Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Жанр интеллектуальной антиутопии в круге чтения современного школьника

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Жанр интеллектуальной утопии в круге чтения современного школьника

Современное состояние педагогического процесса стремительно идет по пути внедрения новых технологий, способов, вариантов преподавания. Введение компьютерной графики инновационные процессы преподавании гуманитарных наук, связанные с применением математических методов – все это говорит о вступление педагогики как науки и процессы взаимодействие ученика-учителя-родителя на новый этап своего развития.

Важно отметить, что под высокими технологиями можно понимать не только всеобщую компьютеризацию, но и информатизацию, имеющую в основе расширение точек доступа к любому интересующему материалу. Рост педагогического мастерства, связанного с введением новых приемов, способов при изучении науки, техники и жизни, изменение способов преподавания путем включения в круг чтение современного школьника новых жанров литературы, которые долгое время оставались уделом высших школ, говорит о расширении информационной культуры и высокотехнологичности. Рассмотрение утопий, изучений историй развитий, видов, перспектив и литературных текстов, написанных в этом жанре, показывает попытку качественно нового подхода в изучении литературы.

Кто такой современный школьник? Кто такой современный педагог? Каковы их ценностные установки и совпадают ли они? Возможно ли сегодня найти единый путь для педагога и школьника в интеллектуальном, духовном познании мира, в апробации новых технологических приемов? Явно, что учителю-словеснику предоставляется больше возможностей устремить взор школьника на духовное начало, на постижение сущности мира и человека в нем. Прежде всего это происходит через развитии у школьников понимание слово как структурный и семантической единицы текста. Важно отметить, что в зависимости от жанра и стиля слова приобретает свою специфическую окрашенность и различные смысловые оттенки. Но современный школьник – это человек, стремящиеся к постижению не словесного начала, а аудио-визуального восприятия действительности. Именно поэтому некоторые литературные тексты, наполненные игрой слов и смыслов, идей и метаморфоз не вызывают интереса у современного школьника. Условная схематичность, ясность сюжета, четкость факта, определенность слова способны привлечь внимание ученика сегодня.

С этой точки зрения интересно посмотреть на жанр интеллектуальной утопии, какова возможная реакция сегодняшнего школьника на него, в чем его высокотехнологичность.

Термин «утопия» (произошел от греческого слова и буквально означает «место, которого нет») как обозначение идеального общества впервые употребил Т.Мор. Затем этот термин стал употребляться при характеристики вымышленных, возможно не осуществимых общественных порядков; как жанр литературы, имеющий свои отличительные особенности, связанные с типом героев, вариантом построения тексты и развития сюжетов. Существуют разные виды утопий. Это и социальная утопия, где рисуется общества, основанные на единение интересов, гармонии чувств и отношений между людьми. Человек видит себя нужным и полностью реализованным как духовно, так и физически. Основа общественного развития здесь видится как прогресс научных знаний, морали и религии. Другой вид утопий- это фантастическая утопия, боевики, где рисуется физически не возможный мир, с не стандартными и невероятными в реальности ситуациями; положение страха, борьбы, несоответствий, вторжений и народных сил разворачиваются здесь в полной мере. Этот вид утопий приобрел широкую популярность среди молодежи. Интеллектуальная утопия отличается от предыдущих прежде всего тем, что здесь на первом плане выступает не сюжет, а идея. Мысль является главным действующим началом в тексте. Игра смыслов, движение мыслей, сплетение идей и выявление новой характеризует утопию. Человек здесь воспринимает себя как достигшего определенного уровня; не подготовленному читателю становится зачастую тяжело прослеживать движение мысли в такого рода произведениях. Естественно, что современный школьник сталкивается с рядом препятствий педагогу важно дать понять и объяснить, что это несколько иной вид текстовой реальности, это текст-идея.

Очень часто утопию фантастическую смешивают просто с фантастикой. Но все-таки эти понятия необходимы разграничивать, так как утопия – это некая система представлений, взглядов. Фантастическая же вообще в литературе – это описание редких событий или невозможных в реальной жизни. Фантастика в литературе определяется о противоположности реальному и существующему, это противоположность одновременно очевидно и чрезвычайно изменчива. Звери и птицы, наделенные человеческой психикой и владеющие человеческой речью; силы природы, олицетворенные в антропоморфных образов богов; живые существа противоестественной гибридной формы; противоестественные действия или свойства – все это ощущается как фантастическая и, безусловно, притягивает взгляд современного школьника, вызывая больший интерес нежели движение идей, и выраженной в речах героев. Вообще, восприятие фантастического зависит от нашего отношения к его сути, то есть к степени реальности или не реальности изображаемых событий. Однако современного школьника это очень сложное чувство, обусловливающие всю сложность и многогранность переживания фантастического. Современный ребенок верит в сказочное, однако из уст взрослых, из познавательных передач радио и телевидения он уже знает или догадывается, что в жизни все не так. Поэтому в его вере примешивается доля неверия, и он способен воспринимать невероятные события то как реальные, то как фантастически, то на грани реального и фантастического.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области