Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Воспитательный аспект в условиях внедрения ФГОС

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Воспитательный аспект в условиях внедрения ФГОС.

Денисова Полина Александровна

Учитель начальных классов

ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. Появление новых документов: Федерального Государственного Образовательного Стандарта, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  – привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, первоочередными стали задачи духовно-нравственного развития личности, в связи с этим определены новые направления, содержание воспитания, даны критерии оценки воспитательной деятельности. Эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание», с восприятием этого понятия не как сопутствующего процессу обучения, а приоритетного.

По мнению президента Российской Академии Образования Н.Д. Никандрова, «Доучить что-то можно быстро, а довоспитать невозможно. Перевоспитание в любом случае требует больше времени». Знаковым является само наличие воспитательного компонента в стандартах. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в обществе, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта – развернуть школу на воспитание. Стандарт позиционирует школу как носителя социальной идентичности и в первую очередь ориентирован на семью. Семья и школа – это партнёры, а не противоборствующие стороны.

Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у учащихся ряд компетентностей и в частности, социальную компетентность, которая содействует развитию каждого школьника. Социальная компетентность - способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты. Социальная компетентная личность проявляется в следующих направлениях:

- Я – гражданин;

- Я – ученик;

- Я – друг;

- Я - сын/дочь своих родителей.

Воспитательный компонент ФГОС представлен сегодня несколькими документами, главным из которых является Программа воспитания и социализации учащихся, которая включает содержание и методы воспитания школьников, управление и результативность воспитательной деятельности и определяет главные цели:

1. Создание условий для гармоничного развития личности;

2. Воспитание человека с активной жизненной позицией;

задачи:

1. Формировать систему ценностных ориентаций учащихся;

2. Развивать познавательный интерес учащихся;

3. Способствовать решению проблем социализации школьников;

4. Использовать разнообразные виды творческой деятельности учащихся;

5. Использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, организовывать совместный досуг;

6. Проводить диагностику, регулирование и коррекцию личностного развития учащихся.

Стратегической целью является системное содействие формированию мировоззрения учащихся посредством создания условий для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации и самореализации школьников. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.

Именно эту задачу решают различные разделы и направления Основной образовательной программы лицея для Начального и Основного общего образования.

Инвариантная часть Программы воспитания и социализации включает четыре основных направления:

1.​ Воспитание социально-активной личности

1.​ Работа с родителями

1.​ Профориентационная работа

1.​ Проектная деятельность

Одной из ключевых составляющих новых федеральных государственных образовательных стандартов являются требования включения в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности как инновационной образовательной технологии, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Проектирование как совместная форма деятельности взрослых и детей обеспечивает формирование их способности к осуществлению ответственного жизненного выбора.

Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен проектной и исследовательской деятельности. Программы всех учебных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе самостоятельной работы по созданию проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

     Практика показывает, что проектная и исследовательская деятельность в школе - интернат ведется в основном через творческие объединения дополнительного образования – научное общество учащихся, предметные элективные курсы, конкурсное движение в различных областях.

В соответствии с требованиями, которые  предъявляются ФГОС  к учащимся, образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся, и если мы хотим, чтобы наши выпускники были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание должны уделять развитию исследовательского поведения в образовании и воспитании детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области