Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Но в современном обществе наблюдается низкий уровень духовного развития. А музыка – одно из мощных средств воздействия на духовное воспитание детей. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его духовности. Будучи обращенной, к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания. Приобщение ребенка к музыке развивает в нем чувство красоты и гармонии. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Во время проведения музыкальной деятельности ребята познают окружающий мир, природу, её красоту.
Тема природы в музыке прослеживается с самого раннего детства. Уже в группах раннего развития дети подпевают петушку, воробушку, радуются приходу кошечки, собачки, белочки, медвежонку. Уже на этом этапе у них формируется бережное отношение к природе. Животным нужно помочь, пожалеть, с ними весело играть. Так же танцую с малышами с листочками, со снежками. Дети младшего возраста любят играть в музыкальные игры, которые также пронизаны темой природы: « Солнышко и дождик»,
« Птички и кот», « Зайка», « Бобик и воробьи».
Во 2 младшей группе дети с удовольствием поют о природе: «Осенние песенки», «Дождик и малыши», «Зимушка зима», «В гости солнышко зовём», исполняют танец с листочками, кружатся в танце снежинок, летом изображают пчёлок в музыкальной игре «Медвежонок и пчёлы», зайчиков в игре «Зайцы и волк», убегают от сердитого Барбоса.
Уже с младших групп использую музыкально-дидактические игры « Зайцы пляшут, зайцы спят», « Птица и птенчики»
В среднем возрасте дети уже могут рассказать об услышанном в музыке , выразить своё впечатление. Например, слушаем «Утро» Грига, народную песню «Земелюшка – чернозём» , «Дождик» М. Красева. Также поём о природе «Чудо-песенка дождя», «Осенние подарки», «Весёлая зима»,
«Солнышко и я». Играем в музыкальные игры «Волк и дети», « Узнай по голосу», « Васька кот» и др.
В старших и подготовительных к школе группах дети слушают более сложные музыкальные произведения: «Октябрь» , «Жаворонок» П. Чайковского, Цикл «Времена года» А. Вивальди, «Рассвет на Москве-реке», «Белка, Море» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова,
«Пляска птиц», «Зима пришла» и другие. Также использую во время проведения музыкальной деятельности разные звуки природы: вой ветра, пурга, хруст веток, пение птиц, звуки животных
На протяжении всего учебного года тема природы пронизывает многие праздники нашего детского сада: «Маша и Мишка в осеннем лесу», «Каркушины загадки», « осенний квест», «Новогодние приключения», « Лето в гостях у ребят» и многие другие.
Также помогает влиять на духовное воспитание детей использование народного музыкального творчества - фольклор. В народном творчестве воплощены главные качества человеческой души: доброта, чувство любви к природе почитание предков, а яркие музыкально-поэтические образы народных песен способствуют усвоению нравственности. Это детские песни, дразнилки, прибаутки, считалки, календарный фольклор и произведения взрослых для детей: колыбельные, потешки, пестушки. Народное творчество для детей, проникнутое любовью и нежностью, воспитывает такие нравственные качества, как любовь, забота, доброта, сочувствие.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод об огромном влиянии природы в музыке. Музыка, как учебный предмет в системе общего образования, может и должна более широко использоваться в целях воспитания духовности дошкольников .