будет затрачено определенное лишнее время на его освоение. В нем все должно быть построено на элементарной логике. Когда управление компонентами обучающей системы имеет форму, удобную для непосредственной манипуляции и управления, без письменных инструкций понятна ученику, и он понимает, какие команды далее следует исполнить.

В обучающем электронном пособии должна присутствовать среда обмена данными между компонентами. Различные компоненты должны иметь один канал обмена данными с ядром курса, это позволит значительно упростить организацию электронного пособия, как на стадии разработки, так и на практике. Каждый компонент системы имеет свой внутренний формат данных, и может использовать для их обмена различные механизмы – систему файлового ввода – вывода, информативные сообщения Mundus, различные сетевые протоколы.

Ресурс содержит только самые необходимые, чаще всего используемые ссылки для ускорения работы и упрощения доступа к данным.

Применение электронных учебников с текстовым материалом позволит педагогам отработать с учениками словарные слова и географические понятия. Усваивая и запоминая специальную терминологию и картографический материал в более понятном и развернутом виде, ученики пополняют свой запас географических понятий, приобретают большую заинтересованность в освоении географии, закрепляют основные навыки.

Но при работе учащихся с мультимедийными пособиями и презентациями учитель не должен только ограничиваться прослушиванием комментариев электронных учебников, показом видеоряда, деятельность детей и педагога должна играть активную роль. Опираясь на усвоенные образы конкретных географических явлений или объектов, учащиеся под руководством учителя должны сравнивать, анализировать изучаемый материал, делать обобщения, выделять главное, внести свои пояснения и свои комментарии.

Изложение, закрепление и повторение учебного материала с использованием электронных учебников надо строить в соответствии с особенностями познавательной деятельности разных категорий детей.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.10.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.