НОД (старшая группа)
«Осень на опушке краски разводила…»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: реализация самостоятельной изобразительной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства-пейзажем;
Познакомить с новым способом изображения- раздуванием краски, показать его выразительные возможности;
Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект.
Развивающие:
Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования;
Развивать мышцы рта, тренировать дыхание;
Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.
Воспитательные:
Вызвать у детей радостное, эмоциональное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений искусства;
Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;
Продолжать воспитывать умение выполнять определенные действия по словесной инструкции педагога.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, разучивание стихотворений об осени, игры с листьями на прогулках, слушание музыкальных композиций П.Чайковского из альбома «Времена года»- Октябрь, А.Вивальди из альбома времена года-Осень, А.Пьяцолло из альбома «Времена года» -Осень.
Материалы для занятия:
Альбомный лист с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя коричневая);
Дополнительный лист ½ А4;
Набор гуашевых красок;
Кисть;
Трубочка для коктейля;
Салфетка;
Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень»;
Репродукции с осенними пейзажами;
Музыкальная композиция П.Чайковского из альбома «Времена года» Октябрь-Осенняя песня;
Сундучок с яблоками (угощение для детей).
Ход занятия.
1.Организационная часть.
Педагог предлагает детям загадку:
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
День все больше убывает,
Когда это бывает?
Дети: Осенью.
П.: Верно. Разноцветными стали травы, деревья, кустарники. Воздух прохладный, погода чаще бывает пасмурной и дождливой. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Исчезают насекомые.
А какие еще очень важные приметы знаете вы?
Дети: Звери готовятся к зиме, птицы улетают в теплые края.
П. Верно. Многие поэты восторгались осенней природой, ее многоцветием, ярким колоритом. Композиторы тоже находились под впечатлением осени. В грустные долгие вечера, слушая осенний дождь, они сочиняли музыку.
Звучит музыкальная композиция П.Чайковского из альбома «Времена года» Октябрь-Осенняя песня.
П. Художники тоже не были в стороне, под впечатлением красоты осенней природы они брались за кисть и писали картины.
Педагог дает возможность детям полюбоваться репродукцией картины И.Левитана «Золотая осень».
П. На прогулке мы с вами часто наблюдаем, как листочки отрываются от веточек и, красиво кружась, падают на землю. Как называется это осеннее явление?
Д. Листопад.
П. А ещё красавица-осень радует нас многоцветием: листья деревьев она окрашивает в самые разные цвета и их оттенки. Крона становится похожей на праздничный салют из разноцветных листиков огоньков.
Чтение отрывка из книги Г. Скребицкого «Четыре художника»
Осень
Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник ярко-красным, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старика.
Глядит, а неподалеку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.
Все деревья и даже кусты разукрасила осень по –своему, по-осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный…
Чтение рассказа педагог сопровождает показом иллюстраций с осенними пейзажами.
Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем осеннюю композицию, но необычным способом- при помощи своего дыхания. Называется этот нетрадиционный прием изображения «раздувание краски». На лист бумаги нужно нанести несколько капель жидкой краски, взять трубочку, и ее нижний конец направить в середину лужицы из краски. Затем с усилием подуть в трубочку и раздувать краску от центра в разные стороны. Вы увидите, как у кляксы разбегутся по листу «лапки». (Дети упражняются на дополнительном листе раздувать краску).
2.Практическая часть.
Кистью нарисовать ствол дерева от середины к нижнему краю листа.
Над верхней частью ствола кистью нанести пятно краски яркого цвета, разведенной водой.
Направить нижний конец трубочки в середину пятна и с усилием раздуть краску в разные стороны (лист можно поворачивать)
Рядом с первым нанести пятно другого цвета и проделать с ним ту же операцию, при этом краски могут пересекаться, сливаться. Изобразить крону дерева из нескольких разноцветных пятен способом раздувания краски. Таким же образом выполнить еще 1-2 дерева.
Способом раздувания дети могут дополнить свою композицию опавшими листьями, солнцем, облаками.
При выполнении практической части дети выполняют физкультминутку.
Руки подняли и покачали-это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули-ветер сбивает листву,
В стороны руки, плавно помашем-птицы летят на юг,
Как они сядут тоже покажем, крылья сложили назад.
3. Заключительная часть.
Педагог. У нас с вами получился красивый осенний пейзаж.
Осень готовит природу к долгому отдыху. Но и про вас осень не забыла, в своем волшебном сундучке она принесла для вас подарки.
Сундучок осени.
По дороге золоченой
Осень щедрая идет.
Убранный листами клена
Сундучок она несет.
Сундучок с ее приданым
Полон солнечных даров:
Много тут брусники рдяной,
Спелых яблок и грибов.
Грело поле, лес и сад,
И поило их дождями,
И растило все подряд!
По дороге золоченной
Осень в гости к нам идет,
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет.
В . Пальчинскайте.
Педагог достает из сундучка яблоки и угощает ими детей.