Воспитательный аспект в условиях внедрения ФГОС.
Денисова Полина Александровна
Учитель начальных классов
ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ»
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени. Появление новых документов: Федерального Государственного Образовательного Стандарта, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года – привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, первоочередными стали задачи духовно-нравственного развития личности, в связи с этим определены новые направления, содержание воспитания, даны критерии оценки воспитательной деятельности. Эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание», с восприятием этого понятия не как сопутствующего процессу обучения, а приоритетного.
По мнению президента Российской Академии Образования Н.Д. Никандрова, «Доучить что-то можно быстро, а довоспитать невозможно. Перевоспитание в любом случае требует больше времени». Знаковым является само наличие воспитательного компонента в стандартах. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в обществе, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта – развернуть школу на воспитание. Стандарт позиционирует школу как носителя социальной идентичности и в первую очередь ориентирован на семью. Семья и школа – это партнёры, а не противоборствующие стороны.
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у учащихся ряд компетентностей и в частности, социальную компетентность, которая содействует развитию каждого школьника. Социальная компетентность - способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты. Социальная компетентная личность проявляется в следующих направлениях:
- Я – гражданин;
- Я – ученик;
- Я – друг;
- Я - сын/дочь своих родителей.
Воспитательный компонент ФГОС представлен сегодня несколькими документами, главным из которых является Программа воспитания и социализации учащихся, которая включает содержание и методы воспитания школьников, управление и результативность воспитательной деятельности и определяет главные цели:
1. Создание условий для гармоничного развития личности;
2. Воспитание человека с активной жизненной позицией;
задачи:
1. Формировать систему ценностных ориентаций учащихся;
2. Развивать познавательный интерес учащихся;
3. Способствовать решению проблем социализации школьников;
4. Использовать разнообразные виды творческой деятельности учащихся;
5. Использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, организовывать совместный досуг;
6. Проводить диагностику, регулирование и коррекцию личностного развития учащихся.
Стратегической целью является системное содействие формированию мировоззрения учащихся посредством создания условий для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации и самореализации школьников. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной.
Именно эту задачу решают различные разделы и направления Основной образовательной программы лицея для Начального и Основного общего образования.
Инвариантная часть Программы воспитания и социализации включает четыре основных направления:
1. Воспитание социально-активной личности
1. Работа с родителями
1. Профориентационная работа
1. Проектная деятельность
Одной из ключевых составляющих новых федеральных государственных образовательных стандартов являются требования включения в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности как инновационной образовательной технологии, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Проектирование как совместная форма деятельности взрослых и детей обеспечивает формирование их способности к осуществлению ответственного жизненного выбора.
Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен проектной и исследовательской деятельности. Программы всех учебных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе самостоятельной работы по созданию проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Практика показывает, что проектная и исследовательская деятельность в школе - интернат ведется в основном через творческие объединения дополнительного образования – научное общество учащихся, предметные элективные курсы, конкурсное движение в различных областях.
В соответствии с требованиями, которые предъявляются ФГОС к учащимся, образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся, и если мы хотим, чтобы наши выпускники были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание должны уделять развитию исследовательского поведения в образовании и воспитании детей.