Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Комплексное развитие детей в начальный период обучения игре на фортепиано

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБУДО «Детская школа искусств №18»

Комплексное развитие детей

в начальный период обучения игре на фортепиано

Выполнила:

Преподаватель высшей квалификационной категории

Павлючик Е.А.

Новосибирск

2019 г.

Содержание

Вступление…………………….…………….………………………………….…3

Музыкальное обучение детей младшего возраста…………………………..….4

Знакомство с инструментом и клавиатурой…………………..………………...8

Нотный стан, запись нот, ключи……….……………………….………………11

Длительности нот .…………….……….………….……………………….……12

Знаки альтерации…………………………………………………………..….…13

Чтение с листа. Подбор по слуху………………………………………..….…..14

Организация игрового аппарата……………………………………………..….16

Навыки звукоизвлечения. Штрихи…………………………………………......24

Средства музыкальной выразительности………………………………..……..26

Заключение………………………………………………………………...……..28

Литература………………………………………………………………...……...29

Вступление

Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря столь замечательной особенности она становится инструментом эмоционального познания и дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве, - наиболее восприимчивом из всех возрастов.

Музыкальная педагогика не только наука, но и искусство. А искусство неразрывно связано с творческой инициативой. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но не в меньшей мере и творческой изобретательностью.

Творческая деятельность учителя музыки зависит, с одной стороны, от педагогической направленности его личности, а с другой – от его профессиональных знаний, владения инструментом и музыкально- педагогической техникой. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства, а ее особенностью является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.

Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить. Австрийский пианист и педагог Артур Штабель говорил, что роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

Естественно, что поиск индивидуальных приемов обучения должен быть основан на понимании общих закономерностей формирования и совершенствования музыкальных способностей, развития исполнительской техники, воспитания художественного мышления. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него – все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса. Задачи педагога – не только передать ученику определенную сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия широкого универсального развития юного музыканта.

Музыкальное обучение детей младшего возраста

Музыкальное воспитание детей обычно начинается в детском саду. Здесь они поют, танцуют, занимаются ритмикой, участвуют в шумовых оркестрах, играют на детских музыкальных инструментах, учатся слушать и понимать доступную им музыку, постепенно накапливая слуховой опыт. Все это способствует общему музыкальному развитию и выявляет способности детей.

Эстетическое воспитание детей в дошкольный период создает тот необходимый фундамент, на котором возможны не только успешные занятия в дальнейшем, но и все последующее духовное развитие личности.

Выдающийся педагог и профессор Г.Г. Нейгауз писал: «Прежде чем начать обучаться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь то ребенок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слыша своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он в первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне».

Если говорить о системе начальной подготовки музыканта как о синтезе двух направлений: общеэстетического (в которое входит пропаганда музыкальных инструментов, воспитание у детей интереса к музыке, формирование у них вкуса) и профориентационного ( выявление наиболее одаренных детей и дальнейшая их ориентация на продолжение обучения в среднем специальном заведении), то несомненно главенство первого направления. Исходя из этого, перед педагогом стоит задача увлечь и научить играть на инструменте любого ребенка пришедшего к нему в класс.

Начальное обучение едва ли не самый ответственный и трудный этап в работе педагога. Первые уроки с учеником имеют особенно важное значение для установления душевной близости, без которой занятия музыкой с детьми не дают нужного результата. Уроки музыки нельзя начинать с обучения ремеслу. Маленький ученик пришел в класс в первый раз и для него музыка это любимая песня, музыкальная передача по радио или телевидению. А педагог ему сразу ноты, длительности, бесконечные упражнения для постановки рук. Для ребенка занятия становятся мучительными и не интересными и в этот момент легче всего упустить ученика навсегда, вселить у него страх перед занятиями музыкой. Поэтому, учитывая детскую психологию и возрастные особенности, нужно стараться преподносить учебный материал в качестве игры. Такая организация учебного процесса всегда вызывает у детей живой интерес к занятиям и приносит им радость общения с педагогом музыки.

Однако не стоит увлекаться только игровыми методами работы. Нужно помнить определение, данное психологом: «Обучение – это особая форма деятельности – не игра и не труд, но то и другое».

Первое, с чем сталкивается ребенок, начавший заниматься музыкой, - с многозначностью самой музыки и музыкальных занятий. Музыка – это игра, свободное самовыражение в звуках, интонациях, но это также труд, дисциплина. Как это соединить? И соединимо ли это? Вот основная проблема, с которой сталкивается ребенок, приступивший к систематическим занятиям музыкой. Главное – научить ребенка получать удовольствие от игры на инструменте. И для исполнения важно сохранить эту детскую радость наслаждения музицированием. Лишь много позже музыкант учится работать за инструментом, когда наслаждение музицированием, по словам немецкого дирижера Бруно Вальтера, переходит в наслаждение самим процессом творческой работы.

Процесс обучения игре на музыкальном инструменте является целенаправленным процессом и поэтому должен планироваться. Конечно, урок по специальности невозможно спланировать во всех деталях и по минутам, потому что процесс вносит коррективы в план поведения урока. Но все же продуманный план во всех случаях является тем стержнем, на котором будет держаться организация урока. Именно организация урока имеет важнейшее значение в период начального обучения. Урок не должен быть однообразен, перегружен, задания необходимо чередовать трудные с легкими, педагогу нужно чутко реагировать на утомляемость ученика и делать небольшие паузы в занятиях.

Педагогическое искусство – не строгое соблюдение плана урока, а способность разрешать непредвиденные ситуации, возникающие на уроке, так, чтобы не повредить главной линии развития ученика. Полученные и закрепленные знания и навыки, воспитанная самостоятельность мышления и умение анализировать являются залогом того, что музыка прочно войдет в жизнь учеников, а через - них в жизнь многих людей.

Обучение игры на фортепиано – протяжённый во времени процесс, многогранный и очень сложный, требующий многих усилий, особенно на начальном этапе обучения.

Первые впечатления от соприкосновения с искусством оказывают часто если не решающее, то во всяком случае, очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика. И поэтому первые уроки считаются ответственным делом, требующим специальных знаний. Этот период дает запас музыкальных впечатлений, приучает вслушиваться в звучание инструмента, в музыкальную речь, проникать в ее смысл.

Начальное обучение игры на фортепиано – не изолированная область работы с учеником, подчиняющаяся принципиально особым требованиям, а часть общего процесса, имеющая свои особенности. Работая с начинающим, педагог приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большой мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае – ближайших лет занятий. Успех работы будет зависеть от многих условий, среди которых большую роль играет личность педагога и его контакт с учеником. Педагог – прежде всего настоящий друг. И когда между педагогом и учеником не возникает невидимая духовная нить, то самый талантливый ребенок не будет способен и самостоятелен. Если преподаватель, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, то ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки – очень важный контакт. И что особенно важно, этот музыкальный контакт преподавателя и ученика обычно способствует появлению инициативы у последнего, то есть желания самому сыграть, и не просто сыграть, а исполнить, попытаться, пусть неумело, по–своему, донести настроение и смысл музыки. Это пробуждение инициативы, активного стремления к исполнению является первым успехом в педагогической работе и главным критерием подхода к ученику.

Большую роль в начальный период обучение играет домашнее окружение. Родители должны создать в семье обстановку заинтересованности, всеобщего внимания, поощрения творческих успехов ребенка.

Педагогика – всегда поиск и творчество. Работа с детьми – это всегда в значительной степени импровизация. Импровизационная форма занятий требует от преподавателя эмоциональной гибкости, артистичности, интуиции. Каждый ученик – это особый мир. Приходится искать особые подходы, приемы, методы обучения, так как у детей разные темпераменты, характеры, способности.

Педагог должен:

Сделать педагогический процесс целенаправленным, последовательным и качественным.

Осуществлять работу с учеником по определенному индивидуальному плану (видеть перспективы обучения и прогнозировать его результаты).

С первоначальных шагов обучения стараться гармонично развить в ребенке музыканта-пианиста (пение песен, подбор по слуху, игра в ансамбле с преподавателем, ритмические упражнения ).

Заинтересовать ребенка музыкой (больше сказки, фантазии) пребывать в творческом состоянии духа, потому что каждый урок – это маленький спектакль.

Создать на уроках непринужденную атмосферу и поддерживать в детях игровое настроение.

Иметь «в запасе» необходимый набор игр (они придадут уроку динамику), т.к. учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается ребёнком, увлекает, рождает у него желание самому принять активное участие на уроке.

Помочь обрести свободу (не навязывать ребенку своих ощущений, а творить вместе с ним). Стремиться к раскрепощению ребенка, постараться «заразить» ученика творческой энергией настолько, чтобы все существо ребенка выражало стремление к сотворчеству, к предельному самовыражению.

Цели, преследуемые в процессе обучения на фортепиано.

Воспитать личность духовно и интеллектуально развитую, для которой искусство, музыка будет являться необходимой жизненной потребностью.

Пробудить активный интерес и любовь к музыке, т. е. воспитать эмоциональную отзывчивость и осознанное отношение к содержанию и характеру музыкального произведения, к его музыкальному образу, к средствам музыкальной выразительности.

Сделать музыку для ребенка способом самовыражения его мыслей и чувств в окружающем мире.

Задачи, преследуемые в процессе обучения на фортепиано:

- осознанное владение навыками игры на фортепиано;

- умение свободно и профессионально разбирать нотный текст, а так же выучивать музыкальные произведения;

- навыки чтения с листа;

- умение транспонировать;

- подбор разнообразных мелодий, песенок.

Основными направлениями в работе с детьми первого года обучения являются:

- изучение нотной грамоты;

- чтение простейшего нотного текста, подбор по слуху;

- организация исполнительского аппарата;

- освоение основных приемов игры: non legato, legato, staccato;

- развитие координации движений;

- формирование навыков слухового самоконтроля.

Знакомство с инструментом и клавиатурой.

С первых же уроков ученика необходимо познакомить с инструментом, рассказать в общих чертах об устройстве фортепиано, показать клавиатуру и характер звучания среднего, высокого и низкого регистров, дать названия клавишам. Разница регистров может вызвать сравнения: "медведь", "птичка" и т.д. Задача преподавателя состоит в том, чтобы фортепианная клавиатура как можно раньше стала для малыша «обжитой территорией», где обитают известные музыкальные звуки.

Показывая ребёнку инструмент изнутри, можно прочесть стихотворение О. Мандельштама "Миньон":

Городок внутри рояля

Мы сегодня увидали

всюду мягкие суконца,

Блещут струны жаром солнца,

Целый город костяной –

Молотки стоят горой.

Что ни улица – струна

В этом городе видна.

Обратить внимание на педаль (помогает звуку растаять, раствориться).

Процесс изучения клавиатуры и выучивания названий семи звуков должен быть превращен в увлекательную игру. Для начала внимательно рассмотреть с учеником клавиши. Попросить ребенка показать повторяющиеся клавиши, посчитать группы черных клавиш. Вначале – знакомство с черными клавишами, так как дети легко ориентируются в строении клавиатуры, узнавая группы из 2-х и 3-х черных клавиш. Для этого необходимо привести сказку – игру про "двух сестричек" и "трех братиков" (главное в которых обратить внимание детей на то, что клавиши расположены не "подряд", что существуют разные группы: группы из 2-х и 3-х черных клавиш). После того как ученик увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, то можно дать ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, что у него под рукой – "братики" или "сестрички". Эта простая, но увлекательная игра нравиться малышам.

Можно с ребенком провести ряд игр.

Например: "Море и небо". Читая стишок, ученик должен одним пальцем пройтись по всем черным клавишам снизу вверх и сверху вниз. Задание также знакомит с высокими и низкими звуками, ребенок усваивает местоположение низких и высоких звуков, направление их движения. (Примечание: на каждый слог приходится одно прикосновение к клавише):

Вот из темных вод

Ночью звездочки,

Днем ни облачка

Поднимается кашалот

Ветерок чуть колышет волну

А вокруг тепло,

Светит солнышко,

А кашалоту все равно,

Стайки птичек летят в вышину...

Он уплывает на дно.

Затем можно перейти и к изучению белых клавиш.

Ребёнку следует объяснить, что каждая нота имеет свое название. В практике многие педагоги используют всевозможные стихи, игры, облегчающие процесс запоминания нот. Например, игра "фа – сольки". – Где находится фа? Слева от трех черных клавиш. За фа следует соль, получается – фасоль. Попробуем найти на клавиатуре все "фасольки" и т.д.

Можно привести стихи:

"До, ре, ми, фа, соль, ля, си –

едет зайка на такси,

До, си, ля, соль, фа, ми, ре –

ест морковное пюре".

Если ученик очень маленький (4–5 лет), то вместе с ним каждую ноту можно наделить цветом или использовать фишки с изображением любых животных (как позволит фантазия ребенка). Например нота ДО – лягушка, и пусть твоя лягушка попрыгает по своим нотам ДО по всей клавиатуре. Детям дошкольного возраста нужно объяснить, что между двумя черными клавишами можно найти ноту РЕ, слева от нее – ДО, а справа – МИ. Слева от трех черных клавиш – ФА, рядом с ней – СОЛЬ, получается фасоль. И так далее, главное – заинтересовать ученика в овладении нотной грамотой.

Подготовить несколько моделей клавиатуры. На каждой из них закрасить определённые ноты, соответствующие слогам в задуманных словах. Попросить ребёнка прочитать их.

Например:

Предложить ребёнку в качестве домашнего задания сделать карточки с изображением различных животных (явлений природы, предметов и т. д.), в которых могут находиться ноты, и подписать их. Например, ДОждик, РЕка, СИРЕнь и т. д. На уроке преподаватель, показывая карточку, просит ученика найти эту ноту на клавиатуре.

Нотный стан, запись нот, ключи.

Чтоб сделать усвоение ребёнком нового материала более интересным, его следует подавать в игровой форме.

Начертить пять линеек. Объяснить ребёнку, что:

Вот пятиэтажный дом.

Проживают ноты в нем.

Вопрос ребёнку: чем открывают каждый дом? – Ключом. У нашего дома тоже есть ключ, называется скрипичный ключ.

Каждая нота «живёт» на своём «этаже» - линейке. Ми – на первом, соль – на втором, до – на добавочном и т. д.

До, ми, соль, си, ре, фа – на линеечках сидят.

Ре, фа, ля, до, ми, соль – те в окошечки глядят.

Пять линеек, на которых записываются ноты, называются нотоносцем. Чтобы записать большее количество разных по высоте звуков, пользуются двумя нотоносцами, соединенными чертой. На верхнем нотоносце, как правило, ставится знак , который называется скрипичным ключом, или ключ Соль. Он указывает место ноты "соль" первой октавы на второй линейке.

На нижнем нотоносце чаще ставится знак , который называется басовым ключом или ключом Фа. Он указывает "фа" малой октавы на четвертой линейке.

Мелодии, записанные на двух нотоносцах, исполняются двумя руками.

Длительности нот

Развитие метроритмического чувства ребенка – один из основных этапов начального периода обучения.

Методы развития чувства ритма:

прохлопывание ритмического рисунка произведения (возможно одновременное «прохлопывание» преподавателем по плечу учащегося);

просчитывание всего произведения без исполнения;

использование ритмослогов;

одновременное пропевание мелодии и прохлопывание ритма;

поочерёдная игра преподавателя и ученика (первую фразу исполняет педагог, вторую – ученик);

На первых занятиях необходимо показать ритмическую запись, объяснить, что звуки бывают короткие и длинные. Ребенок должен понять, что ритм тесно связан с чувством времени. Протяженность звуков во времени называется длительностью. С учеником можно провести упражнения, которые помогут развить чувство внутреннего ритма. Самое распространенное из них – упражнение "Круг" («Яблоко»). Его разрезают на 8 частей, и просят ребенка составить из них длительности.

Также дети с большим удовольствием слушают, а затем и играют в сказку – игру Е. Королевой "Дружная семья".

Существует множество способов знакомства ребенка с метроритмом. Приведем один из примеров.

Мама гуляет с малышом, идет спокойными большими шагами, а малышу, чтобы не отстать от мамы приходиться делать в два раза больше шагов .

Папа решил прогуляться со своей семьей, но у папы шаги очень большие , такие большие, что мама успевает сделать два шага, а малыш целых четыре.

Затем можно предложить ребенку прохлопать разные ритмические схемы ("Кто идет?"). Ребенок может сам написать схемы для игрушек или любимых персонажей сказок. Постепенно усложняя задание предложить ребенку простукивать ритмический рисунок с одновременным проговариванием нот. По записи ритмического рисунка следует подбирать песенку от нот до, ре, ми и т.д. Так проходится определенное количество песенок с двумя, тремя звуками, пока педагог не почувствует, что этот материал усвоился.

Давая понятие темпа, можно привести в пример биение сердца. Например, у идущего человека стук сердца спокойный, а у бегущего –стук в несколько раз быстрее. Тоже самое и в музыке. У нее есть пульс, который называется ритмом.

Знаки альтерации

Знаки альтернации, как правило, дети легко усваивают, если их объяснять в игровой форме. Знак (диез) – ступенька вверх, знак (бемоль) – гирька, которая тянет нотку вниз. Можно привести стихи.

Педагог: Знак диез, знак диез – что он означает?

Ученик: Этот знак, этот знак – ноту повышает.

Педагог: Знак бемоль, знак бемоль – что он означает?

Ученик: Этот знак, этот знак – ноту понижает!

Педагог: Знак бекар, знак бекар – что он означает?

Ученик: Этот знак, этот знак – все он отменяет!

Зная особенности развития детей в этом возрасте, нужно всегда пытаться превращать сложный процесс обучения в увлекательную для ребенка игру, путешествие в новый для него мир.

Чтение с листа. Подбор по слуху.

Чтение с листа является очень важной проблемой для музыкального образования. Одно из основных условий для успешного чтения с листа – это умение смотреть вперёд.

Преподавателю необходимо сконцентрировать внимание ребёнка на восприятие нотного текста группами по две, три или четыре ноты, а не разрозненно. Взгляд должен быть направлен только на нотный текст, следовательно необходимо научиться играть, не глядя на клавиатуру.

Основные принципы в работе с учеником при чтении с листа:

облегчить ребёнку ориентировку в нотном тексте.

использовать дидактический приём «расчленения задачи»:

простукивание ритма мелодии на ритмослоги (та-та, ти-ти);

простукивание ритма одновременно с проговариванием нот;

простукивание ритма и одновременное пение мелодии с названием нот (при этом допускается помощь себе: играть на инструменте во время пения);

игра и пение мелодии с названием нот.

обучать чтению целостных структур, а не отдельных знаков.

привить навык «смотреть вперёд», а не тот текст, который в данный момент исполняется.

научиться играть, почти не глядя на руки и ориентируясь на клавиатуре «вслепую».

научить предварительному прочтению (простейшему анализу нотного текста глазами до его передачи на инструменте).

С первого урока ребёнка необходимо научить видеть нотный текст вперёд, анализировать его, т. е. «видеть графически» (не высчитывать на какой линейке находится каждая нота, а видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи). Необходимо добиться прямой связи: вижу ноту – нажимаю клавишу, не вспоминая, как называется эта нота.

Дети знакомятся с записью нот сразу на 10 линейках и первой дополнительной, связующей, на которой пишется «до» первой октавы. Научить графическому восприятию нотной записи можно с помощью упражнения «бусы». Записать ноты от «до» вверх подряд. Ребёнок играет, смотря на запись (названия при этом не произносятся). Например:

Следует объяснить ребёнку, что когда записаны все ноты подряд, то одна нотка «сидит» на линеечке, а другая находится между линеек. Если нота «сидит» на одной и той же линейке, значит, это одна и та же клавиша, один и тот же звук, повторяющийся несколько раз.

Одновременно закрепляются понятия «движение вверх», «движение вниз», «повторяющаяся нота». Момент важный, т. к. ноты записываются в вертикальном положении, а играются на клавиатуре горизонтально.

На уроке вместе с ребёнком можно записать несколько «бус», затем играть их. При повороте движения хорошо «постоять на месте», чтобы ребёнок успел сориентироваться. Далее можно переходить к чтению с листа несложных мелодий. На втором уроке нужно записать два ряда нот: 1-ый – ноты на линейках, 2-ой – ноты между линеек. Следует объяснить, что они играются через клавишу. Сначала проиграйте ноты по записи, но без названий, потом ребёнок должен запомнить их названия на клавиатуре.

Затем можно усложнить задачу. Ввести упражнение «двойные бусы» (т. е. записываются параллельно терции, кварты, квинты, сексты), «тройные бусы» (аккорды).

Подбор по слуху и транспонирование – эффективный метод музыкального развития детей в процессе обучения игре на фортепиано. Обычно именно он является основным видом работы на первых уроках. Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребёнка, но обязательным условием является предварительное запоминание мелодии.

Выбор песен должен быть не случайным, а методически продуманным. Начинать с песен в объеме трех звуков в спокойном темпе, с первой ступени. Например:

Подбор по слуху имеет большое значение в развитии творческих (музыкальных) способностей и возможностей, ведёт к развитию внутреннего слуха.

При подборе по слуху преподаватель должен обратить внимание ученика на направление движения мелодии (поступенное или скачкообразное), есть ли одинаковые повторения музыкального материала и т. д.

Организация игрового аппарата.

Организация игрового аппарата – самый сложный и ответственный этап первого года обучения. Одна из самых ответственных и трудоёмких задач, стоящих перед педагогом на начальном этапе обучения, - «создание» рук ребёнка. В течение первых 2-х месяцев каждый урок включает в себя комплекс упражнений для укрепления мышц спины, развития свободы рук, гибкости суставов, укрепления мышц пальцев.

Начиная с первых занятий, преподаватель должен обратить внимание ребёнка на правильную посадку (не сутулиться, не прижимать локти к туловищу, хорошая опора на ноги).

Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, полезно проделать ряд упражнений, которые активизируют и укрепляют мышцы, помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата. Далее мы приведём некоторые из них, которые помогут достичь гармонии в действиях рук и естественности движений:

Упражнение «Подснежник».

Ребёнок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Первая фраза – подснежник «растёт» – правая рука плавно поднимается и опускается. На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Объясните ребёнку, что ладошку не следует показывать, так как подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. Вторая фраза – то же самое левой рукой. Третья фраза – поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

«Мячик», или «Отдай мне руку».

Рука ребёнка должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить её, как мячик.

Следует рассказать детям, что их руки – это большая семья, в которой есть пять братьев–пальцев, и имеют они не только имена, но и номера: большой палец – 1-й, указательный – 2-й, средний – 3-й, безымянный – 4-й, мизинец – 5-й. Самый "старший" среди братьев, опора семьи – 3-й палец; он "на голову выше" остальных ("богатырь Гвидон"); 2-й и 4-й – тоже длинные, но они не такие могучие, как "богатырь Гвидон"; 5-й палец – самый маленький и слабенький, но он большой помощник в "семье"; вместе с 1-м, большим, пальцем его задача удерживать "свод" руки.

Упражнение "Шалтай –Балтай".

Цель: ощущение всей руки, и полной в ней свободы.

Ребенок стоит, слегка согнувшись, свободно опустив руки вниз. Постепенно начинает покачивать руками навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя в стороны. Одновременно с этим наклон увеличивается, а затем постепенно ребенок распрямляется, возвращаясь к исходному положению стоя прямо. Делая это упражнение необходимо полностью освободить руки и тело.

Упражнение "Заводная кукла" (девочкам)

"Робот" (мальчикам).

Кукла (ребенок) стоит, подняв руки. Все тело до кончиков пальцев напряжено. Завод кончился. Падают руки, расслабляются пальцы, кисти, все туловище. Ребенок наклоняется в расслабленном состоянии.

Упражнение развивает у ребенка ощущение всей руки – от плеча до кончиков пальцев.

Упражнение “Маятник”

Цель: развить ощущение собственных рук.

Ребенок стоит прямо, ноги на расстоянии ступни. Руки свободно опущены вдоль туловища. Постепенно ребенок начинает раскачивать вначале одной, потом другой рукой – взад–вперед, как маятник.

Упражнение "Радуга".

Цель: ребенок должен научиться плавно переносить руки и добиться ощущения свободного запястья.

Ребенок в воздухе "рисует радугу", сначала правой, затем левой рукой, плавно перенося руки со свободными кистями из стороны в сторону (слева – направо, справа – налево).

Упражнение можно делать, одновременно читая стих:

Ой ты, радуга –дуга!

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла,

Словно коромысло.

Я красивую такую

В пол минуты нарисую.

Упражнение "Птица".

Цель: помочь ребёнку ощутить свободу рук.

Упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя за инструментом.

Ребенок, разведя руки в стороны, имитирует полет большой, красивой птицы (взмахи крыльев). При этом руки должны быть совершенно свободными и плавными. Позже, это упражнение можно выполнять, работая руками перед собой.

После этого можно переходить к постановке рук. Многие педагоги, организовывая кисть, советуют детям представить, что они держат яблоко. Эта ассоциация действительно помогает кисти приобрести нужную форму. Однако необходимость "держать" яблоко иногда вызывает усилия, что приводит к зажатости. Л. Баренбойм предлагает иной вариант организации кисти. Естественно свободная кисть имеет округлую форму и соответствует пианистическим требованиям ее организации. В этом можно убедиться, глядя на кисть руки, свободно висящей вдоль корпуса: пальцы полусогнуты, не напряжены, не сжаты – кисть имеет пианистически правильную форму. Эту природную организованность руки (кисти) авторы школы используют в упражнении у стола.

Рост ребенка шести–семи лет, стоящего у стола стандартной высоты, обеспечивает естественное положение рук, лежащих на столе от локтя до кисти: локти слегка отведены от корпуса, пальцы свободной кисти всегда округлены и касаются поверхности стола "подушечками".

Упражнения на постановку рук:

Поднять руку, как в упражнении «Подснежник», и, расслабив, бросить на колени.

То же, но кисть собрана и пальцы поджаты (расслабленный кулачок).

То же, но рука падает на подушечки пальцев.

То же, но рука падает на третий палец, сначала на колени, потом на стол или крышку инструмента, затем на клавишу. Упражнение выполняется поочерёдно всеми пальцами. Для начала 1 и 5 пальцы «падают» одновременно. Добившись устойчивости кисти, предлагается сыграть каждым пальцем отдельно.

Упражнения "Барабанщик", "Острова".

Выстукивается ритм стишка всеми пятью пальцами, попеременно каждой рукой. Показывает педагог, потом ученик выполняет сам. Эти ритмосчиталки создают у ученика зрительное представление о правильной форме кисти, но при этом ощущение пружинистости свода часто не возникает – кисть расслаблена. Поэтому рекомендуется работа каждого пальца в паре с первым, создающая ощущение свода. Таким образом, от восприятия внешней формы кисти осуществляется переход к приобретению технических ощущений. При выполнении этих упражнений определяется правильное положение локтя, форма кисти, создается первое ощущение свода, тренируется самостоятельное движение запястья.

Упражнение "Подпольщик".

Первый палец наш разведчик, выполняющий важные задания. Мы обязаны его беречь. Он живет в лесу, поэтому построим для него шалаш. Шалаш – это наши четыре пальца, которые ставятся на ровную поверхность. У шалаша высокая крыша – это свод. С "проваленной крышей" он не может жить. "Подпольщик вы ходит на связь": первый палец проходит под ладонью и касается пальца педагога, находящегося у наружной стороны кисти ученика, и возвращается в шалаш. Обязательным условием игры является "неподвижность шалаша", особенно его "крыши", иначе его заметят. Это упражнение для первого пальца нацелено на то, чтобы дать ученику представление о его двигательных возможностях и соответствующие этому ощущения.

"Дыхательное" упражнение.

Цель: формирование пианистического навыка – non legato. Кисть ставиться на третий палец (или на 2, 3 и 4 пальцы одновременно). Задание "подышать рукой": движение запястья вверх (очень высокое положение) – это вдох, вниз – выдох. Обычно дети делают это всей рукой. Нужно слегка придерживать локоть ученика в низком положении (ближе к корпусу).

Упражнение "Кузнечик".

Цель: формирование пианистического навыка staccato.

Данное упражнение – одна из форм вертикального движения запястья (снизу – вверх), после которого активно расслабляются все мышцы руки. Конечно, для пианистического владения этим приемом, он несколько двигательно преувеличен, поэтому в дальнейшем необходимо уменьшить амплитуду движения.

Методика выполнения состоит из двух фаз. Первая – подготовка. Нужно приблизиться к предмету, от которого следует отталкиваться. Прикоснуться к клавише (столу), кисть занимает заниженное положение. Затем палец резким движением отталкивается от клавиши, а запястье одновременно резко поднимается вверх, выполняя роль рессоры, рука взлетает и перемещается вправо или влево. "Приземление кузнечика" осуществляется "на выдохе". Упражнение выполняется третьим пальцем, затем всеми другими по очереди. Резкий подъем запястья дети воспринимают труднее, чем толчок пальцем. Поэтому движению нужно придать игровое обоснование. Пусть запястье будет "спинкой кузнечика". Игровое условие: если кузнечик, оттолкнувшись ногами, хорошо выгнет спинку, то сумеет прыгнуть далеко. Если нет, значит, он болен, далеко не сможет прыгнуть, и сделается добычей лягушки.

Упражнение "Рулевой".

Цель: помочь ребёнку в получении разнообразной «двигательной информации» для дальнейшего применения в пианистической практике, т. к. в первый год обучения данный игровой приём не применяется.

Рулевым назначается 3-й палец, как самый длинный и занимающий центральное положение. Он ставиться на любую белую клавишу, затем кисть с помощью запястья совершает повороты вправо и влево до отказа. Чтобы избежать вспомогательных вертикальных движений и подмены движения запястья работы всей руки, можно корректировать упражнение "ручным способом".

Упражнение "Десять братьев".

Цель: выработать у ученика ощущения цепкости и чуткости кончиков пальцев.

Ученик выполняет задание, стоя у стола. Рассказать ребенку историю о том, как десять братьев – десять пальцев, пришли в гости к своей тете, и хором поздоровались. Вышло так громко, что тетя испугалась. Тогда братья решили, что, придя в гости, все будут только молча кланяться, а двое с одинаковыми именами – "вторые" или "пятые" от имени всех поздороваются. Сначала нужно показать, как правильно выполнить это упражнение – игру. Обе кисти поднимаются, предплечье лежит на столе. Затем кисти снова опускаются в исходное положение ("поклон"). Далее любая пара пальцев (третий и четвертый) обеих рук "произносят приветствие" ногтевые фаланги делают цепляющее движение, при котором сустав ногтевой фаланги образует тупой угол, но палец с места не соскальзывает. Будет лучше, если применить "ручной метод" показа (на руке ребенка): палец цепким движением натягивает кожу, но не скользит по ней. Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами. Затем упражнение переносится на клавиатуру.

Упражнение "Стрекоза".

Цель: формирование у ученика постановки 3-его пальца и ощущения круглой кисти.

Оно состоит из двух фаз. Сначала рука плавно поднимается и кладется на пюпитр, пальцы свободно раскрыты: стрекоза плавно взлетела, расправила крылышки, и греется на солнышке. Вторая фаза: рука также плавно опускается на клавиатуру, третий палец ставиться на черную клавишу (на «точечку»), пальцы собираются (стрекоза собрала крылышки). Собранные крылышки придают кисти округлую форму. Выбор черной клавиши не случаен. Для первых шагов начинающего пианиста игра не черных клавишах представляется очень удобной. Поскольку каждая черная клавиша изолирована от соседних, ее легко взять одним пальцем при собранном положении остальных. Кроме того, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставит "нацелиться" и почти исключает игру прямым пальцем.

Игры для развития тактильных ощущений. Аппликатура.

Игра "Прятки".

Ребенок должен сложить руки, скрестив пальцы, из которых один или два пальца спрятаны внутрь руки (между ладонями). А затем найти "пропавшие" пальцы и назвать их по номеру.

Игра "Приказы пальцам".

Малыш свободно кладет руки на стол или на крышку фортепиано. Пальцы немного согнуты, опираются на подушечки. Далее педагог отдает приказы пальцам: приказываю подняться второму пальцу правой руки и т.д.

Игра "Колечки".

Ребенок должен вслух называть номера пальцев, с помощью которых образуются колечки: 1–2, 1–3, 1–4 и т.д. Сначала можно выполнить правой, затем левой рукой, а потом одновременно.

При постановке руки и во время самой игры необходимо стремиться к активности кончиков пальцев, цепкости, чуткости и естественности движения. Выполняя эти и другие упражнения важно проверять, не напряжены ли руки.

Некоторые упражнения для развития координационных

движений.

Упражнение №1 (вертикальное).

Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Усложнять упражнение: руки опускаются на расслабленные кулачки. Затем на все пальцы. На 1 и 5 пальцы. На каждый палец отдельно.

Упражнение № 2 (горизонтальное). «Машинка».

Ребёнок водит маленькую игрушечную машинку то влево, то вправо (передний ход, задний ход). Преподаватель следит, чтобы впереди шёл кистевой сустав и вёл за собой пальцы, держащие игрушку.

Упражнение № 3. «Марширующие гномы».

Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают 2-3 пальцы правой руки и 3-2 пальцы левой руки одновременно. Затем, 2-4, 4-2 и т. д. Постепенно усложнять: в правой руке 2-4 пальцы, левая рука – 5-1 пальцы и т. д.

Упражнение № 4. «Хороший – плохой».

Ребёнок одновременно левой рукой гладит себя по голове, а правой рукой – похлопывает по колену, и наоборот.

Навыки звукоизвлечения. Штрихи.

С прикосновения к клавише начинается работа над звуком. Ребенок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Самое главное привить культуру отношения к звуку. Начало всему – первое «прикосновение» к клавише, которое должно быть «благородным». Для того, чтобы дети умели «управлять звуками», преподавателю необходимо стремиться к тому, чтобы дети свободно чувствовали себя за инструментом (правильная посадка – тело расслабленно (как в ванне), сесть на косточку (на талии). Баба-Яга в плечах – надо выгонять). Звук должен «идти» из спины, через руки, к струне, ребёнок как бы срастается с инструментом, образуя с ним единое целое. В извлечении звука участвует весь организм. Звук надо представить, вообразить. Звук должен быть окрашен (цвет). Воображение – подготовка тела (свободное, приятное) – спинка (опора на косточку на уровне талии) – кончик пальца (почувствовал в голове) – проколол клавишу, извлек звук и отправил его в себя. Ученик должен с первых уроков понять, что фортепиано – поющий инструмент. Кончики пальцев, туше – это "зеркало души" пианиста. В звук надо погружаться и объяснить, как это происходит можно при помощи игр. Можно нарисовать на подушечках пальцев личики человечков – подушечки как бы сами становятся живыми человечками. И благодаря "живым подушечкам" дети очень нежно прикасаются к клавишам, чтобы пальчики их рук пели человеческим голосом.

Движение мелодии – стремление от первой доли к первой следующей – речка, которая течёт, а не стоит на месте.

В построении музыкальной речи необходимо делать подтекстовку.

Знакомство со штрихами должно происходить в ярко-игровой эмоциональной форме с применением ранее знакомых упражнений. Начинать играть штрихи non legato и staccato 3-м пальцем. Non legato (подготовка штриха упражнением «Стрекоза») – это тот штрих, с которого необходимо начинать обучение ребёнка. Он воспитывает координацию движения всех частей руки, позволяет легче добиться освобождения мышц. Дети сначала исполняют его одним наиболее устойчивым пальцем (3-им, затем переходят ко 2-ому и 4-ому, и наконец, к 1-ому и 5-ому пальцам), свободной рукой от плеча. Преподаватель должен следить за тем, чтобы ребёнок не проваливал косточки (3), ставил палец на «точечку».

Делать кончик пальца (точечку) – полиэтиленовая плёнка на чашку – попросить ребёнка сделать дырочки каждым пальцем.

Legato – переход одного звука в другой. При освоении приёма legato необходима интонация «вздоха» - опора на первый звук, на втором палец «гладит» клавишу. Вводить в игру legato надо наиболее сильными пальцами – 3-2; 2-3; 2-3-4; 4-3-2; затем постепенно добавлять 1-ый и 5-ый пальцы. Запястье должно повторять рисунок мелодии. Преподаватель может предложить ребёнку сказку Е. Королёвой «Путешествие по волнам».

Staccato (подготовка штриха упражнением «Кузнечик») – так же начинать играть 3-им пальцем. Для данного штриха характерно энергичное звукоизвлечение.

Средства музыкальной выразительности.

Ребенок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. В это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно проявлять себя в области музыки. Задача преподавателя – помочь ребенку выразить себя в музыке, независимо от его природных данных, пробудить в нем интерес и любознательность.

Регистр – это диапазон музыкального инструмента, характеризующийся единым тембром. Регистры тоже бывают высокие, средние, низкие, но чётких границ нет. Для ясности детям можно рассказать сказку про «Машу и медведей».

Михайло Иваныч – низкий регистр, Настасья Петровна – средний, Мишутка – высокий.

Немаловажную роль в характеристике музыкальных образов и их развитии играют динамические оттенки. Каждый ребенок знает о том, что существуют громкие и тихие звуки. Например, человеческая речь благодаря динамическим оттенкам красочна и эмоциональна. А динамические оттенки в музыке – это своеобразные музыкальные краски, которые раскрашивают мелодию в разные цвета и заставляют звучать ее более выразительно. В практике многие преподаватели используют разнообразные игры, способствующие развитию у ученика умения различать разные по силе звуки.

Игра «Громко – тихо».

Ребенок выходит за дверь. Педагог прячет какой-либо предмет в классе. Ученик должен найти спрятанную от него вещь с помощью преподавателя, который играет на фортепиано и по мере приближения ребенка к месту, где спрятан предмет, педагог играет громче, если же ребенок находится далеко, - то тише.

Игра «Цветные карточки».

В начале игры ребенку выдают цветные карточки (каждый цвет соответствует определенному динамическому оттенку, например, красный квадрат – forte). Затем преподаватель дважды играет пьесу, в которой динамические оттенки сменяются последовательно. Первый раз ученик внимательно слушает ее, а во второй – должен выложить карточки в соответствии с услышанной динамикой.

Придумать с ребёнком слова с ударениями на разные слоги. Например: мамочка, телефон, ребёнок. Слова произносятся с динамическими оттенками (в дальнейшем использовать слова в исполнении на инструменте различных мотивов при освоении приёма legato).

Заключение.

Успех обучения игре на фортепиано в огромной мере определяется начальным этапом. По окончании подготовительного периода ребенок должен знать нотную грамоту, овладеть элементарными приемами игры на фортепиано, навыками разбора и исполнения несложных музыкальных пьес.

Важно приобщить ребенка к музыке, чтобы она стала близкой и понятной ему на всю жизнь, чтобы он не только начинал познавать то, что окружает, но и испытывал желание подражать, пробовать свои силы во всем, что он воспринял и накопил.

Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля – вот двигатель в работе ученика. Музыка должна рождать потребность к занятиям. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждая встреча преподавателя и ученика была превращена в увлекательную игру. На начальном этапе обучения музыке надо создать условия, чтобы ученик чувствовал себя личностью за инструментом, мыслящей, творческой, использующей фортепиано для самовыражения. Надо постараться сделать так, чтобы у ребенка не было обыденно – потребительского отношения к музыке в процессе обучения, как на начальном этапе, так и в будущем.

В первоначальный период обучения у ребёнка закладывается основа понимания музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных образов. Всё это имеет большое значение для последующей работы, и для отношения ребёнка к музыке. Будет ли ученик продолжать занятия в профессиональном плане, или музыка, не став его специальностью, просто обогатит его жизнь – в первые годы занятий не имеет значения и не отразится на их направленности. Прежде всего надо привлечь ребёнка к музыке, обогатить и развить его впечатления. Помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес и любознательность. Раскрыть ребёнку из чего состоит музыка, какие средства она использует при воздействии на слушателя – одна из главных задач начального уровня обучения на фортепиано.

Литература.

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М.: Советский композитор, 1985.

Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. – Л.: Советский композитор, 1988.

Булатова Л. Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной. – М., 1976.

Благой Д.Д., Гольденвейзер Е.И. В классе А.Б. Гольденвейзера. – М., 1986.

Королева Е. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение 1994.

Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первый год обучения. – Новосибирск, 1989.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1989.

Шмидт–Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985.

Юдовина–Гольперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог. – Л.: Советский композитор, 1989.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области