Театрализованная деятельность в ДОУ.
Роль театрализованной игры в развитии ребёнка.
Как отмечали знаменитые психологи и педагоги Эльконин Д.Б, Лурия А.Н, и многие другие ученые деятели, игра является самым доступным и интересным способом переработки информации для ребенка. Это уникальный и первостепенный метод и эмоционального, и речевого, и общего развития маленького человека. С самого рождения ребёнок воспринимает весь окружающий мир через игру, примеряет роли, повторяя за окружающими (и людьми, и животными). Именно поэтому актуальность игры как метода развития и воспитания никогда не утеряет своей значимости. Современным же педагогам остается только искать всё новые и новые методы усовершенствования игры согласно требованиям времени, опираясь на бесценный опыт предшественников.
Театрализованная игра сегодня прочно вошла в инструментарий современных педагогов. Тем не менее, поле для их деятельности и разработки собственных уникальных технологий и методик довольно обширен, с учетом особенностей региональных и национальных, возрастных и психологических и многих других факторов.
Преподавательским составом музыкального отделения Якутского педагогического колледжа имени С.Ф.Гоголева, в рамках Рабочей программы, для подготовки педагогов дошкольного образования, на практических занятиях активно применяется методика театрализованной игры. В обязательном порядке в этой методике учитываются особенности работы в детских садах якутским языком обучения.
Итак, что дает театрализованная игра и почему её роль столь важна в современных условиях. С постоянным и активным развитием аудиовизуального пространства, меняется и способы восприятия ребенком окружающего мира. Аудиальное донесение информации для детей уже не является достаточным, и если много лет назад ребенок мог с помощью воображения дорисовать аудиальную картину, то с каждым днем это становится сложнее. Меняется не только способ восприятия информации, но и речь, и словарный состав языка и вообще весь спектр способов выражений понятий. И на помощь педагогам приходит театрализованная игра. Причём, мало наделить ролями каждого в группе. Важную составляющую здесь играют предметы идентификации героев: маски, атрибуты, костюмы, куклы и пр.
Мы не будем останавливаться на всех особенность театрализованной игры, тем более, очень подробно и доступно она рассмотрена в работах многих современных ученых педагогов и психологов, например, в статье Акуловой О. А., доцента кафедры дошкольной педагогики, кандидат педагогических наук РГПУ им. А. И. Герцена. И в нашей работе мы во многом опирались на её работу «Театрализованная игра в работе с дошкольниками» (Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.http://pedlib.ru/)
В разработки коллег мы внесли региональную составляющую, как то: перевод текстов на родной язык, учёт природных особенностей (флоры и фауны, погоды), кроме того, активно использовали национальные элементы в атрибутике и музыкальном сопровождении.
Театрализованная игра по мотивам потешек, адаптированных к региональным особенностям, прошла апробацию в нескольких группах детских садов.
По итогам апробации, мы пришли к выводу, что, во-первых, театрализованная игра в очередной раз доказала свою актуальность. Ознакомление и заучивание таким образом стихов и потешек происходило намного быстрее и удачней, чем это происходило при исключительно аудиальном заучивании. Во-вторых, соответствующая атрибутика вносит элемент повышенной заинтересованности к той или иной роли у детей, соответственно, они учатся не только представлять, но и буквально вживаться в роль своего героя, показывая в своей игре харктерные особенности (например, ворона разговаривает картавым голосом, заяц дрожит от страха и пр.). Вплетение национальных элементов значительно приближает детей к соответствующему месту событий, облегчает их восприятие и правильное, наиболее точное отражение своего героя.
Итак, театрализованная игра не только не сдает своих позиций, а наоборот, раскрывает множество возможностей педагогу для результативной работы в самых разных группах детей, дает волю фантазии и экспериментам.
Список литературы:
Акулова О.А., «Театрализованная игра в работе с дошкольниками» //Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.
Доронова Т. Театрализованная деятельность детей / Т. Доронова // Ребенок в детском саду., 2003. № 1. С. 28-31.
Зотова И.В. Роль и значение организации театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / И.В. Зотова, А.Е. Крайчак // Проблемы современной науки и образования. М.: «Проблемы науки», 2017. № 16 (98). С. 99-102.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого / Е.В. Мигунова. Великий Новгород, 2006. 126 с.